Тема 11. Особенности анализа лирического произведения.

1. Преобладание субъективного начала (переживаний, чувств, мыслей лирического героя) – основа лирики как литературного рода. Жанр стихотворения.

2. Реалии внешнего мира и их отражение в лирическом произведении. Роль «внешних» факторов (биографических, исторических, общественных, литературных и др.) в создании анализируемого стихотворения.

3. Проблема лирического героя; его соотнесенность с биографической личностью автора.

4. Тема и идея лирического стихотворения. Особенности их выражения.

5. Особенности композиционно-сюжетной организации: ограниченный объем, параллелизмы, повторы, сравнения, интонация как сюжетообразующие факторы.

6. Формы лирического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, объективная и др.

7. Ассоциативность и многозначность слова в поэтическом тексте.

8. Ритмическая организация лирического стихотворения.

Тексты

Пушкин А.С.: К морю. К*** (Я помню чудное мгновенье...). Зимнее утро. Пророк. Анчар. Вновь я посетил...

Лермонтов М.Ю.: Парус. Бородино. Тучи. Родина. Выхожу один я на дорогу...

Некрасов Н.А.: Тройка. Родина. Памяти Добролюбова. Несжатая полоса.

Фет А.А.: Я пришел к тебе с приветом. Я тебе ничего не скажу.

Также стихи другие стихотворения по выбору.

Литература

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: В 9 т. — Т.3. М., 1982.

2. Гаспаров М.Л.Русские стихи 1890 – 1925 годов в комментариях. М., 1993.

3. Гинзбург Л.Я.О лирике. Л., 1974. С. 6—26, 222—240.

4. Гинзбург Л.Я.О литературном герое. Л., 1979. С. 89—149.

5. Кожинов В.В.Стихи ипоэзия. М., 1980.

6. Маймин Е.А.Опыты литературного анализа. М., 1972. С. 184—206.

7. Поспелов Г.Н.Лирика среди литературных родов. М., 1976. С.62—177.

8. Поэтическийстрой русской лирики / Под ред. Г.М. Фридлендера. Л., 1973. 9. Русскоестихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов / Под ред. М.Л. Гаспарова: М., 1979.

10 Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977 (разд. «Семантическая структура лирического стихотворения». С. 5—45; «Концовка лирического стихотворения». С. 168—-174).

11. Эйхенбаум Б.М.Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 328—348, 391—435.

А также литература по стиховедению, указанная к занятию 9.

Тема 12. Особенности анализа лирического произведения в начальной школе.

1. Сформулируйте оптимальный уровень читательских представлений (ожиданий) о лирике как роде литературы, который может освоить ребенок младшего школьного возраста.

2. Проверьте свои выводы, изучив современные учебники по чтению и литературе для начальной школы по одной из образовательных систем.

3. Изучите 2 разных комплекта учебников по чтению и литературе для начальной школы и сделайте выводы о том, какие жанры лирики включаются в детское чтение.

4. Проанализируйте методический аппарат учебников и сделайте выводы о том, как он (методический аппарат) нацелен на формирование представления о лирике как роде литературы у детей.

5. Прочитайте несколько статей о работе над лирическим произведением в начальной школе, сформулируйте свое отношение к позициям авторов.

6. Предложите целесообразный, с Вашей точки зрения, алгоритм работы над лирическим произведением в начальной школе.

Литература

См. литературу к предыдущей теме, а также:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. – М.: Баласс, 2001.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. – М.: Баласс, 2001.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. – М.: Баласс, 2001.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. Капельки солнца. – М.: Балас, 2001.

Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001.

Кудина Г.Н. и др. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Оникс XXI век, 2001. И другие учебники.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.: Баласс, 2003. – 288 с.

Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. – М.: Просвещение, 2001.

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школь­ников: Теоретико-экспериментальное исследова­ние. – М.: Педагогика, 1980. – 160 с.

Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. – М., 1997. – 158с.

Методика обучения русскому языку в начальной школе: Учеб.пособие / М.В. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М., 1997. – 415 с.

Наши рекомендации