Официально-деловой стиль (сфера функционирования, подстили, жанры, стилевые черты, языковые особенности)

Официально-деловой стиль отличается устойчивостью и замкнутостью. В нем в большей степени распространены клиширование, штампованность, усугубленная нормированность.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно, и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов – содержательных элементов текста документа); объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации.

Таким образом, сфера применения деловой речи может быть представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов.

Различают (согласно разным источникам) по меньшей мере 3 подстиля (разновидности) делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют);

2) юридический (язык законов и указов);

3) дипломатический.

При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам. Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на формулирование позиций сторон при особо «этикетной» природе дипломатических формул; в отличие от них для «языка законов» характерно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влекущих за собой юридическую ответственность. Но именно в канцелярском подстиле четко и последовательно выражены специфические черты официально-делового стиля в целом.

Соотношение «официально-деловая ситуация – соответствующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу – ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи.

В сфере деловой речи имеют дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля.

Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по характеру нормами:

1) языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа;

2) текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержательной схемы.

Документы отличают не только особый стиль, но и порядок их заполнения, воспроизведения, наличие речевых штампов, из-за этого используют готовые бланки.

Даже конверты принято надписывать в определенном порядке, это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.

Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения;

2) стандартная форма расположения материала;

3) использование терминологии, номенклатуры, сложносокращенных слов, аббревиатуры;

4) употребление отглагольных существительных, различных словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что…);

5) повествовательное изложение, использование предложений с перечислением;

6) преобладающий принцип его конструирования, прямой порядок слов в предложении;

7) преобладание сложных предложений;

8) отсутствие экспрессивной лексики;

9) он не индивидуален.

Известно, что в лингвистике противопоставляют два типа текстов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публицистический, художественный). Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет ее некоторые особенности, прежде всего ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения , а тем самым – и в стремлении к использованию стилистически нейтральныхили книжных элементов . Это в свою очередь исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле: все это противоречило бы требованию точности деловой речи.

Сказанное определяет и требование однозначности , характерное для деловой речи. Например, различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность.

Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка (ясно, что эта тенденция органически связана с юридической силой документа, не терпящей двусмысленности). Таковы, например: постановление, резолюция — в канцелярском подстиле; истец, ответчик – в юридическом подстиле; свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение – в дипломатическом.

Кроме того, для деловой речи характерно стремление не употреблять в текстах лично-указательных местоимений он (она, оно, они), поскольку их использование в контексте (при наличии в нем более одного существительного того же рода) может противоречить точности и ясности изложения.

В области синтаксиса деловая речь должна быть логичной, аргументированной . По этой причине деловая речь изобилует сложными конструкциями: большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные, деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что ) и предлогов (типа на предмет чего). Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации.

Все специфические (и текстовые, и языковые) собственно канцелярские черты официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и унификации текстов деловой документации.

30.Речевой этикет в жанрах официально-делового стиля
Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической и хозяйственной деятельности.
Официально-деловой стиль подразделяется на три подстиля:
· Собственно официально-деловой (канцелярский, официально-деловой);
· Юридический;
· Дипломатический.

Тексты официально–делового стиля представлены разнообразными жанрами: устав, закон, приказ, распоряжение, жалоба, договор, объяснительная записка.
Основная форма речи – письменная. Устная речь может быть в виде выступления на торжественном приеме, где все регламентировано.
Этикет существует и в официально-деловом стиле. Деловой этикет – это порядок поведения, установленный в сфере делового общения. В основе правил лежат следующие положения:
· вежливое, уважительное, доброжелательное отношение к деловому партнеру;
· соблюдение определенной дистанции между работниками, занимающими разное служебное положение;
· умение говорить «да» и «нет», не обижая партнера;
· терпимость к чужому мнению, не совпадающему с вашим;
· умение признать свои ошибки, быть самокритичным;
· умение использовать в споре аргумента, а не авторитеты.

В деловых бумагах использование этикетных средств носит регламентированный характер. Например, обращение используется в деловой переписке. При обращении учитывается служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Наиболее типично звучит: Уважаемый И.О.; к коллегам: Уважаемые коллеги; к должностному лицу: Уважаемый господин мер, Уважаемый декан. В конце письма должна быть запись: С уважением. По деловому этикету при формулировке просьб, запросов, предложений используется форма 1 л. мн.ч.: Предлагаем вашему вниманию…; Представляем на рассмотрение и утверждение…
Форма 1 л. ед.ч. используется в письмах конфиденциального содержания. Категоричность высказывания снижают вводные слова и выражения: например: на наш взгляд, успеваемость на факультете не достаточно высока…
Соблюсти правила этикета вам помогут такт (чувство меры), объективность, корректность, оптимизм.

31.Публицистический стиль (сфера функционирования, подстили, жанры, стилевые черты, языковые особенности)
Публицистический стиль – функциональная разновидность речи,
обслуживающая широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно
публицистический стиль проявляется в газетах и общественно-политических
журналах, отчего его называют также газетно - или журнально-публицистическим, а также на радио и телевидении, в документальном кино.
Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство , но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Публицистический стиль представлен множеством жанров:
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Основные признаки газетно-публицистического стиля:
◦ Сфера деятельности – политика, культура;
◦ Автор – политик, журналист;
◦ Адресат – широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации;
◦ Цель – дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение;

Тип речи – преимущественно рассуждение;
◦ Форма речи – письменная или подготовленная устная;
◦ Вид речи – монолог, диалог, полилог;
◦ Тип коммуникации – общественная;
◦ Жанры – информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т.д.;
◦ Стилевые черты – сочетание экспрессии и стандарта (общественное мнение, падение рейтинга, война компроматов)
Газетно-публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:
1. Лексические
- Общественно-политическая лексика
- Вкрапления разговорной, просторечной лексики
- Неологизмы (авторские новообразования)
- Употребление слов в переносном значении
- Лексические повторы
- Фразеологизмы, пословицы, поговорки
2. Морфологические

- Всё многообразие морфологических форм
- Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Записываем слова, переводим их, заучиваем.)
3. Синтаксические
- Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения
- Неполные предложения
- Выделение части предложения в отдельное предложение (Читать текст несколько раз, чтобы запомнить.)
- Вводные слова и предложения, обращения
- Стандартные конструкции (стена отчуждения)
4. Текстовые
- Небольшие по объёму предложения. Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение
- Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).
Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый, грандиозный и т.п. Оценка может выражаться не только лексическими средствами. Это могут быть и средства словообразовательные, например, суффиксы превосходной степени прилагательных,

32. Разговорная речь, ее особенности
Разговорная речь – это функциональная разновидность литературного языка, обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны неофициальность отношений между участниками и непринужденность общения.Она используется в обиходно-бытовых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т.п.
Противопоставлена всем остальным функциональным разновидностям языка как некодифицированная сфера общения.

Стилевые черты:
неподготовленность, спонтанность речи;
неофициальные отношения между говорящими;
непосредственное отношение говорящих.

Речевые средства:
Использование разговорных слов и фразеологизмов (картошка,читалка, рукой подать) внелитературных элементов, снижающих стиль (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы);
Употребление слов с общим значением и «пустых» слов, обретающих определенное значение лишь в контексте (штука, вешь, бандура);
Использование неполных предложений, отрывочных слов
(Кофе будешь? – Нет)
Использование указательных местоимений (Тот человек)

33. Специфика стиля художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в произведениях художественной литературы: романах, рассказах, пьесах. В отличие от других стилей, стиль художественной речи имеет еще и эстетическую функцию. Именно поэтому художественный стиль отличается выразительностью, образностью, эмоциональностью и эстетической значимостью каждого его элемента. Он предполагает предварительный отбор языковых средств.
Образность художественного стиля создается с помощью тропов (метафор, сравнений, олицетворений).
В художественной речи , могут использоваться архаизмы, историзмы (для придания колорита эпохе, о которой повествуется), диалектизмы и даже элементы разговорного стиля (чтобы точнее передать речь героев, полнее раскрыть их образы).

Таким образом, стиль художественной литературы сочетает в себе особенности и элементы разных стилей. Именно поэтому его не всегда выделяют как особый стиль русского литературного языка. И все же он имеет право на существование в качестве одного из самостоятельных стилей языка. Так, художественный стиль обладает только ему присущими выразительными средствами речи. К ним можно отнести ритм, рифму, гармоническую организацию речи.

ВОПРОС №34
К публичному выступлению следует тщательно готовиться. Работа оратора над речью начинается с выяснения темы выступления. Тема речи должна быть актуальной, новой, интересной, конкретной, четко сформулированной. При формулировке темы выступления нужно учитывать как интересы оратора, так и интересы аудитории. П.Сопер советует выбирать тему выступления, соответствующую познаниям и интересам оратора. При этом важно учитывать и интересы аудитории. Все интересы можно свести к следующим: а) основные интересы; б) групповые интересы; в) злободневные интересы; г) конкретные интересы. Основные интересы связаны с проблемами жизни и смерти, здоровья, денег и собственности. Это выступления на темы, содержащие призывы к чувству долга, чести, патриотизма.

Групповые интересы - это интересы конкретной аудитории, конкретной группы людей. Злободневные (текущие) интересы связаны с тем, что в данное время волнует общество. Это может быть предстоящая избирательная кампания, новый законопроект на рассмотрение Государственной Думы, состояние преступности в стране.Конкретные интересы людей определяются вниманием к конкретным вещам и предметам (автомобилям, домам, предметам развлечения).После того, как выбрана и осмыслена тема речи, оратору необходимо определить общую и конкретную цель своего выступления.Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Не менее важным вопросом, стоящим перед оратором при подготовке к выступлению, является оценка обстановки и состава слушателей.При подготовке к речи также необходимо учитывать состав аудитории, перед которой предстоит выступать.Основной этап подготовки речи - это работа над теоретическим и фактическим материалом выступления, составление текста самой речи и ее композиционно-стилистическое оформление.Факты должны быть умело подобранными, убедительными, достоверными.Параллельно с работой над содержанием речи осуществляется работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.Следующий этап подготовки оратора к речи - репетиция.Здесь следует обратить внимание на технику речи, овладеть искусством инсценирования.В первую очередь оратору необходимо овладеть культурой устной речи, образцовым литературным произношением, соответствующим нормам русского литературного языка. Большую роль играет правильная постановка голоса оратора, его дикция (четкость артикуляции звуков речи), расстановка фразового и логического ударения, умелое использование в речи паузы. Важное значение имеет и интонация - ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения.

ВОПРОС №35
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности.Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли.Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов.Нередко это достигается искусным построением зачина - самого начала речи.Следующая часть композиции - вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основном.

36 вопрос.
Последовательность расположения основных частей и тем более микротем – дело творческое, зависящее от логики рассуждений, от общего замысла. В процессе подготовки выступления можно даже отказаться от целых частей: например, в суде не обязательно рассматривать доказательства преступления, если, с точки зрения защитника, отсутствует сам состав преступления.
Произвольным, творческим может быть и расположение материала, но в каждой речи присутствует смысловая градация, построенная на логическом принципе последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей: от констатации – к опровержению, от опроверже ния – к доказательству.
В основе смысловой градации может лежать принцип усиления, когда аргументы расположены в порядке нарастания и самые сильные из них даются в самом конце речи.
При любом публичном выступлении главное - это передача основных идей и содержания доклада.
Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Виды вступления
. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно
. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

Виды доказательства
. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.
. Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций
Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
По классической схеме ораторского искусства:
. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

· . Кратко повторяет основные мысли своей речи.
. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.
. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления.
Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов

· и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.
Логические правила построения речи. Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:
Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.
Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.
В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.
Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы:
1) Закон тождества
2) Закон непротиворечия
3) Закон исключенного третьего
4) Закон достаточного основания.

37 вопрос.
Аргументация - это форма мыслительной деятельности, цель которой состоит в обосновании утверждения об истинности или ложности некоторого высказывания или теории (или о принципиальной невозможности оценки высказывания как истинного или ложного, то есть бессмысленности его).
В процессе аргументации объектами нашего обсуждения выступают те или иные уже имеющиеся высказывания или теории. При этом в одних случаях истинность их предполагается, но требует обоснования. В других – высказывание или теория, выдвигаемые, например, оппонентом в споре или дискуссии, представляются ложными или даже бессмысленными, и требуется обоснование их ложности или бессмысленности.
Обоснование высказывания в процессе аргументации может быть полным или частичным.
Полное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания называется доказательством этого высказывания.

Полное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания является его опровержением.
Частичное обоснование утверждения об истинности некоторого высказывания есть его подтверждение.
Частичное обоснование утверждения о ложности некоторого высказывания называется критикой этого высказывания.
Доказательство является предельным случаем подтверждения. Однако это такой предельный случай, который в процессе подтверждения никогда не достигается. Подтверждение повышает степень вероятности того, что подтверждаемое утверждение истинно. Но эта вероятность может сколь угодно приближаться к единице, никогда ее не достигая. Вероятность, равную единице, дает только доказательство.
Различают следующие виды аргументов:
1. Установленные общие положения. К ним можно отнести философские принципы, принципы рассматриваемой области науки, правила нравственности, нормы права.
2. Суждения, принимаемые в качестве очевидных (аналитически истинные утверждения, аксиомы, в юридической практике - презумпции и т.д.).
3. Удостоверенные суждения о фактах (в науке – данные наблюдения и эксперимента; в юридической практике – проверенные показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия и т.п.)
Правила и ошибки по отношению к аргументам
При выборе аргументов необходимо соблюдать следующие правила:
1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2. Аргументы должны быть доказаны и являться достаточным основанием для признания истинности тезиса.
3. Истинность аргументов должна обосновываться независимо от тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Так же существует:
Аргумент к силе, к авторитету , к публике, к личности, невежеству и другие.

Наши рекомендации