Ранняя сатирическая проза М. Булгакова

Ранняя проза Булгакова М. создавалась в середине 20-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце») с небольшим временным промежутком и отразила мировоззренческую позицию писателя тех лет, его отношение к революции и к общественным проблемам послереволюционного времени. Булгаков успешно работал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика, не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого.

Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте. Профессор Владимир Ипатьевич Персиков сделал важное открытие в своей узкой области науки. Это был неизвестный в природе «красный луч», получивший среди коллег профессора, а также в процессе громкое название «луч жизни». Персиков и его ассистент Иванов соорудили камеру для проведения опытов «красным лучом», чтобы всесторонне изучить свойства и последствия его воздействия на живые организмы. Проверка действия «красного луча» на икре лягушек дала не менее потрясающие результаты : в течение двух суток из икринок вылупились тысячи головастиков. В течение суток головастики выросли в злых и прожорливых лягушек огромных размеров, которые съедали друг друга . Александр Семенович Рокк, председатель куриного совхоза «Красный луч», забирает камеру для получения «луча жизни». Камера установлена в совхозе, из Германии были получены яйца, и эксперимент начался. Однако вместо кур в совхозе «Красный луч» вывелись гигантские анаконды, водяные удавы, крокодилы, страусы невероятных размеров. Эти гады, уничтожив все живое в совхозе «Красный луч», направились на Москву. И только традиционный русский мороз спасает Россию от катастрофы. Гигантские пресмыкающиеся вымерзли на подходе к Москве. «Были мертвы бесчисленные змеиные, крокодильи и страусовые яйца, покрывавшие леса , поля, необозримые болота » Советской России.

Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает - нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.

27. Литературная деятельность футуристов. Поэзия В.Хлебникова. Его поэмы «Уструг Разина», «Ладомир». Особенности поэтической системы. Поэзия ОБЕРИУтов (Д.Хармс, А.Введенский, К.Вагинов). Поэзия Заболоцкого. Эволюция творческого метода поэта.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Основные признаки футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.

Велими́р Хле́бников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества.

После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва в армию, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир», одно из самых значительных своих произведений. Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин» с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь», каждая из примерно четырёхсот строк которой представляет собой палиндром (текст, одинаково читающееся в обоих направлениях.):

Сетуй, утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов…

В поэме «Ладомир» герои творят новый гармоничный мир.
Это шествуют творяне,

Заменивши д на т,

Ладомира соборяне

С Трудомиром на шесте.

Поэт верит, что новый мир может быть построен только на любви, на преодолении мора и крови.

Черти не мелом, а любовью

Того, что будет, чертежи.

И рок, слетевший к изголовью,

Наклонит умный колос ржи.

Поэт часто обраща­ется к древним языческим временам, протягивая от них связь с современностью. В поэме «Уструг Разина» Хлебников показыва­ет истоки и тайны мятежа, преемственность вольного характе­ра, идущую от вещего Олега, Тараса Бульбы через Разина к современным анархистам. Мятеж несет кровь, зависть, но при­водит к рождению героя-победителя, каким предстает Разин. Ши­роко используемая в поэме звукопись подчинена стремлению глубже выразить глубинный смысл:

Волге долго не молчится,

Ей ворчится как волчице.

Волны Волги — точно волки,

Ветер бешеной погоды.

Вьется шелковый лоскут.

И у Волги у голодной

Слюни голода текут.

Героем произведений Хлебникова становится человек вооб­ще, находящийся на пересечении прошлого, настоящего и бу­дущего. Поэтому в его творчестве постоянны мотивы вечного возрождения, золотого века.

ОБЭРИУТЫ (Объединение реального искусства)

параллельно возникает 2 группы: Заумники (в рамках ленинградского объединения союза писателей) и неформальная группа (Хармс, Введенский, липавской, друский) – Чинари. В 26 на базе этих групп возникло объединение – Левый фланг (Хармс, Введенский, Марков, Матвеев, Туфанов). Объединение распалось и в 27 возникли ОБЭРИУТЫ (Хармс, Введенский, Заболоцкий, Вагинов, Олейников). В основу св тв-ва кладут метод конкретного материалистич ощущения вещи и явл-я. Для них хар-н нарочитый алогизм образа, острота и гротескность мировосприятия, стремление раскрыть первичность предмета. Было характерно: 1 – разрыв с заумным тв-вом. 2 – отстаивание права ис-ва на особое видение мира. 3 – утверждение необходимости разрушить стереотипность, заданность восприятия мира. 4 – большое внимание киноисканиям и театральному ис-ву. 5 – особ-ть поэтики: столкновение словесных смыслов, лингвист работа над словом, текстом. 6 – задача: уловить и зафиксировать в тексте текучую и неуловимую реальность. 7 – проекция этической и эстет проблематики на языковую. 8 – в языке видели первооснову, порождающую парадоксы и противоречия окружающего мира. 9 – стремились синтезировать разл виды авангард ис-ва.

Поэзия Александра Введенского построена на основе работы с самой структурой языка. Он задействует привычные размеры (Пушкинские, Державинские), лексику, знакомые логические и речевые структуры, узнаваемые аллюзии, традиционные элементы формы, формирующие для читателя некое внешнее звучащее окружение, и в то же время не дает состояться окончательному смысловому выражению, постоянно сбивая его столкновением в чём-то близких, но совершенно не предусмотреных языком понятий, слов, на зазоре между которыми и рождается некий ощущаемый, но, как правило, неформулируемый, смысл.

Творчество Даниила Хармса (Ювачев – наст фамилия) имеет много общего с творчеством других обэриутов. Помимо семантической бессмыслицы Хармс использует и «заумь», конструируя новые слова. В целом его поэзия близка поэзии Введенского, Заболоцкого, Вагинова. Главное, все же, на чём сосредотачивается автор в своем творчестве — бытовые детали, его бессмыслица чаще носит ситуативный характер. Наиболее явно это в его прозаических произведениях.

В своем прозаическом творчестве Хармс — скорее разоблачитель сложившихся систем, жанров, вскрывающий абсурд ситуации или привычной литературной формы. Хармс пишет пьесу «Елизавета Бам», создает цикл рассказов «Случаи». Писал стихи для детей.

Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий (Заболотский)

Книга «Столбцы». Она вышла из печати в 1929 г. и в дальнейшем стала составной частью обширного поэтического свода «Столбцы и поэмы», над которым Заболоцкий работал с 1926 по 1933 гг., а окончательную его редакцию завершил незадолго до смерти — в 1958 г. Ее внутренняя организация представляет собой триптих: I ч. — «Городские столбцы» (в издании 1929 г. «Столбцы»), II ч. — «Смешанные столбцы», III ч. — поэмы «Торжество Земледелия», «Безумный Волк», «Деревья».

Индивидуализированные человеческие типы отсутствуют. Общие приметы могут переходить из стихотворения в стихотворение, от одних персонажей к другим, выявляя их родственность. Все у Заболоцкого преувеличено, укрупнено, сгущено, снижено, нацелено на выявление внутренней пустоты героев, их «одноклеточной» душевной организации.

В "Столбцах" мы на каждом шагу сталкиваемся с нарушением привычной для нас логики существования мира. Так, в стихотворении "Офорт" мы читаем:

Покойник по улицам гордо идет, его постояльцы ведут под узцы; он голосом трубным молитву поет и руки ломает наверх. Он – в медных очках, перепончатых рамах, Переполнен до горла подземной водой…

Систему стихотворных циклов сменяет более крупная литературная форма— три поэмы с элементами драматического произведения: «Торжество Земледелия» (1929 — 1930), «Безумный Волк» (1931, опубл. в 1965), «Деревья» (1933, опубл. в 1965). Заболоцкий обращается к жанру утопии.

В поэме «Торжество Земледелия» Заболоцкий «обосновывает осуществимость мечты о новом типе “содружества” человека», реализующего принципы универсального гуманизма, «с животным и растительным миром».

В следующем произведении — «Безумный Волк» Заболоцкий воссоздает проект революции анималистическо-антропологической как необходимого условия осуществления революции космическо-планетарной. В центре внимания поэта — проблема обретения качеств разумного существа уже здесь, на Земле, посредством развития сознания и сверхсознания, без чего обозначенные русскими космистами перспективы останутся невоплощенными.

Цикл «Последняя любовь» (1956–1957), в который вошли 10 стихотворений поэта. это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем.

1. Чертополох
2. Морская прогулка
3. Признание
4. Последняя любовь
5. Голос в телефоне
6. * * * (Клялась ты – до гроба)
7. * * * (Посреди панели)
8. Можжевеловый куст
9. Встреча
10. Старость

Заболоцкий осознает «Последнюю любовь» именно как цикл. Он размещает стихотворения не точно в соответствии с хронологией событий: стихотворение «Встреча» помещено девятым номером. По сути, поэт создает роман в стихах.

Кульминация сюжетной части цикла — стихотворение «Признание». Это не простое признание в любви. Женщина, которую любит лирический герой, — необычное существо. Веселье и печаль — земные чувства, которые может испытывать простая женщина. Героиня цикла — «не веселая, не печальная», она обвенчана с ветром в поле, она сходит к возлюбленному с неба; соединяясь с ней, он словно бы соединяется с мировой душой.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Эволюция индивидуального стиля поэта от сложности „высокого косноязычия“ к ясности и прозрачности стиха.

Творческая эволюция Заболоцкого наглядно выражается в трех универсальных метафорах, соответствующих его миропониманию разных лет. Для «столбцов и поэм» 1926-33 это «природа — тюрьма» — «таинственный и неподвижный мир», отрешенный от человеческого сознания («Прогулка», «Змеи», «Осень», 1932).
В натурфилософской лирике 1932—39, включая переложение «Слова о полку Игореве» (1945),— «природа — орган», где властвует двуединый образ, выражающий равноправие духовного и материального («Метаморфозы»). В послевоенной поэзии на первый план выходит природа — «безумная, но любящая мать» — образ, в котором основу составляет не натурфилософское содержание, а сложное психологическое состояние («Я не ищу гармонии в природе...»).

28. Романная трилогия А.Н.Толстого «Хождения по мукам». История создания и поэтика воспроизведения исторической эпохи. Эволюция характера Петра I в одноименном романе А.Толстого.

Толстой Алексей Николаевич 1883 – 1945. Родился на хуторе Сосновка (Самарской губернии) в семье аристократа. Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей, получивший позднее название "Заволжье"; все эти произведения были по большому счету подражаниями – в первую очередь Н.В. Гоголю.

В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя – Толстой уже перебрался из Парижа в Берлин – увидел свет фантастический роман "Аэлита".

В 1923 году Толстой вернулся в Россию; среди повестей и рассказов, написанных им вскоре после возвращения, присутствует такой мини-шедевр, как "Похождения Невзорова. Или Ибикус" (1924). В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" – роман "Сестры" (работать над ним Толстой начал еще в Париже, а завершил роман уже в России).

«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—22), «Восемнадцатый год» (1927—28) и «Хмурое утро» (1940—1941).

История создания:

Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»

Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:

«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» - это: ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

Эпохи, описанные в романе: Первая мировая война, революционные потрясения и Гражданская война.

Герои А. Толстого далеко не идеальны хотя бы потому, что принадлежат своей эпохе, несущей в себе разрушительное начало.

Вся первая глава романа - публицистическое введение, где Петербург предстает как исконно обреченный город. «Дух разрушения был во всем... То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком... Девушки скрывали свою невинность, супруги - верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения - признаком утонченности. Этому учили модные писатели... Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными».

В романе фактически нет реальных исторических персонажей. Лишь однажды перед героями промелькнул Распутин (в 1-й главе - безымянный «неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой»), вскользь упоминаются Керенский (как неудачливый адвокат), Протопопов, но признаки времени рассыпаны по роману вплоть до лингвистического («повсюду было слышно новорожденное словечко: „извиняюсь“»). Избегание «документализма» было вполне органично для Толстого как художника.

В основе сюжета -- судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмитриевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений. В их поэтических образах отражены самые светлые стороны человеческой души, раскрывающейся навстречу счастью.

Философия личного счастья дана в романе в любви Кати к офицеру Рощину и Даши -- к инженеру Телегину.

Но вот в их маленький эгоистический мирок входят события крупного, исторического масштаба -- первая мировая война и начало революции, -- те события, которые опрокинули вместе со всем привычным укладом буржуазного существования и собственные представления героев о смысле жизни.

Герои Толстого уверены, что мир должен и может быть перестроен ими для добра. Разными путями они пришли к этому, встретившись новыми людьми в конце романа.

Знаменательно, что Толстой заканчивает свой роман взволнованными патриотическими словами того своего героя, чей путь к новой Родине был особенно сложным и противоречивым,-- словами Рошина.

Слушая доклад, он говорит Кате: “Ты понимаешь -- какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... Это не вымысел,-- они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль...

« И это -- на моей Родине,

и это -- Россия...”»

Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения -- “бессоновское” и “телегинское”.

В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного.

Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем.

Сюжет:

Екатерина Дмитриевна Булавина замужем за Николаем Ивановичем Смоковниковым. Дома у Смоковниковых — салон, его посещают разные прогрессивные личности, толкующие о демократической революции, и модные люди искусства, среди них — поэт Алексей Алексеевич Бессонов. Дарья, сестра Кати, приезжает к ней в гости. Интересуется поэтом Бессоновым, с которым изменила мужу Катя. Супруги разъезжаются (Париж-Крым). Дарья знакомится с Телегиным.

«В несколько месяцев война завершила работу целого века». На фронте нелепо гибнет мобилизованный Бессонов. Дарья Дмитриевна и вернувшаяся из Франции Екатерина Дмитриевна работают в Москве в лазарете. Смоковников, воссоединившийся с женой, приводит в дом худощавого капитана с обритым черепом, Вадима Петровича Рощина. Николай Иванович Смоковников с энтузиазмом выезжает на фронт, где его убивают возмущённые солдаты, не желающие умирать в окопах.

Окончание романа: Екатерина Дмитриевна возвращается в голодную Москву в старую арбатскую (теперь уже коммунальную) квартиру, где она когда-то хоронила мужа и объяснилась с Вадимом Рощиным. Она по-прежнему учительствует. На одном из собраний в выступающем перед народом фронтовике она узнает Рощина, которого считала мёртвым, и падает в обморок. К сестре приезжают Даша и Телегин. И вот они все вместе — в холодном, набитом народом зале Большого театра, где Кржижановский делает доклад об электрификации России.

Вадим Петрович шепчет Кате: «Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... Это не вымысел — они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль... И это — на моей родине, и это — Россия...»

«Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».

РОМАН "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

История создания:

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны.

1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Толстому важно было показать не только

Наши рекомендации