Публицистический стиль: стилеобразующие факторы, жанровая характеристика текстов, языковые особенности.

Специфика публицистического стиля

Газетно-публицистические тексты строятся на единстве экспрессивных и стандартизованных элементов. Частое использование одних и тех же выражений в одних и тех же ситуациях приводит к трате тем или иным выражением яркости, необычности, выразительности, и в результате этого выражение становится либо клише, либо штампом

Роль публициста включает в себя и индивидуальные черты, и типовые. В тексте, создаваемом публицистом, отражается стиль его поведения

Специфика публицистического стиля в том, что это стиль социальный. Публицистика — язык власти, политики и экономики

Социальность выражается в том, что он сведает за изменениями в обществе, внутренними и внешними. Современный публицистический стиль, конечно, мало чем напоминает публицистику конца 19-начала 20 века

Характеристика совр публ стиля, тенденции:

- расширяются функции публицистики, сферы ее применения(реклама, пиар, интернет)

- журналистика все более отделяется от литературы, приобретая деловой информативный характер

- медиатекст все дальше уходит от печатного и существует в нескольких ипостасях — бумажный, звучащий, визуальный, текст интернета

- по наблюдениям солганика современный публ текст — это полифонический коммуникативный продукт, результат так называемой технологической конвергенции

- подвергаясь неприрывным и многоразовым воздействиям со стороны, публицистика меняет свой речевой и языковой облик. Исследователи отмечают появление целых словообразовательных гнезд (вип, виповский, фитнес и тд)

- в любом стиле существует рамка общения — адресант, сообщение, адресат. Эта схема меняется. Для каждой эпохи есть свой тип автора

- в сферы публицистики внедрился интернет, создаются интернет-жанры, правила

Особое место в публ стиле определяет его специфика в сравнении с разг и худож речью. Совпадение выражается в том, что все они используют при создании текстов разных жанров языковые средства разных стилей, но между этими стилями сущ и отличия:

- разный характер информации

- по-разному выполняют функцию воздействия

- агитационно-пропагандистский характер, в отличие от худож текстов ( эмоции, эстетическое восприятие)

- газета является популяризатором знаний в области техники, литературы, и вся эта информация представляется обобщенно

- в публицистике — структура авторского "я" более сложна. Она включает социальные грани личности

- разница в количестве участников

- в публ проблема фиксирована, в разговорной — нет

- публ речь — подготовлена, разг — нет

- Публ — дистантное общение

Общая характеристика газетно-публицистического стиля.

Публицистическая речь отличается от научной характером информации и целеустановкой сообщения этой информации

В научном информация обычно фиксированная, постоянная; цель — сообщение. В публ — информация может быть временной, цель — не только сообщить, но и воздействовать

Стилеобразующие факторы

• выполняемые функции языка:

1). информативная

Информация не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, комментарии и размышления автора. Здесь не ставится задача всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, и выделяет те стороны жизни, которые важны дл его потенциальной аудитории. Гл цель информативной функции- убедить в необходимости знания данной мнформации

2). Коммуникативная

Коммуникативность публ стиля заключается в том, что тексты создаются для широкой аудитории. Здесь учитывается обратная связь(письма, звонки читателей и тд)

3). Экспрессивная

Публ текст обычно отражает эмоциональное отношение автора

• Сфера распространения

Публицистика существует в словесной форме, письм и устной, графич и изобразительной(окна роста), фото, кинематографич, театрально-драматич, словесно-музыкальной

• наличие подстилей

- публицистика

- популярная публицистика

• Жанры

Широкое распространение публицистики породило множество разнообразных жанров, и это затрудняет их классификацию

В совр публицистике меняется состав жанров. Исчезает очерк, памфлет

1). Информационные жанры (зачем, почему, что, как, где)

Заметка, репортаж

2). Публицистические

Передовая, корреспонденция, статься, рецензия, обзоры, письма

3). Худож-публицистические

Очерк, фельетон, памфлет, зарисовка

Современные жанры.

- пресс-релиз. Новый активный жанр, появившийся в связи с развитием рекламы. Это подборка мнформации, сообщений, рассказ о достоинствах чего-либо, соединение аналитического и рекламного начала, цель — доказательное рассуждеие о пользе предмета речи. Аргументы — успешность какой-л деятельности, отзывы экспертов

Мониторинг — отражает результаты каких-либо социальных исследований

Журналистское расследование

Эссе — размышление на определенную тему, глубокие размышления совмещаются с яркими эмоциональными картинами.


Наши рекомендации