Повесть «Превращение» («Die Verwandlung», 1912)
1. Экспрессионизм. Общая характеристика явления. Представители экспрессионизма в литературе Германии и Австрии. Темы и мотивы поэзии экспрессионизма. Художественные приемы.
2. Особенности художественного мира Ф. Кафки (обзор творчества писателя, общие черты поэтики). Жанровое своеобразие притч писателя. Понятие параболы. Концепция мира и человека в притчах. Особенности хронотопа притч. Ведущие образы.
3. Приёмы создание образа абсурдного мира в повести «Превращение».
4. Персонификация категории отчуждения в образе Грегора Замзы. Стадии отчуждения и самоотчуждения героя.
5. Особенности мироощущения главного героя.
6. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд.
7. Система изобразительно-выразительных средств в произведении.
15.
Реалистическая литература XX века: Э.М. Ремарк «Три товарища» («Drei Kameraden», 1936)
1. Характеристика послевоенного времени в романе Ремарка.
2. Раскрытие трагедии судеб представителей «потерянного поколения» (на примере главных и второстепенных образов). «Панорамное» изображение «потерянного поколения» в системе персонажей.
3. Ретроспективное изображение войны в романе. Мотивы боли, утраты, разочарования.
4. Идея солдатского братства.
5. Тема любви (на примере главных и второстепенных персонажей).
6. Особенности поэтики романа Ремарка: психологизм, лиризм, реалистическая конкретность и т.д.
7. Выпишите из текста по 10 примеров удачных, на Ваш взгляд, авторских метафор, эпитетов, гипербол и т.п. (на отдельный листок).
16.
Экзистенциалистский роман А. Камю «Посторонний»
(«L'Étranger», 1942)
1. Проблематика (социальная, нравственная, абсурдистская) романа А. Камю «Посторонний».
2. Образ главного героя в романе:
а) в чём выражается конфликт героя и социума?
б) отчуждённость и одиночество героя;
в) характер взаимоотношения с окружающим миром;
г) значение имени.
3. Принцип «зеркальной композиции» романа и его роль в раскрытии образа Мерсо.
4. Основной конфликт, идея романа.
5. Различные трактовки названия романа. Неоднозначность прочтения текста.
6. Особенности стиля романа А. Камю, «нулевой градус письма» (Р. Барт).
17.
«Встревоженный реализм» послевоенного времени:
Д.Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
(«The Catcher in the Rye» – «Ловец во ржи», 1951)
1. Форма исповеди как основа повествовательной структуры произведения.
2. Изображение переходного этапа в жизни Холдена Колфилда. Процесс взросления. Особенности постепенного осознания взрослого мира. Проблема свободы выбора. Соединение роли «святого» и «шута» в образе главного героя.
3. Характеристика потребительской среды в романе.
4. Метафора «жизнь – игра», антитеза «любовь – смерть», их выражение и функции в произведении.
5. Традиции американской литературы в романе.
6. Смысл названия. Сущность бунта героя.
7. Особенности поэтики.
8. Охарактеризуйте особенности повествования. Приведите наиболее показательные примеры «сказовой» речи.
18.
Постмодернистская концепция творчества:
Роман П. Зюскинда «Парфюмер»
(«Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders», 1985)
1. Демонстрация проблем современности через обращение автора к историческому материалу. Почему автор изображает именно Францию XVIII века?
2. Характеристика сознания и мироощущения главного героя – Жана Батиста Гренуя.
3. Гренуй и общество.
4. Интертекстуальность образа Гренуя и романа в целом.
5. Жанровая специфика произведения.
6. Особенности речевого уровня текста.
7. «Парфюмер» как авторская рефлексия по поводу постмодернистского типа художественности.
19.
Постмодернистские вариации Дж. Барнса: «История мира в 10½ главах»
(«A History of the World in 10½ Chapters», 1989)
1. Особенности композиции романа Дж. Барнса.
2. Ведущие темы, идеи произведения.
3. Основные образы, мотивы, организующие целостность текста.
4. Специфика постмодернистской поэтики текста.
5. Своеобразие восприятия истории в тексте: авторская концепция понятия, осмысление движения исторического процесса.
6. Проблема жанрового определения текста.
7. Особенности деканонизации жанра романа.
8. Практическое задание: сделать целостный анализ одной главы из романа Дж. Барнса, опираясь на вопросы практического занятия (на отдельный листок).
20.
Постапокалиптический роман XXI века: