Сатирическая басня в суд. 9:8-15

Для того, чтобы оценить сатиру, надо хорошо знать то, что является ее объектом. В случае с сатирой Иофама это очень просто, т.к. предшествующие ей события детально описаны в Библии. Человек по имени Гедеон, освободивший израильтян от горького рабства мадианитян, оставил их в вечном долгу перед собой. Благодарные сограждане хотели сделать его царем, но он отказался. Тем не менее, в течение всей своей жизни он служил Израилю как полководец и судья. К моменту смерти у него было 70 сыновей от многих жен, и один Авимелех - от наложницы. Вскоре после смерти его добрые дела были забыты, а его дом и семья оставлены без внимания.

Вскоре Авимелех отправился к братьям своей матери в Сихем и объявил, что 70 сынов Гедеона собираются взять власть в Израиле. И, как этого часто бывает, он заранее продумал свою тактику во время поднятой им ложной тревоги. Он спрашивал, лучше ли, чтобы над ними царствовали 70 или один, предлагая себя как единственного исключительного правителя в Израиле.

Его слова, сопровождавшие это предложение - “и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша” - были не более чем обещанием того, что, когда он станет царем, они все обогатятся на общественных расходах.

Жители Сихема снабдили его деньгами, на которые он нанял праздных и своевольных людей, и в истинно диктаторской манере отправился в дом своего отца в Офру и убил 69 братьев на одном камне. Лишь один из них, по имени Иофам, сумел скрыться и убежать. Далее жители Сихема сделали Авимелеха царем, о чем было донесено Иофаму.

Услышав это, Иофам пошел и стал на вершине горы Гаризим и кричал к ним: “Послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!” Этот человек хотел что-то сказать. Его целью было выставить их грех напоказ, высмеять и осудить его. Способ, который он избрал для этого, принес одну их древнейших и одну из лучших сатирических басен во всей литературе. Подумайте над его словами:

“Пошли некогда дерева помазать над собою царя, и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказал им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты , царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец, сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами, Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские” (Суд.9:8-15).

Можно заметить, что если мы будем рассматривать эту сатирическую басню как притчу, то мы будем вынуждены искать параллели каждому символу в ней; маслине, смоковнице, винограднику и терновнику. С терновником все ясно - он веско и прямо указывает на Авимелеха, но конец этой басни не подходит ни под какие известные нам исторические события. Однако, если мы принимаем, что это - вымышленная история, рассказанная в сатирической манере, то тогда нам не надо искать параллели для главных действующих лиц и событий этой истории.

Фактически эта история никак не совпадает с действиями Авимелеха. Жители Сихема вовсе не искали себе в цари сильного и хорошего человека, и им не было отказано тремя подобными людьми, в результате чего они в последней надежде предложили царствовать тому, кто не был способен. Авимелех искал царского престола, а не престол его. Не деревья упрашивали терновник, а наоборот. Итак, мы не можем рассматривать это как притчу, как предлагает в своих комментариях Скоуфилд, но как сатирическую басню. Некоторые смогут даже обнаружить в ней юмористический стиль, когда терновник говорит деревьям: “идите, покойтесь под тенью моею”. Представьте себе как ливанские кедры ищут защиты от знойного солнца под тенью терновника.

САТИРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ НАФАНА

Во 2 Царств 12:1-4 мы читаем: “И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему”.

Эта история - мягкая сатира, рассказанная, чтобы обличить и укорить царя Давида. Она не такая резкая, как басня Иофама, так как ее целью является исправление и усовершенствование. Скоуфилд утверждает, что это также притча, но такое представление создает неразрешимые трудности. Особенное событие в этой истории - убийство овечки бедняка. Без этого не было бы никакой истории; но мы не найдем ничего параллельного этому в великом грехе Давида. Конечно, просто заявить, как некоторые, что богач изображал Давида, бедный изображал Урию, множество животных богача - многочисленных жен Давида, а единственная овечка бедняка - Вирсавию , единственную жену Урии. Однако, в этом случае, все изображения искажаются с того момента, как Урия (бедняк) был убит, а Вирсавия (маленькая овечка) стала женой Давида. Если бы это была притча, то история бы вероятно заключалась в том, что богач убил бедняка и забрал его овечку в свое многочисленное стадо.

В этом виден очень важный принцип. Развитие притчи всегда должно идти в гармонии с тем, чему она параллельна, но для сатиры это необязательно. Сатира более свободна, т.к. она не является иллюстрацией. Она указывает на понятие, но не изображает его, и поэтому она свободна передавать их в любом ракурсе. Ей не нужно быть параллельной тому, что она высмеивает. Стоит нам только признать, что рассказанная нашим Господом история о богаче и Лазаре - сатирическая, как все наши трудности исчезнут. Однако, перед тем как дать детальное ее рассмотрение, мы должны установить некоторые другие принципы, относящиеся к словам нашего Господа.

Наши рекомендации