Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
Благословлю я золотую Дорогу ксолнцу от червя.
И |
мя Н. С. Гумилева было весьма значимым и популярным в литературе первых десятилетий прошлого века. Ему посвящали стихотворения А. Ахматова, М. Волошин; М. Горький называл его «талантливым поэтом», Е. Замятин- «большим русским поэтом».
В 1911 г. Гумилев основал вместе с поэтом Сергеем Городецким литературное объединение - «Цех поэтов», вокруг которого объединились такие талантливые писатели, как О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий и др., издавал журнал «Гиперборей». Гумилев является основателем нового направления, акмеизма, выступившего против недоговоренности, неясности, мистических устремлений символизма, и утверждавшего ясность, четкость художественного образа и языка.
В опубликованном в 1912 г. в журнале «Аполлон» манифесте акмеистов «Наследие символизма и акмеизм»Гумилев четко обозначил эстетические принципы акмеизма. «Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает... На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова акме - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующий большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».
Экзотичная образность, прославление мужественных людей, романтизация и поэтизация жизни - характерные черты ранней поэзии Гумилева. Программным стихотворением поэт считал стихотворение «Я конквистадор в панцире железном»:лирический герой предстает за маской конквистадора - смелого покорителя пространств, отважного и верного воина, мечтающего о романтической, загадочной стране Эльдорадо и ищущий ее. «Железный панцирь» и «звезда долин, лилея голубая» станут геральдическими знаками раннего поэта-романтика:
Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лил ею голубую.
Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 2(15) апреля 1886 г. в семье Степана Яковлевича, корабельного врача, и Анны Ивановны. Детские годы будущий писатель провел в Царском Селе. В Кронштадте зародилось влечение Гумилева к странствиям и далеким путешествиям. Вид прибывающих в гавань кораблей, манящая линия горизонта - все будоражило воображение будущего рыцаря Музы дальних странствий.
В раннем стихотворении «Путешествие в Китай»(1910) Гумилев выскажет свое стремление - «пытать бытие», познавать неизведанное:
Что же тоска нам сердце гложет, Что мы пытаем бытие? Лучшая девушка дать не может Больше того, чем есть у нее. Все мы знавали злое горе, Бросили все заветный рай. Все мы, товарищи, верим в море, Можем отплыть в далекий Китай.
В 1906 г. Гумилев окончил царскосельскую гимназию и уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбоннском университете, издавал журнал «Сириус», посещал художественные выставки, знакомился с французскими писателями. Свои стихотворения, статьи он отправлял в Москву, Валерию Брюсову, часть из них публиковалась в крупнейшем символистском журнале «Весы». В эти годы Гумилев много путешествовал по странам Африки (1907,1910,1912 гг.).
В 1910 г. поэт женился на Анне Андреевне Ахматовой, в 1911 г. у них родился сын -Лев, в будущем ставший крупным ученым.
Гумилев писал стихи постоянно, много и охотно. «Стихоманом», стихотворным фанатиком, тщательно работающим над формой стиха, вспоминает его Сергей Константинович Маковский - критик, поэт, мемуарист, редактор журнала «Аполлон».
Человеческую и творческую личность Гумилева ярко характеризует его отношение к Первой мировой войне и отражение ее в поэзии. В 1914 г. он, несмотря на «белый билет» по зрению, добровольцем уходит на фронт, получает два Георгиевских креста за храбрость. Восторженное воспевание опасности, мужества и самообладания станет неизменной темой его поэзии:
Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет, И жужжат шрапнели, слоено пчелы, Собирая ярко-красный мед.
(«Война»)
В годы войны Гумилев не прекращал литературной деятельности, им был издан сборник «Колчан»,написаны пьесы «Гондла»и «Отравленная туника»,цикл стихов «Записки кавалериста»,подготовлен к печати сборник стихов «Костер».
В стихотворениях о войне отразились антивоенные настроения поэта. Как истинный художник, Гумилев не скрывает ужасов войны, от лица окопников провозглашает бессмысленность бойни, пишет о ценности человеческой жизни, братских узах, фиксирует «историю чувств»: о чем люди думают на войне, о чем мечтают, чего боятся:
Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. <...> Я кричу, и мой голос дикий, Это медъударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть.
(«Наступление»)
Мотивы смерти и разрушения рассматриваются в стихотворениях «Смерть»(1915), «Рабочий»(1916), в пьесе «Гондла»(1916), в документальной прозе («Записки кавалериста»).В них воплотились антивоенные настроения поэта, подчеркнута звериная суть войны:
В час, когда, словно облак красный, Милый день уплывет из глаз, Свод небесный будет раздвинут Пред душою, и душу ту Белоснежные кони ринут В ослепительную пустоту.
(«Смерть»);
Для чего венценосные трупы На лугах венценосной войны.
(«Гондла»);
Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, пыльную и мятую траву.
(«Рабочий»)
Точность гумилевского слова, его образность, необычные сочетания слов, выразительные эпитеты, яркие сравнения воссоздают достоверность ужасов войны, человеческих страданий: «Птиц быстрей взлетают клинки...»; «...словно облак красный, / Милый день уплывет из глаз»; «Залитые кровью недели...»; «...душу ту / Белоснежные кони ринут / В ослепительную высоту».
Как и всех поэтов Серебряного века, Гумилева отличает благоговейное отношение к Слову. Свои теоретические воззрения он высказывает в статье «Читатель»: «Поэзия для человека - один из способов выражения своей личности - и проявляется при посредстве слова, единственного орудия, удовлетворяющего ее потребностям. <...> Поэзия и религия - две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы... Поэзия всегда обращается к личности».
Тема Слова - центральная в творчестве Гумилева: слово в творчестве поэта является заповедным, обладает жизнестроитель-ной функцией, магическим действием. В «Поэме начала»(1921)
Гумилев наделяет понятие «слово» такими емкими определениями, как «заповедное», «запрещенное», «таинственное», сопоставляет его воздействие с солнцем, подчеркивая его силу, влияние на человека.
Свое поэтическое кредо Гумилев изложил и в таких стихотворениях, как «Молитва мастеров», «Слово».Стихотворение «Слово»содержит прямой парафраз из «Евангелия»(«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» - От Иоанна). Гумилев подчеркивает силу и воздействие Слова с первых строк своего замечательного стихотворения:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
Гумилев был очень взыскателен к себе, строг в овладении законами литературного «ремесла» и как большой поэт, как мастер слова наиболее полно раскрылся в поздних сборниках - «Огненный столп» (1921), «Шатер» (1921), «Посмертный сборник»(1923), «К синей звезде»(1923).
Одна из ведущих тем зрелого творчества Гумилева - тема искусства и роли художника. Так, в книге «Огненный столп»,поэт раскрывает свое понимание искусства, говорит о его назначении, о духовных нитях, соединяющих читателя и поэта. В стихотворении «Память»(1920), открывающем сборник, поэт в исповедальной форме пишет о своей духовной жизни, вводит читателя в свой внутренний мир, повествует о четырех метаморфозах души, о самосовершенствовании и верности своим идеалам:
Я-угрюмый иупрямый зодчий Храма, восстающего во мгле. Я возревновал о славе Отчей Как на небесах, и на земле.
Стихотворение «Память»психологично, оно раскрывает внутренний мир ребенка, его открытость миру, детское видение действительности, слияние души ребенка со стихиями, «сумраками рощ», «листом опавшим», с миром животных - «рыжей собакой»:
Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливающий дождь.
В стихотворении «Молитва мастеров»Гумилев, как и в стихотворении «Слово»,выражает свою поэтическую веру в вечность искус ства и нетленность его образов, их значительность в духовной жизни человека, верность художника своим творческим
принципам:
Что создадим мы впредь, на это власть господня, Но что мы создали, то с нами посе-годня. <...> Упреки льстивые и гул молвы хвалебный Равно для творческой святыни непотребны.
Сборник «Огненный столп»считается вершиной творчества поэта, выдающейся книгой философской лирики. В сборник также вошли другие известные стихи: «Память», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Дева-птица», «Молитва мастеров».
Стихотворения сборника подкупают искренностью лирического героя, его открытостью, печалью, мудростью, прозорливостью автора относительно своего трагического конца.
В стихотворении «Пиза»и в цикле «Канцоны»поэт воспевает радость, красоту, великолепие жизни и грустит по поводу ее быстротечности:
Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь... Ты, о нежная, чье имя - пенье, Чье тело - музыка, и ты идешь На беспощадное исчезновенье.
(«Канцоны»)
Многоплановым, философски насыщенным является стихотворение «Заблудившийся трамвай»:поэт сбрасывает с себя маску конквистадора, покорителя пространств и обстоятельств. Сам образ «заблудившегося трамвая» - символичен, он знаменует поиск человеком пути в жизни, осознание человеком своего «я»:
Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен. <...> Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: «Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?»
Стихотворение «Заблудившийся трамвай» пронизано печалью, нежностью к уходящей жизни, к любимой; в нем отчетливо звучит прозорливое предвидение будущей насильственной смерти, предчувствие, что собственная смерть будет не такой, как у других:
В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь в ящике скользком, на самом дне.
В стихотворении выражен взгляд поэта на человека как па уникальное явление планетарной эволюции: необычный трамвай пронесется через все меридианы и широты, через Неву, Сену, Нил, «Индию Духа»; на его пути встретятся и живущие, и умершие, люди разных времен и рас.
В изданную посмертно книгу «К Синей звезде»вошли шедевры любовной и философской лирики Гумилева - «Сон», «Я и Вы», «На путях зеленых и земных», «Неизгладимы, нет в моей судьбе», «Еще не раз вы вспомните меня»:
Еще не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже, и не стал, Его Вам было мало или много, Должно быть, плохо я стихи писал И Вас неправедно просил у Бога.
Анне Ахматовой Гумилев посвятил сборник «Романтические цветы»,состоящий из 32 стихотворений, а также ряд стихотворений книги «Чужое небо».Среди них - такие замечательные, как «Перчатка», «Мне снилось, мы умерли оба»,написанное в традициях фольклора стихотворение «Из логова Змиева»:
Из логова Змиева, Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью, А думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью.
Женский образ, навеянный Ахматовой, запечатлен и в таких стихотворениях, как «Современность», «Однажды вечером», «Она».
В них отражено представление поэта о любви, как «тайне», чуде, осветляющем всю жизнь человека:
Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слое Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое.
(«Она»)
Вообще любовная тема занимает одно из центральных мест в стихах Гумилева. Его лирический герой мечтает об идеальной любви, грустит от несовершенства людских отношений («Эзбекие», «Сон», «О тебе», «Заблудившийся трамвай!»).Идеал гармонии поэт находит в природе, где «соединение» органично, естественно и покоится на взаимном чувстве, тяготении; он ищет такую гармонию у влюбленных, но не находит:
О, как божественно соединенъе Извечно созданного друг для друга! Но люди, созданные друг для друга, Соединяются, увы, так редко.
(«Соединение»)
Отличительная черта позднего творчества Гумилева, объединяющая его с исканиями М. Волошина, - создание особого эпоса, в котором можно было бы дать «биографию» Земли, художественное исследование планетарной связи человека и вселенной, эволюцию человека и его связь с космосом.
Космическая тема отчетливо звучит в «Поэме начала»(1920), которая состоит из отдельных стихотворений, объединенных в книгу первую «Дракон».По замыслу автора, поэма должна была стать широким эпосом и состоять из двенадцати больших книг. Осуществить замысел Гумилеву помешала смерть. Но и то, что удалось воплотить, поражает мощью, жизнерадостным мироощущением широты и необъятности мира, выраженной в поэме жаждой знаний, перспективами, которые открывают человеку дорога и поиск, постижение «смысла бытия», овладение «ключами тайны и чуда». Стихотворению свойственно эзотерическое проникновение в тайну предметов, явлений. В поэме Гумилев прибегает к излюбленной поэтике фольклора - олицетворению:
Освежив горячее тело Благовонной ночною тьмой, Вновь берется земля за дело, Непонятное ей самой. Наливает зеленым соком Детски-нежные стебли трав И багряным, дивно высоким,
Благородное сердца лъеа. <...> С сотворенъя мира стократы, Умирая, менялся прах, Этот камень рычал когда-то, Этот плющ парил в облаках. Убиеая и воскрешая, Набухать вселенской душой, В этом воля земли святая, Непонятная ей самой.
Творческая и личная жизнь Гумилева в последние три года до смерти очень насыщенны. В 1918 г. поэт разводится с Анной Ахматовой и женится на Анне Николаевне Энгельгардт, у них появляется сын; М. Горький приглашает его как первоклассного переводчика и эрудита в издательство «Всемирная литература».Вместе с К. И. Чуковским Гумилев работает над книгой по теории перевода, выступает с лекциями в различных аудиториях, в том числе и перед моряками и красногвардейцами, руководит поэтической студией «Звучащая раковина»,возрождает работу «Цеха поэтов».
Генеральный прокурор СССР Г. А. Терехов констатирует, что «Гумилев Н. С...не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего категорически отказался».
Поэзия Н. С. Гумилева актуальна в наши дни тем, что активо побуждает человека размышлять, радоваться жизни, соизмерять свои дела и поступки с вечными законами человеческой морали, о которых писал поэт:
Есть бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в бога. («Фра Беато Анджелико», 1912)
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что вы знаете о Н. С. Гумилеве как основателе нового поэтического направления - «акмеизм»? Каковы эстетические принципы акмеизма, изложенные в манифесте «Наследие символизма и акмеизм», написанном Гумилевым?
2. Назовите характерные черты, присущие ранней поэзии Гумилева. Какое свое стихотворение Гумилев считал программным? Какие поэтические приемы использует поэт в стихотворении «Я конквистадор в панцире железном»?
3. Как называется стихотворение, посвященное Гумилевым директору гимназии в Царском Селе, в которой он учился, И. Анненскому? Как развивается в этом стихотворении тема памяти, столь характерная для поэзии акмеистов?
4. Обозначьте смысловое содержание стихотворений Гумилева о войне. («Наступление», «Война», «Рабочий» и др.)
5. Тема «Слова» - центральная в поэзии Гумилева. Какими определениями он наделяет это понятие? Как обозначит поэт свое творческое кредо в стихотворениях: «Молитва мастеров», «Слово», «Мои читатели» и др.?
6. Каково происхождение названия сборника «Огненный столп»? Какие стихотворения вошли в эту книгу? Как просматривается в них эволюция поэта?
7. Что вы знаете о трагической гибели поэта? Дайте анализ стихотворения М. Волошина «На дне преисподней» (1922), посвященного памяти А. Блока и Н. Гумилева.
8. Напишите реферат на тему: «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу умереть». Тема войны в творчестве Н. С. Гумилева (по материалам поэзии, эпистолярной и документальной прозы. «Смерть», «Наступление», «Записки кавалериста», пьеса «Гондла» - по выбору).
9. Напишите рецензию на стихотворение Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай».
10. Напишите сочинение на тему: «О, как божественно соединение // Извечно со
зданного друг для друга!». Тема любви в поэзии Н. Гумилева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гумилев Н. С. Собр. соч.: В 4 т./ Под ред. Г. П. Струве, Б. А. Филиппова, подготовка текста и комментарий Г. П. Струве. - М., 1991.
2. Гумилев Н. С. Забытая книга. Стихи. Письма о русской поэзии / Вступ. статья Вяч. Иванова, послесловие Н. А. Богомолова. - М., 1989.
3. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева. Годы: 1886-1913. - М., 1995.
4. Гумилевские чтения: Материалы международной конференции филологов-славистов. - СПб, 1996.
5. Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. -Л., 1991.
6. Жирмунский В. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л., 1977.
7. Лукницкая В. К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. - Л., 1990.
8. Панкеев И. Николай Гумилев. Биография писателя. - М., 1995.