Научный стиль, его подстили и жанры, языковые особенности. Специальные приемы составления научных текстов.
Жанр– это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения.
Научный стиль -один из функциональных стилей кодифицированного литературного языка. Обслуживает научную сферу человеческой деятельности.
Жанры научного стиля: статья, монография, диссертация, рецензия, обзор, аннотация, научный комментарий текста, доклад на специальную тему, лекция и др.
Особенно выделяются:
Жанры учебного характера: учебник, пособие, методические указания и др. Для этих текстов характерно наличие правил, рекомендаций, разъяснений и т.п.
Жанры научно-популярной литературы, для текстов которых характерно сближение с некоторыми жанрами публицистического стиля.
Научный стиль обладает всеми особенностями книжного стиля и в то же время имеет ряд характерных черт, заслуживающих изучения.
Основные подстили:собственно научный, научно-популярный, научно-учебный.
Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или / и изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности.
Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.
Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель -самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях.
Некоторые жанры закреплены только за письменной формой (монография, статья, учебник словарь), другие- за устной (лекция, доклад), но все устные жанры могут проявляться и в письменной форме. Например, доклад может быть прочитан и напечатан. Все научные сообщения готовятся заранее и обычно читаются по письменному тексту.
В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
Языковые особенности:
Лексика
1. Использование слов с абстрактным значением (переносным)
2. Насыщенность терминами
3. Точность и однозначность
4. Возможность лексического повтора для облегчения восприятия
5. Замена эмоционально оценочной лексики лексикой научной оценки
6. Заимствования. Много.
Морфология:
1. Активизация ед. числа существительного (значение обобщенности)
2. Активизация форм Р.п.
3. Высокая частотность отглагольных форм
4. Преобладание форм настоящего времени, несовершенного вида (80% текста)
5. Не используется повелительное наклонение при доминировании изъявительного
6. Активно используется возвратные глаголы. Много причастий и деепричастий
7. Использование кратких форм относительных прилагательных. Преобладание сложных форм степеней сравнения.
8. Местоимение «мы» = «мы скромности». В целом, ослабление позиции местоимения.
9. Активизация имен числительных
10. Использование союзов и союзных слов в функции логических операторов
Синтаксис:
1. Активное использование сложных предложений со сложноподчинённой формой.
2. Активность средство распространения и осложнения (однородные члены, вставные конструкции)
3. Преобладание повествовательных предложений. Использование вопросительных предложений для воздействия на адресата. Отказ от восклицательных предложений.
4. Использование модальных слов логического характера (вводные слова)
5. Использование прямого порядка слов.
Жанры устной и письменной научной речи. Композиция и языковые особенности выступления, доклада, сообщения, лекции. Рекомендации к написанию курсовой работы, аннотации, реферата, дипломной работы.
Некоторые жанры закреплены только за письменной формой (монография, статья, учебник словарь), другие- за устной (лекция, доклад), но все устные жанры могут проявляться и в письменной форме. Например, доклад может быть прочитан и напечатан. Все научные сообщения готовятся заранее и обычно читаются по письменному тексту.
В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.