Тема 4.Лирика А.А. Фета в детском чтении
Обратимся к стихотворению А.А. Фета “Печальная береза у моего окна...” (1842).
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Лирический зачин (“Печальная береза / У моего окна...”) открывается эпитетом “печальная”. Он одновременно и лирический, и метафорический. В прямом значении прилагательное “печальный” обозначает “проникнутый печалью” и может быть употреблено только по отношению к чувствующему человеку. Береза не может быть ни печальной, ни веселой. Но употребление здесь этого прилагательного легко оправдывается внешним видом зимнего дерева с опущенными вниз тонкими ветвями, который вызывает ассоциации с опечаленным человеком. У прилагательного “печальный” есть еще одно значение – “вызывающий сожаление, печаль”. Оно связано с настроением лирического героя, который опечален видом одинокой березы, осыпанной снегом. И в этом случае эпитет уже лирический. Так лирический сюжет начинается с чувства печали, грусти, которое испытывает лирический герой.
В основе переноса при образовании метафоры прихоть мороза лежит значение “странного каприза, чудачества”. Мороз одевает березу в белый иней, но не замораживает, а делает ее красивой (В поэме “Мороз, Красный нос” Н.А. Некрасова Мороз осматривает, хорошо ли убраны деревья в лесу (Пушисты ли сосен вершины, / Красив ли узор на дубах) и хвастливо говорит: Я царство мое убираю / В алмазы, жемчуг, серебро). Такое значение подтверждается метафорическим эпитетом разубрана. Это краткое страдательное причастие от глагола разубрать, который означает “разодеть, разукрасить, разрядить щегольски, празднично, красиво, изящно, пышно, богато” (В.И. Даль).
Так в лирическом сюжете наряду с грустью возникает и восхищение красотой заснеженного дерева. Это чувство передается лирическим эпитетом: наряд березы радостен для взгляда лирического героя. Опущенные концы ветвей, кроме первоначальных ассоциаций с опечаленным человеком, получают еще одно соотнесение: они сравниваются с гроздьями винограда. Виноград всегда был символом плодоносящей силы земли. И наклоненные вниз гроздья винограда никогда не вызывали печаль, а наоборот – чувство радости, переживания торжества жизни.
Белый (Значение слова “белый” – “цвета снегаили мела”. Белый цвет – противоречив. Он сочетает в себе свет и жизнь, старость, слепоту и смерть. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь. На Востоке белый цвет – это цвет траура. У народов Северного Кавказа белый цвет был характерен для погребальной одежды. Вечная жизнь блаженных духов у всех народов в древности всегда имела символом также белый цвет. Так, в Фивах тени умерших изображались в белом. По свидетельству Геродота, усопшие погребались в белом одеянии. О том же обычае в Древней Греции упоминает и Гомер.
Связь белого цвета со смертью можно наблюдать в русской культуре. Это отражено Н.А. Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Умерший Прокл.
Лежит неподвижный, суровый,
С горящей свечой в головах,
В широкой рубахе холщовой
И в липовых новых лаптях.
Холщовая рубаха – белая.
“В снегу до колен” ноги старика-отца, когда он роет могилу Проклу. Да и сама могила названа белой ямой:
Из рук его выскользнул лом
И в белую яму скатился,
Старик его вынул с трудом.
В стихотворении К. Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”:
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый старик.) наряд березы назван траурным. Однако траурный (Траурный – изобразительный эпитет) наряд оказывается радостным, поскольку является следствием причудливой игры природных сил (прихоти мороза), а не приготовлением к смерти. Эту очевидность подтверждает сравнение с гроздьями винограда. И доминирующим чувством в лирическом сюжете становится не печаль, а восхищение открывающейся красотой зимнего дерева.
Третья строфа начинается с открытого выражения чувства лирического героя – люблю. Метафора игра денницы открывает новые краски: если до сих пор преобладающим цветом был белый, поскольку именно этим цветом причудливо украшает березу мороз, то теперь денница (утренняя заря) окрашивает березу в алый, ярко-красный цвет. Прилагательное красный употребляется в народной и поэтической речи для обозначения “чего-либо хорошего, яркого, светлого”, иными словами – красивого. Это значение подтверждается эпитетом разубрана, о котором речь шла выше, и финальной строкой стихотворения, где лирический герой испытывает грусть оттого, что “птицы стряхнут красу ветвей”, т.е. лишат березу ее убранства.
Употребление устаревшего слова денница вместо утренняя заря вносит торжественность и еще раз подчеркивает открывающуюся красоту.
Кроме того, свет утренней зари на березе играет, а игра подразумевает движение. И если в начале стихотворения береза, украшенная морозом, скована, то в финале она включена в движение природы, для которой зима не смерть, а лишь некое инобытие. Движение жизни, обнаруженное лирическим героем даже в зимней природе, еще раз, уже ретроспективно, лишает эпитет “траурный” его трагического значения.
Таким образом к финалу стихотворения усиливается восхищение красотой, что и составляет лирический сюжет. В концовке стихотворения возникает ощущение мимолетности красоты, неповторимой и ускользающей. И поэтому появляется чувство грусти (“И жаль мне, если птицы / Стряхнут красу ветвей”), которое тоже входит в лирический сюжет.
Таким образом, стихотворение А.А. Фета включает в себя два плана: первый – описание природы (и в этом отношении его можно отнести к упоминавшейся нами пейзажной лирике) и второй – собственно лирический, основу которого составляет лирический сюжет – движение чувств лирического героя.
Несколько иная поэтическая система в стихотворении А.А. Фета “Кот поет, глаза прищуря...”
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
“Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай”.
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
(1842)
В этом стихотворении соединяются особенности так называемой повествовательной лирики: есть некая фабула – мальчик, заснувший на ковре во время игры, после обращения к нему взрослого идет спать; и все это описано со стороны. Вторая строфа предстает как высказывание персонажа, а потому можно говорить и об особенностях лирики ролевой. Однако за повествовательностью и ролевыми чертами проступают и испытанные поэтом чувства.
Прежде всего обращает на себя внимание пространственная организация произведения. С одной стороны, теплый уютный дом с его приметами: сладко поющий кот – символ умиротворения и безмятежности; ковер, игрушки. С другой – страшная стихия: буря, ветер, снег. В их описании звучит авторский голос. И здесь обращает на себя внимание использование олицетворений (буря играет, ветер свищет), сравнения (снег валит клоками). Эти художественные средства наделяют стихию почти сказочными чертами.
Границей между уютом дома и разыгравшейся природой оказываются окно и ворота; чувство защищенности от стихии усиливается безмятежностью кота, который лишь на мгновение приоткрывает глаза и продолжает свою песню. Возникает и звуковое противопоставление: тишина дома и песня кота (он именно поет, а не мурлычет – это еще одно олицетворение) – и свист ветра и бури. Так за описанием дома и за словами взрослого человека просвечивает и становится очевидным авторское чувство – наслаждение, почти что упоение покоем и уютом домашнего тепла. Оно-то и составляет лирический сюжет, который движется от своего зачина (вся первая строфа) к концовке (последняя строфа), повторяющей зачин с небольшими изменениями (мальчик встал). И это совпадение призвано лишний раз утвердить прочность домашнего тепла и уюта.
Вопросы и задания
1. Еще раз перечитайте стихотворение А.А. Фета “Печальная береза...”. Какое открытие вы сделали вместе с автором стихотворения? Подтвердите свои наблюдения текстом.
2. Поразмышляйте о цветовой гамме этого стихотворения. Какие цвета встречаются в стихотворении? Какие ассоциации они вызывают? Какова роль каждого цвета в создании образов березы и мира?
3. Присутствует ли в финале стихотворения печаль или она преодолена? Объясните свое решение.
4. Приведите примеры тропов из указанных выше стихотворений. Подумайте, какую роль играет каждый из них в произведении: что помогает изобразить и что – выразить?
5. Проанализируйте стихотворения А.А. Фета “Зреет рожь над жаркой нивой...” и Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...” по предлагаемому плану.
* * *
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
(А.А. Фет, конец 50-х годов XIX века)
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.И. Тютчев, 1857)
– К какому виду лирики вы бы отнесли каждое из этих стихотворений? Почему?
– Перечитывая стихотворение, определите, какие картины изображены в каждой строфе. Меняются ли они от строфы к строфе? Если да, то как и в связи с чем? Как строфы связаны между собой?
– Сравните атмосферу стихотворения А.А. Фета с атмосферой стихотворения Ф.И. Тютчева. Каковы различия между ними и как их передает автор?
– Какие художественные средства помогают каждому поэту создать поэтические картины и передать с наибольшей полнотой чувства лирического героя?
– Найдите в стихотворениях все слова в переносном значении или словосочетания, в которых есть переносное словоупотребление. Определите, какое значение вкладывает в эти слова автор стихотворения. Как называется такое употребление слов в лирических произведениях?
– Какие из выделенных вами слов в переносном значении являются в стихотворениях эпитетами? Классифицируйте их. Обратившись к параграфу 1.2, вспомните, чем отличаются друг от друга изобразительные, лирические и метафорические эпитеты. Какую роль играют эпитеты в каждом стихотворении? Попробуйте лишить стихотворение эпитетов. Что произойдет с художественными образами и полнотой выраженных чувств?
– Есть ли в стихотворениях гиперболы и литоты? Какую роль они играют в создании поэтических образов? Какие чувства помогают выразить?
– В стихотворении Ф.И. Тютчева найдите сравнение. Соотнесите его с приведенной в статье классификацией сравнений. Какую роль играет это сравнение в стихотворении?
– Найдите метафоры в стихотворениях. Определите основания, по которым происходит перенос значений. Какую роль играют метафоры в стихотворении А.А. Фета, какую – в стихотворении Ф.И. Тютчева? Какие чувства вызывают у читателя образы, созданные с помощью метафор? Как метафоры связаны с общей атмосферой произведения?
– Есть ли в стихотворениях метонимия и синекдоха? Если есть, какова их роль в выражении чувств лирического героя?
– Какие чувства лирического героя передаются с помощью вышеназванных изобразительно-выразительных средств? Как они развиваются от зачина к концовке стихотворений?
– Сделайте вывод о том, какие чувства и переживания составляют лирический сюжет в этих стихотворениях.
– Как в стихотворениях связаны между собой образ мира и чувства героя?
6. Воспользовавшись планом, данным в задании 5, проанализируйте по два стихотворения разных поэтов из приведенного списка (по своему выбору).
Фет А.А. Рыбка; Весенний дождь; Ласточки пропали; Мама! Глянь-ка из окошка...; Туманное утро; Лес; Бабочка; Первый ландыш; Это утро, радость эта...; Летний дождь.
Плещеев А. Весна; Мой садик; На берегу; Отдохну-ка, сяду у лесной опушки...; Скучная картина.
Майков А. Колыбельная песня; Мать; Летний дождь; Пейзаж; Весна; Осенние листья по ветру кружат...
Тема 5."Гуттаперчивый мальчик" Д. Григоровича: мотивы и конфликт
Исследование ведущих мотивов художественного произведения является одним из путей его изучения, поскольку понятие “мотив” как литературоведческая категория помогает выявить идейно-художественное своеобразие произведения, дать более полную характеристику персонажей.
Мотив – термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования, простейшую составную часть сюжета. В качестве мотива могут выступать ситуация, предмет или состояние персонажа, повторяющиеся на протяжении произведения.
В повести Д. Григоровича“Гуттаперчивый мальчик”две истории о детях. С одной стороны, история сироты Пети, никому не нужного, становящегося игрушкой в руках акробата Беккера, ребенка, лишенного детства. С другой – история детей графа Листомирова, которые на первый взгляд счастливы, но по сути тоже никому не нужны: ни отцу, ни матери, всецело предоставившей их воспитание гувернантке мисс Блике и своей сестре Соне – приживалке в доме Листомировых.
Две истории о детях объединяет не только событийный уровень (посещение цирка детьми – падение Пети на их глазах – реакция Верочки), но и пронизывающий повесть мотив неестественности, кукольности, автоматизма.
Повесть начинается описанием метели, которая вносит ощущение путаницы, сумятицы, “смятения чувств” и, как природная стихия, включается в круговорот Масленицы – последнего игрового, фарсового, балаганного празднества перед Великим постом – и фарсу же противостоит, напоминая о грозных силах природы, о возмездии за грехи, о смерти. Сумятица метели сродни суете и давке, которые царят на площади против цирка: люди застигнуты метелью врасплох. “Масленица бесспорно владеет таинственной силой” – и это касается не только страсти к “увеселениям и зрелищам всякого рода”. Она по природе своей двойственна: с одной стороны, она связана с праздником в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Белеса). С другой – сохранившись после принятия христианства, она была переосмыслена православной церковью как религиозный праздник под названием сырной, или “мясопустной”, недели перед Великим постом.
В повести Д. Григоровича пятый день Масленицы тоже двойствен: солнце, сияющее с утра, внезапно сменяется метелью, густым снегом, когда “ничего нельзя было разобрать на улице” – и радость петербургского населения от солнца заменяется ворчливостью и рассерженностью.
Цирк, со стороны напоминающий волшебный мир (блеск, музыка, огни, радость, развлечение – именно так его воспринимают дети графа Листомирова), на самом деле является трудной работой, и в нем ничего не напоминает о блестящем представлении, которое видят зрители. Здесь важна сама семантика слова: представление – это игра, в которой человек перестает быть самим собой, он потешает зрителей, а как и какой ценой – смотрящим совсем не важно. В цирке за внешним весельем – страдания, боль, невидимые муки и слезы. Недаром автор замечает, что “все здесь напоминало частые и страшные случаи ушибов, перелома ребер и ног, падений, сопряженных со смертью...”. Да и само описание опустевшего помещения не вызывает чувства радости – напротив, писатель акцентирует внимание на мутновато-желтом (совсем не радостном!) пятне арены, пишет о том, что верхние окна, “затемненные снаружи пасмурным небом, залепленные наполовину снегом <...> проглядывали вовнутрь как сквозь кисель, сообщая настолько свету, чтобы нижней части цирка придать еще больше сумрака”.
Мы видим изнанку праздника: беспорядочно сваленные приспособления, декорации, костюмы, грубый грим на лицах, толчею, а главное – неестественные, корыстные отношения, которые убивают человеческое не только морально, но и прямо, физически.
Воплощением этих сил становится акробат Беккер – человек-машина, автомат, не знающий жалости и сострадания. “Он казался не столько отлитым в форму, сколько вырубленным из грубого материала, и притом грубым инструментом”. Он всегда доволен собой, любуется своим телом, своими искусственными кудрями и думает, что все должны любоваться тем, какой он сильный, как он правильно живет. А если заставляет работать ребенка, так это тому только на пользу: быстрее привыкнет, будет иметь профессию, выбросит из головы ненужное. Он старается довести до автоматизма упражнения и приемы, которые должен выполнять Петя. Но мы видим, как в этом стремлении Беккер почти в прямом смысле ломает мальчика: чего стоит описание того, как происходила “проба на гибкость”: “...акробат неожиданно поставил мальчика на колена, повернул его к себе спиною и начал выгибать ему назад плечи, снова надавливая пальцами между лопатками, когда голая худенькая грудь ребенка выпучилась ребром вперед, голова его опрокинулась назад и весь он как бы замер от боли и ужаса...”. Примечательно, что Петя не хочет в цирк, он боится, и лишь детское любопытство помогает ему привыкнуть к цирку, но не к автомату Беккеру.
Не менее важно и то, что для цирковой жизни бездушный Беккер органичен, ведь он, в сущности, так же безжалостно эксплуатирует Петю, как и режиссер – других артистов: уставшая наездница Мальхен по приказанию режиссера вынуждена участвовать в представлении, а бедному Пете Беккер запрещает прогуляться.
Автоматизм определяет и обычную жизнь семьи Листомировых. Стремление графа к порядку само по себе не означает ничего дурного, однако постепенно он перестал видеть людей. Важно лишь то, чтобы раз и навсегда определенный им порядок не нарушался. С его точки зрения поведение Верочки неправильно, следовательно, нужно запретить ее импровизации, исключить все то, что отклоняется от “нормы”. Естественное, детское подавляется взрослым, заорганизованным, педантичным, холодно-жестоким, а по существу – бездушным. Даже поездка в цирк, которая для детей должна стать праздником, сопровождается недовольством отца и омрачена трагедией маленького акробата – почти сверстника.
По мысли автора, эти отношения калечат и убивают не только самих взрослых, которые смирились с правилами “игры”, но и – самое страшное – губят невинные детские души. Взрослым нужны такие же спокойные, управляемые куклы, и мир детства разрушается под напором грубой, злой силы. Гибнет запуганный, постоянно унижаемый маленький акробат с заученной для публики улыбкой, а поза его – там, наверху, с раскинутыми руками напоминает опрокинутое распятие. Страдания детей, их жертвенность показывают жестокость окружающего мира и заставляют нас задуматься о необходимости доброты, жалости, сострадания, любви и понимания.
Вопросы и задания
1. Вспомните, что такое мотив в литературном произведении. Какие мотивы можно выделить в повести Д. Григоровича?
2. Выделите в повести элементы сюжета. Как они связаны между собой? Какой эпизод является кульминационным? Обоснуйте свою позицию.
3. Расскажите о судьбе Пети до цирка. Как складываются его отношения со взрослым миром? Приведите примеры из текста, которые дают представление о том, что в повести Петя противопоставлен взрослому миру.
4. Охарактеризуйте отношения между актерами цирка. В чем проявляется естественность и неестественность этих отношений?
5. Какие эпизоды наиболее ярко представляют жизнь Пети в цирке? Почему трагическая судьба мальчика оказывается предопределенной?
6. Какие художественные средства помогают писателю создать образ Пети?
7. Как в повести проявляется авторское отношение к Пете?
8. Охарактеризуйте детей семейства Листомировых. Каковы в этой семье отношения между детьми и взрослыми? Что помогает автору в создании образа семьи Листомировых и образов детей Листомировых? Определите авторское отношение к взрослым и детям.
9. Почему трагедия Пети показана в произведении через восприятие Верочки?
10. Какие приемы создания образов использует Д. Григорович?
11. Какова роль названия в этом произведении?
12. Как мотив естественности – неестественности определяет расстановку персонажей в произведении и помогает раскрытию конфликта?
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА