Общее время выполнения заданий – 2 часа 30 минут.
Задание 1.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Количество баллов.
1 балл.
2 балла в случае указания обоих вариантов.
Ответ.
Возможны два варианта ответа.
Бесценный – нет суффикса -енн.
Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.
Задание 2.
На основании какого признака вертолет получил свое название?
Количество баллов.
1 балл.
Ответ.
На основании способности лететь (взлетать) вертикально.
Задание 3.
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Количество баллов.
Исправление ошибки – 1 балл.
Толкование фразеологизма – 1 балл.
Итого максимум – 8 баллов.
Ответ.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Задание 4.
Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Количество баллов.
До 2 баллов.
Ответ.
Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.
Задание 5.
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Количество баллов.
Толкование одного слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности.
Максимум 6 баллов.
Ответ.
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Задание 6.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.
Штаны, сени, носилки, иваси.
Количество баллов.
1 балл.
Ответ.
Иваси – несклоняемое существительное.
Задание 7.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?
Количество баллов.
До 2,5 балла.
Ответ.
Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)
Сверстник.(0,5)
Этимологический словарь. (1)
Задание 8.
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Количество баллов.
Комментарий - 1 балл.
Свой вариант наименования – 1 балл.
Название словаря – 1 балл.
Итого максимум 3 балла.
Ответ.
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Задание 9.
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Количество баллов.
Один ответ – 1 балл.
Итого максимум 2 балла.
Ответ.
В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.
Задание 10.
Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?
Количество баллов.
2 балла.
Ответ.
Морфология (от греч. morhhē – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.
Задание 11.
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Количество баллов.
Синтаксический разбор предложения – до 2 баллов.
Морфологический разбор слова: один признак – 0, 5 балла. Всего 8 баллов.
Морфемный разбор слова: одна морфема – 0,5 балла. Всего 9 баллов.
Пунктуация – 0,5 балла.
Итого максимум 19,5 балла.
Ответ.
подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)
нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)
по - дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)
от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).
Задание 12.
В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Ответ.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.
Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.
Количество баллов.
Орфограмма – 0,1 балл. Всего 1,2 балла.
Пунктограмма – 0,1 балл. Всего 0,4 балла.
Пересказ – до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.
Итого максимум 11,6 балла.
Русский язык
Класс