Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

Благословлю я золотую Дорогу ксолнцу от червя.

И

мя Н. С. Гумилева было весьма значимым и популярным в литературе первых де­сятилетий прошлого века. Ему посвящали стихотворения А. Ахматова, М. Воло­шин; М. Горький называл его «талантливым поэтом», Е. Замятин- «большим рус­ским поэтом».

В 1911 г. Гумилев основал вместе с поэтом Сергеем Городецким литературное объ­единение - «Цех поэтов», вокруг которого объединились такие талантливые писате­ли, как О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий и др., издавал журнал «Гипербо­рей». Гумилев является основателем нового направления, акмеизма, выступившего против недоговоренности, неясности, мистических устремлений символизма, и утверждавшего ясность, четкость художественного образа и языка.

В опубликованном в 1912 г. в журнале «Аполлон» манифесте акмеистов «Наследие символизма и акмеизм»Гумилев четко обозначил эстетические принципы акмеиз­ма. «Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает... На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называ­лось, акмеизм ли (от слова акме - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующий большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъ­ектом и объектом, чем то было в символизме».

Экзотичная образность, прославление мужественных людей, романтизация и поэ­тизация жизни - характерные черты ранней поэзии Гумилева. Программным стихо­творением поэт считал стихотворение «Я конквистадор в панцире железном»:лири­ческий герой предстает за маской конквистадора - смелого покорителя пространств, отважного и верного воина, мечтающего о романтической, загадочной стране Эльдо­радо и ищущий ее. «Железный панцирь» и «звезда долин, лилея голубая» станут ге­ральдическими знаками раннего поэта-романтика:

Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду до­лин, лил ею голубую.

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 2(15) апреля 1886 г. в семье Степана Яковлевича, корабельного врача, и Анны Ивановны. Детские годы будущий писатель провел в Царском Селе. В Кронштадте зародилось влечение Гумилева к странствиям и далеким путешествиям. Вид прибывающих в гавань кораблей, маня­щая линия горизонта - все будоражило воображение будущего рыцаря Музы дальних странствий.

В раннем стихотворении «Путешествие в Китай»(1910) Гумилев выскажет свое стремление - «пытать бытие», познавать неизведанное:

Что же тоска нам сердце гложет, Что мы пытаем бытие? Лучшая девушка дать не может Больше того, чем есть у нее. Все мы знавали злое горе, Бросили все заветный рай. Все мы, товарищи, верим в море, Можем отплыть в далекий Китай.

В 1906 г. Гумилев окончил царскосельскую гимназию и уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбоннском университете, издавал журнал «Сириус», посещал художе­ственные выставки, знакомился с французскими писателями. Свои стихотворения, статьи он отправлял в Москву, Валерию Брюсову, часть из них публиковалась в круп­нейшем символистском журнале «Весы». В эти годы Гумилев много путешествовал по странам Африки (1907,1910,1912 гг.).

В 1910 г. поэт женился на Анне Андреевне Ахматовой, в 1911 г. у них родился сын -Лев, в будущем ставший крупным ученым.

Гумилев писал стихи постоянно, много и охотно. «Стихоманом», стихотворным фа­натиком, тщательно работающим над формой стиха, вспоминает его Сергей Констан­тинович Маковский - критик, поэт, мемуарист, редактор журнала «Аполлон».

Человеческую и творческую личность Гумилева ярко характеризует его отношение к Первой мировой войне и отражение ее в поэзии. В 1914 г. он, несмотря на «белый би­лет» по зрению, добровольцем уходит на фронт, получает два Георгиевских креста за храбрость. Восторженное воспевание опасности, мужества и самообладания станет неизменной темой его поэзии:

Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет, И жужжат шрапнели, слоено пчелы, Собирая ярко-красный мед.

(«Война»)

В годы войны Гумилев не прекращал литературной деятельности, им был издан сборник «Колчан»,написаны пьесы «Гондла»и «Отравленная туника»,цикл стихов «Записки кавалериста»,подготовлен к печати сборник стихов «Костер».

В стихотворениях о войне отразились антивоенные настроения поэта. Как истин­ный художник, Гумилев не скрывает ужасов войны, от лица окопников провозглаша­ет бессмысленность бойни, пишет о ценности человеческой жизни, братских узах, фиксирует «историю чувств»: о чем люди думают на войне, о чем мечтают, чего боят­ся:

Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. <...> Я кричу, и мой голос дикий, Это медъударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть.

(«Наступление»)

Мотивы смерти и разрушения рассматриваются в стихотворениях «Смерть»(1915), «Рабочий»(1916), в пьесе «Гондла»(1916), в документальной прозе («Записки кавале­риста»).В них воплотились антивоенные настроения поэта, подчеркнута звериная суть войны:

В час, когда, словно облак красный, Милый день уплывет из глаз, Свод небесный будет раздвинут Пред душою, и душу ту Белоснежные кони ринут В ослепительную пустоту.

(«Смерть»);

Для чего венценосные трупы На лугах венценосной войны.

(«Гондла»);

Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, пыльную и мятую траву.

(«Рабочий»)

Точность гумилевского слова, его образность, необычные сочетания слов, вырази­тельные эпитеты, яркие сравнения воссоздают достоверность ужасов войны, челове­ческих страданий: «Птиц быстрей взлетают клинки...»; «...словно облак красный, / Милый день уплывет из глаз»; «Залитые кровью недели...»; «...душу ту / Белоснежные кони ринут / В ослепительную высоту».

Как и всех поэтов Серебряного века, Гумилева отличает благоговейное отношение к Слову. Свои теоретические воззрения он высказывает в статье «Читатель»: «Поэзия для человека - один из способов выражения своей личности - и проявляется при по­средстве слова, единственного орудия, удовлетворяющего ее потребностям. <...> Поэ­зия и религия - две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от челове­ка духовной работы... Поэзия всегда обращается к личности».

Тема Слова - центральная в творчестве Гумилева: слово в творчестве поэта являет­ся заповедным, обладает жизнестроитель-ной функцией, магическим действием. В «Поэме начала»(1921)

Гумилев наделяет понятие «слово» такими емкими определениями, как «заповед­ное», «запрещенное», «таинственное», сопоставляет его воздействие с солнцем, под­черкивая его силу, влияние на человека.

Свое поэтическое кредо Гумилев изложил и в таких стихотворениях, как «Молитва мастеров», «Слово».Стихотворение «Слово»содержит прямой парафраз из «Еванге­лия»(«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» - От Иоанна). Гумилев подчеркивает силу и воз­действие Слова с первых строк своего замечательного стихотворения:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

Гумилев был очень взыскателен к себе, строг в овладении законами литературного «ремесла» и как большой поэт, как мастер слова наиболее полно раскрылся в поздних сборниках - «Огненный столп» (1921), «Шатер» (1921), «Посмертный сборник»(1923), «К синей звезде»(1923).

Одна из ведущих тем зрелого творчества Гумилева - тема искусства и роли ху­дожника. Так, в книге «Огненный столп»,поэт раскрывает свое понимание искус­ства, говорит о его назначении, о духовных нитях, соединяющих читателя и поэта. В стихотворении «Память»(1920), открывающем сборник, поэт в исповедальной форме пишет о своей духовной жизни, вводит читателя в свой внутренний мир, повествует о четырех метаморфозах души, о самосовершенствовании и верности своим идеалам:

Я-угрюмый иупрямый зодчий Храма, восстающего во мгле. Я возревновал о славе Отчей Как на небесах, и на земле.

Стихотворение «Память»психологично, оно раскрывает внутренний мир ребенка, его открытость миру, детское видение действительности, слияние души ребенка со стихиями, «сумраками рощ», «листом опавшим», с миром животных - «рыжей соба­кой»:

Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливающий дождь.

В стихотворении «Молитва мастеров»Гумилев, как и в стихотворении «Слово»,выражает свою поэтическую веру в вечность искус ства и нетленность его образов, их значительность в духовной жизни человека, верность художника своим творческим

принципам:

Что создадим мы впредь, на это власть господня, Но что мы создали, то с нами посе-годня. <...> Упреки льстивые и гул молвы хвалебный Равно для творческой святыни непотребны.

Сборник «Огненный столп»считается вершиной творчества поэта, выдающейся книгой философской лирики. В сборник также вошли другие известные стихи: «Па­мять», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Дева-птица», «Молитва ма­стеров».

Стихотворения сборника подкупают искренностью лирического героя, его откры­тостью, печалью, мудростью, прозорливостью автора относительно своего трагиче­ского конца.

В стихотворении «Пиза»и в цикле «Канцоны»поэт воспевает радость, красоту, ве­ликолепие жизни и грустит по поводу ее быстротечности:

Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь... Ты, о нежная, чье имя - пенье, Чье тело - музыка, и ты идешь На беспощадное исчезновенье.

(«Канцоны»)

Многоплановым, философски насыщенным является стихотворение «Заблудив­шийся трамвай»:поэт сбрасывает с себя маску конквистадора, покорителя про­странств и обстоятельств. Сам образ «заблудившегося трамвая» - символичен, он зна­менует поиск человеком пути в жизни, осознание человеком своего «я»:

Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен. <...> Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: «Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?»

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» пронизано печалью, нежностью к ухо­дящей жизни, к любимой; в нем отчетливо звучит прозорливое предвидение будущей насильственной смерти, предчувствие, что собственная смерть будет не такой, как у других:

В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь в ящике скользком, на самом дне.

В стихотворении выражен взгляд поэта на человека как па уникальное явление пла­нетарной эволюции: необычный трамвай пронесется через все меридианы и широты, через Неву, Сену, Нил, «Индию Духа»; на его пути встретятся и живущие, и умершие, люди разных времен и рас.

В изданную посмертно книгу «К Синей звезде»вошли шедевры любовной и фило­софской лирики Гумилева - «Сон», «Я и Вы», «На путях зеленых и земных», «Неиз­гладимы, нет в моей судьбе», «Еще не раз вы вспомните меня»:

Еще не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный.

Он мог стать вашим тоже, и не стал, Его Вам было мало или много, Должно быть, плохо я стихи писал И Вас неправедно просил у Бога.

Анне Ахматовой Гумилев посвятил сборник «Романтические цветы»,состоящий из 32 стихотворений, а также ряд стихотворений книги «Чужое небо».Среди них - та­кие замечательные, как «Перчатка», «Мне снилось, мы умерли оба»,написанное в традициях фольклора стихотворение «Из логова Змиева»:

Из логова Змиева, Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью, А думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью.

Женский образ, навеянный Ахматовой, запечатлен и в таких стихотворениях, как «Современность», «Однажды вечером», «Она».

В них отражено представление поэта о любви, как «тайне», чуде, осветляющем всю жизнь человека:

Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слое Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое.

(«Она»)

Вообще любовная тема занимает одно из центральных мест в стихах Гумилева. Его лирический герой мечтает об идеальной любви, грустит от несовершенства людских отношений («Эзбекие», «Сон», «О тебе», «Заблудившийся трамвай!»).Идеал гармо­нии поэт находит в природе, где «соединение» органично, естественно и покоится на взаимном чувстве, тяготении; он ищет такую гармонию у влюбленных, но не находит:

О, как божественно соединенъе Извечно созданного друг для друга! Но люди, созданные друг для друга, Соединяются, увы, так редко.

(«Соединение»)

Отличительная черта позднего творчества Гумилева, объединяющая его с искания­ми М. Волошина, - создание особого эпоса, в котором можно было бы дать «биогра­фию» Земли, художественное исследование планетарной связи человека и вселенной, эволюцию человека и его связь с космосом.

Космическая тема отчетливо звучит в «Поэме начала»(1920), которая состоит из отдельных стихотворений, объединенных в книгу первую «Дракон».По замыслу ав­тора, поэма должна была стать широким эпосом и состоять из двенадцати больших книг. Осуществить замысел Гумилеву помешала смерть. Но и то, что удалось вопло­тить, поражает мощью, жизнерадостным мироощущением широты и необъятности мира, выраженной в поэме жаждой знаний, перспективами, которые открывают че­ловеку дорога и поиск, постижение «смысла бытия», овладение «ключами тайны и чу­да». Стихотворению свойственно эзотерическое проникновение в тайну предметов, явлений. В поэме Гумилев прибегает к излюбленной поэтике фольклора - олицетво­рению:

Освежив горячее тело Благовонной ночною тьмой, Вновь берется земля за дело, Непонятное ей самой. Наливает зеленым соком Детски-нежные стебли трав И багряным, дивно высоким,

Благородное сердца лъеа. <...> С сотворенъя мира стократы, Умирая, менялся прах, Этот камень рычал когда-то, Этот плющ парил в облаках. Убиеая и воскрешая, Набухать вселенской душой, В этом воля земли святая, Непонятная ей самой.

Творческая и личная жизнь Гумилева в последние три года до смерти очень насы­щенны. В 1918 г. поэт разводится с Анной Ахматовой и женится на Анне Николаевне Энгельгардт, у них появляется сын; М. Горький приглашает его как первоклассного переводчика и эрудита в издательство «Всемирная литература».Вместе с К. И. Чуков­ским Гумилев работает над книгой по теории перевода, выступает с лекциями в раз­личных аудиториях, в том числе и перед моряками и красногвардейцами, руководит поэтической студией «Звучащая раковина»,возрождает работу «Цеха поэтов».

Генеральный прокурор СССР Г. А. Терехов констатирует, что «Гумилев Н. С...не до­нес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офи­церскую организацию, от чего категорически отказался».

Поэзия Н. С. Гумилева актуальна в наши дни тем, что активо побуждает человека размышлять, радоваться жизни, соизмерять свои дела и поступки с вечными закона­ми человеческой морали, о которых писал поэт:

Есть бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в се­бя вмещает человек, Который любит мир и верит в бога. («Фра Беато Анджелико», 1912)

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что вы знаете о Н. С. Гумилеве как основателе нового поэтического направле­ния - «акмеизм»? Каковы эстетические принципы акмеизма, изложенные в манифе­сте «Наследие символизма и акмеизм», написанном Гумилевым?

2. Назовите характерные черты, присущие ранней поэзии Гумилева. Какое свое стихотворение Гумилев считал программным? Какие поэтические приемы использу­ет поэт в стихотворении «Я конквистадор в панцире железном»?

3. Как называется стихотворение, посвященное Гумилевым директору гимназии в Царском Селе, в которой он учился, И. Анненскому? Как развивается в этом стихотво­рении тема памяти, столь характерная для поэзии акмеистов?

4. Обозначьте смысловое содержание стихотворений Гумилева о войне. («Наступ­ление», «Война», «Рабочий» и др.)

5. Тема «Слова» - центральная в поэзии Гумилева. Какими определениями он наде­ляет это понятие? Как обозначит поэт свое творческое кредо в стихотворениях: «Мо­литва мастеров», «Слово», «Мои читатели» и др.?

6. Каково происхождение названия сборника «Огненный столп»? Какие стихотво­рения вошли в эту книгу? Как просматривается в них эволюция поэта?

7. Что вы знаете о трагической гибели поэта? Дайте анализ стихотворения М. Воло­шина «На дне преисподней» (1922), посвященного памяти А. Блока и Н. Гумилева.

8. Напишите реферат на тему: «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу уме­реть». Тема войны в творчестве Н. С. Гумилева (по материалам поэзии, эпистолярной и документальной прозы. «Смерть», «Наступление», «Записки кавалериста», пьеса «Гондла» - по выбору).

9. Напишите рецензию на стихотворение Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай».

10. Напишите сочинение на тему: «О, как божественно соединение // Извечно со­
зданного друг для друга!». Тема любви в поэзии Н. Гумилева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Н. С. Собр. соч.: В 4 т./ Под ред. Г. П. Струве, Б. А. Филиппова, подготовка текста и комментарий Г. П. Струве. - М., 1991.

2. Гумилев Н. С. Забытая книга. Стихи. Письма о русской поэзии / Вступ. статья Вяч. Иванова, послесловие Н. А. Богомолова. - М., 1989.

3. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жиз­ни и творчестве Николая Гумилева. Годы: 1886-1913. - М., 1995.

4. Гумилевские чтения: Материалы международной конференции филологов-сла­вистов. - СПб, 1996.

5. Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. -Л., 1991.

6. Жирмунский В. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литерату­ры. Поэтика. Стилистика. -Л., 1977.

7. Лукницкая В. К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архи­ва семьи Лукницких. - Л., 1990.

8. Панкеев И. Николай Гумилев. Биография писателя. - М., 1995.

Наши рекомендации