Отечественная поэзия в детском чтении

Поэты 19 века в детском чтении

Поэзия 19 века широко входит в круг чтения современного ребенка. Произошло это прежде всего благодаря совершенствованию формы стиха А.С. Пушкиным и поэтами пушкинской поры.

Сравним силлабические вирши 18 века и стихи, созданные в силлабо-тонической системе стихосложения 19 века.

Из стихотворения М.В. Ломоносова 1752 года «Письмо о пользе стекла…»:

Велика сердцу скорбь

Лишиться чтенья книг:

Скучнее всякой тьмы,

Тяжелее вериг!

Число слогов в ломоносовском стихе равно шести – это равносложный, но разноударный стих. Чтобы не нарушить ритм чтения строки, надо менять ударение в словах: «велика» вместо «велика», «тяжелее» вместо «тяжелее». Скупая рифмовка: концевые созвучия есть только во второй и четвертой строках, а первый и третий стихи не рифмуются. Затрудняют благозвучие слова со стечением согласных, поставленные в конце стиха: скорбь, тьмы. В современном языке архаичное существительное «скорбь» заменилось бы чаще употребляемым «горе», а тяжелые вериги, то есть цепи на груди узников, каторжников, юродивых дети видели лишь на исторических картинках.

Прочитаем начало известного пушкинского стихотворения 1829 года «Зимнее утро»:

Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись!

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Несмотря на разговорный стиль первой строфы текста, читатель ощущает плавное течение стиха благодаря его слого-ударной (силлабо-тонической) системе: ударные и безударные слоги равномерно чередуются, образуя группы слогов в строке (стопы). Определим количество и качество стоп в строке:

Мороз и солнце! День чудесный!

È ïÈ ïÈ ïÈ ïÈ - такое чередование называется четырехстопный ямб. Стихотворный размеры с ударением на 1 слоге двустопного стиха называется хорей. Трехсложные стопы образуют дактиль, амфибрахий и анапест (ударный-безударный-безударный, безударный–ударный-безударный; безударный-безударный-ударный). Равное количество стоп и ударность упорядочивают стих, иногда поэт нарушает установленный порядок, делая пропуски ударения или, наоборот, ставя два ударных слога подряд (пиррихий и спондей).

Формируется не только стихотворный размер, но и обогащается рифмовка: в пушкинском шестистишии есть смежная и опоясывающая рифма. Весьма характерной для поэзии 19 века станет перекрестная рифма (через одну строку). По типам рифмовки будет разрабатываться строфика: двустишия, четверостишия… и так далее, вплоть до четырнадцатистишия – знаменитой «онегинской» строфы, соперницы сонета. В стихотворении различают также мужскую, женскую, дактилическую рифмы (здесь 4-женских и 2-мужских).

Все перечисленные выше приемы совершенствования стихов облегчают их чтение. Конечно, восприятие современного юного читателя затрудняют старинные усеченные формы слова «сомкнуты» вместо «сомкнутые» или мифологема «Аврора», в римской мифологии обозначающая богиню утренней зари. Но все же в целом, читая Пушкина, дети слышат доступную речь, живую интонацию, энергию стихотворного призыва.

К наибольшей простоте стиха стремились те авторы, кто обращал свои произведения непосредственно детям.

В.А. Жуковский написал миниатюры «Птичка», «Котик» для малышей, обыгрывая прием повтора одного и того же слова :

«Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет,

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты,

Песню свою.

Из известных поэтов 19 века специально для детей писали немногие: несколько произведений посвятили детям Н.А. Некрасов, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков…Однако уже в первой половине века сложилась традиция включать в детское чтение лучших поэтов современности, не писавших для детей – А. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова и др.

Поэты разных школ и направлений 19 века входят в чтение современных дошкольников и младших школьников. Поэты пушкинского направления представлены высокообразованными дворянами, хорошо владевшими языками, заботящимися об эстетике стиха: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и другие. Поэты некрасовской школы, дворяне – демократы, посвятившие «лиру народу своему», разночинцы, самоучки из крестьян или стихотворцы-педагоги, заботящиеся о понятности стиха, о его доступности простому или детскому читателю: это А.Н. Плещеев, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.З. Суриков и др.

Время сохранило и отдельные талантливые произведения не столь известных поэтов прошлого: А.А. Пчельниковой («Птичка»: диалог-спор между детьми и пташкой; «Игра в цветы» - монолог цветов розы, лилии и др.), Ф.Д. Миллера (прославившегося стихотворными подписями к картинкам «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять…»), Д.Д. Минаева (сочинившего не одну колыбельную для детей), И.И. Косякова («Чик-чирик» - о весне, «Все она» - о маме) и др.

Книги, в которых собрана отечественная поэтическая классика для детей, переиздаются и в начале ХХI века. Сборник «Родные поэты» содержит рассказы об авторах, комментарии стихов, статьи об истории создания произведений. Это книга для совместного чтения взрослых и детей. Для чтения детям предназначен сборник «Русская детская классика» (М.: Астрель АСТ, 2002) в серии «Всемирная детская библиотека». Составители В.Н. Бредихина и И.В. Алясова сопроводили художественные тексты библиографическим словарем. Для специалистов по детской литературе и любителей издана монография Е.О. Путиловой «Русская поэзия детям». В книге есть вступительная статья, библиографические справки, примечания. Панораму детской поэзии составитель собирала в основном из журналов для детей, издававшихся в 19 веке и в начале 20 века.

В жанровом отношении детская поэзия далекого прошлого не так богата: это сюжетные стихотворения, сказки в стихах, колыбельные, пейзажная лирика. Тематика поэтических произведений охватывает близкую ребенку действительность: это, во-первых, картины родной природы в разные времена года, картины дня, пейзажи разных мест нашей родины, описания леса, сада, жизнь растений и животных; во-вторых, изображение детства: игры, забавы, прогулки, занятия, труд детей; отношения детей и взрослых.

Прочитайте детям стихотворения Ф.И. Тютчева (1803-1873) «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...), Весенняя гроза («Люблю грозу в начале мая…»), «Чародейкою зимою…» и составьте к ним сопроводительный комментарий на тему «картины природы в разные времена года».

Лирика А.А. Фета (1820-1892) также передает читателю определенное настроение, вызванное природными явлениями, навевает философские размышления: «Я пришел к тебе с приветом», «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Учись у них, у дуба, у березы…», «Мама, глянь-ка из окошка…», «Бабочка», «Кот поет, глаза прищуря…»

А.Н. Майков (1821-1897) сочинил для детей «Колыбельную песню», похожую на волшебную сказку, в которой могучие силы природы (ветер, солнце, орел) приходят в дом, как добрые помощники («Спи, дитя мое, усни…»), миниатюры на темы природы: «Ласточка примчалась…», «Голубенький, чистый подснежник-цветок!».

У А.К. Толстого (1817-1875) дети читают стихи «Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Где гнутся над омутом лозы…». Поэзия Толстого так музыкальна, что становилась не раз основой для романсов и песен П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других композиторов.

Обогатил тематику детского чтения Н.А. Некрасов (1821-1877), изображая в стихах жизнь русского крестьянина, его труд, заботы, радости. Наиболее удачен образ деда Мазая из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Житель болотистого низменного края, охотник, Мазай по-хозяйски относится к животным: охотится на них зимой, но по весне, в половодье, спасает зайцев. Он осуждает мужиков, которые бьют линяющих зверьков, пользуясь разливом, браконьерничают. «Впятеро больше бы дичи велось», - рассуждает он, говоря о рациональном обращении человека с природой. Мазай спас около двух десятков зайцев в половодье: снял с острова, с пенька, отвез на бревне на берег… На потеху всему селу он свез их на сухое место, наверное, получив за это прозвание «заячьего заступника». Веселый и активный его характер спасателя – охранителя природы нравится детям.

В стихотворении «Пчелы» автор от имени крестьянина рассказывает о том, как мужики спасли пчел от наводнения. Прохожий подсказал деревенским жителям поставить вешки, чтобы ослабшие от зимней спячки пчелы отдыхали, перелетая с лугов и лесов в ульи, поставленные на огородах. Стихотворение «Соловьи» - рассказ крестьянки о соловьиной роще. Она передает своим детям запрет на ловлю певчих птиц сетями и силками: соловьиные песни должны будить людей по утрам.

В основу другого рассказа в стихах «Генерал Топтыгин» Некрасов положил народный анекдот о том, как зверя перепутали с генералом. Народ, хорошо знакомый с манерами «воевод», не желающих соблюдать законы человеческого общежития, медведя в кибитке принял за важного чиновника. Станционный смотритель, чиновник 14 класса – последнего в табели о рангах, – трусит при встрече с Топтыгиным, орущим в санях. Старость и страх застят глаза этому забитому, робкому человеку. Когда прибежали ямщик и вожатый медведя, когда смотритель понял, что обознался, то и сам «обругал ямщика скотиной». Так он отомстил за свое унижение, хотя до этого суетился и старался угодить генералу «в новом вкусе».

Короткая динамичная строка сатирического стихотворения передает движение сюжета. Молодой легкомысленный «обратный ямщичок» Федюха; бородатый вожак, любитель выпить «лишний шкалик» Трифон; «юркий старичишка» смотритель почтовой станции, старый матерый цепной медведь с кольцом в губе; толпа, жмущаяся около саней, - все образы этого произведения колоритны и запоминаются детьми.

Другую группу стихов Некрасова составляют произведения на тему детства – «Крестьянские дети», «Школьник», «Плач детей», «На Волге». Поэма «Крестьянские дети» является программным стихотворением поэта, в котором он отчетливо выразил свое отношение к детству, к крестьянским ребятишкам. Рассказывая о своих встречах с детьми по осени (охота, отдых в сарае), зимой (мужичок с ноготок Влас), летом (игры, забавы и труд детей), автор размышляет об этой поре жизни: «часто завидую им», «счастливый народ», «милые плуты», «красное детство», - пишет он с любовью. «Обаянье поэзии детства» присутствует и в других стихах (о Саше, о пареньке, похожем на архангельского мужика Ломоносова, о Ване, встретившемся на железной дороге и др.).

В детское чтение входит гражданская лирика Некрасова («Внимая ужасам войны»), его пейзажные зарисовки (из стихотворения «Зеленый шум», из поэмы «Мороз – красный нос» - «Не ветер бушует над бором», «Несжатая полоса», «Перед дождем»).

Детская страница творчества А.Н. Плещеева (1825-1893) включает стихотворения «Сельская песня» («Трава зеленеет…»), «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…», «Старик» («У лесной опушки домик небольшой…»). В его стихах старый дед рассказывает детям сказки («Ненастье»), мальчик делится с бабушкой своим желанием пойти в школу («Бабушка и внучек»).

Проста и понятна детям незатейливая прелесть деревенских зимних забав в стихотворении И.З. Сурикова (1841-1880) «Детство» («Вот моя деревня, Вот мой дом родной…»). Ярославский крестьянин-самородок поведал в стихах о самом ему близком – о бабушкиных сказках, о деревенских просторах, о первом снеге.

Русского крестьянина, пахаря, косаря, изобразил в своих стихах А.В. Кольцов (1809-1842). В детское чтение часто включают эпизоды из поэмы «Косарь»: «Я куплю себе косу новую, отобью ее, наточу ее, - и прости, прощай, село родное!», «Ах ты, степь моя, степь привольная, широко ты степь пораскинулась, к морю Черному понадвинулась…» и др. Стихотворение «Урожай» («Выше пояса рожь зернистая…») прославляет труд хлебороба. Весьма своеобразны язык и форма стихов Кольцова: будто старинная народная песня, насыщенная деталями пейзажа юга и центральной России, южного говора, слышится в них.

Еще один воронежский поэт И.С. Никитин (1824-1861) сумел донести до юного читателя чувство родины в стихотворениях «Русь», «Встреча зимы», до сих пор включаемых в детские хрестоматии…

Стихи поэтов 19 века формируют национальное самосознание, патриотическое чувство ребенка, развивают внимание к слову, языковое чутье.

Поэзия ХХ века в детском чтении.

В конце ХIХ – начале ХХ века к теме детства, к произведениям для детей обратились поэты И. Бунин, А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Городецкий, Саша Черный… Они или создавали книги специально для детей, или публиковали свои стихи в детских журналах и становились известны юному читателю. Конец ХIХ – начало ХХ века называют серебряным веком русской поэзии. Следование классическим традициям «золотого века» и, одновременно, разрушение старых форм, поиски новых тем и подходов к изображению мира отличают поэтов разных литературных направлений: символистов, имажинистов, акмеистов…

Для детских журналов переделывал свои стихи о природе И. Бунин («Листопад», «Вечер», «Бушует полая вода»…). А. Блок выпустил два детских сборника стихов «Сказки» и «Круглый год» в 1913 г., наполненные сложными фантастическими образами и простыми описаниями традиционных детских тем – о животных и растениях в разные времена года («Зайчик», «Ворона», «На лугу»). Постоянными авторами журналов «Детское чтение» и «Тропинка» были К. Бальмонт, П. Соловьева, С. Городецкий. В журнал «Мирок» отдавал свои юношеские стихи С. Есенин: «Береза», «Пороша», «Черемуха»… Впоследствии поэт не включал их в основное собрание сочинений, считая ученическими, но они прекрасно ужились в детской литературе благодаря ясной выразительности образа. Циклы стихов «Книжка для детей» и «Маленькие дети» вышли у В. Брюсова. Много печатался для детей Саша Черный (А.М. Гликберг)… Примеры можно множить, но скажем главное: в ХХ веке наивысший подъем испытает поэзия для детей и не в последнюю очередь потому, что открывался век такими славными именами. Познакомиться с поэзией серебряного века желательно по сборнику «Русская поэзия детям» составителя Е.О. Путиловой.

Вслед за реформаторами поэзии 20-х годов многие авторы создавали эпические стихотворения: рассказы и сказки в стихах. Это наиболее доступная детскому восприятию жанровая форма поэзии благодаря наличию сюжета (событий, путешествий, приключений) и действующих лиц (героев-детей или взрослых, персонажей-животных). Мастерами эпического жанра поэзии являются Чуковский, Маршак, Михалков, Барто…

Тетралогию С.В. Михалкова про дядю Степу («Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран») и большинство его стихотворений отличает занимательный поучительный сюжет: прочитайте «Про мимозу», «Прививка», «Мой щенок», «Одна рифма», «А что у вас?», «Хрустальная ваза», «Прогулка», «Тридцать шесть и пять», «Лапуся», «Чистописание», «Будь человеком». Стиль Михалкова отличает ясность и эмоциональность, мажорное мировосприятие.

Достижением ХХ века стало развитие лирической детской поэзии. Лирика – стихи, выражающие внутреннее состояние человека, его ощущения, переживания, мысли, связанные с окружающим миром и другими людьми.

В детской лирике свой предметный мир, отобранный по принципу: на чем может заинтересованно остановиться взгляд ребенка. Отсюда – своя лексика, передающая непосредственное эмоциональное восприятие мира, ритм, который обеспечивает «слуховую доходчивость» (Маршак), открытость и искренность, детская доверчивость интонации. Сравните стихи двух поэтов на одну и ту же тему. По выбору художественных средств изображения и выражения чувств сразу можно определить детского поэта:

Снаружи вьюга мечется, И все заносит в лоск. Засыпана газетчица, И заметен киоск. На нашей долгой бытности Казалось нам не раз, Что снег идет из скрытности И для отвода глаз… (Б. Пастернак) Утром кот принес на лапах Первый снег! Первый снег! Он имеет вкус и запах, Первый снег! Первый снег! Он кружится, Легкий, новый, У ребят над головой. Он успел платок пуховый Расстелить на мостовой… (Я. Аким)

Детская лирика разнообразна: по предмету изображения – событийная, портретная, пейзажная, по характеру изображения – сатирическая, юмористическая, медитативная, психологическая.

У каждого из детских поэтов есть любимая тематика.

А.Л. Барто создала галерею детских сатирических, юмористических дидактических портретов-характеров: девочка чумазая, рёвушка, жадный Егор, самовлюбленная Любочка, зазнайка - дедушкина внучка, шалуны, лентяи, любопытные, есть даже дети-бюрократы, которые ставят себе «Три очка за старичка»… Барто владеет искусством перевоплощения в своих героев: послушайте, как звучит речь девочки Лиды из стихотворения «Болтунья», и вы убедитесь в этом. Стихи Барто двухадресны, читая: «Лешенька, Леленька, сделай одолжение, выучи, Алешенька, таблицу умножения..» - так и видишь горе-воспитателей, которые не умеют найти общий язык с ребенком.

З. Александрова создает героико-патриотическую лирику, раскрывает тему счастливого детства («Родина»). Поэт Я.Л. Аким развивает тему дружбы, передает переживания детей в разлуке, в одиночестве («Я пишу тебе письмо»). Мастером пейзажной и психологической лирики является Е.А. Благинина: «Скоро белые метели», «Огонек», к любимым относится тема семьи – «Вот какая мама», «Посидим в тишине», тема труда – «Не мешайте мне трудиться», детских забав – «Наша Маша рано встала…»

Замечательный сборник стихов для читателей разного возраста – от дошкольника до подростка – есть у В.Д. Берестова – «Школьная лирика». Поэт ищет духовные связи, объединяющие больших и маленьких людей. Общение, движение души навстречу другому, детское счастье, чуткость – вот что дорого и интересно поэту. Стилю Берестова присуща афоричность, немногословие, педагогическая вера в лучшее, что есть в людях, бережное отношение к детству. Детям нравится его «Читалочка» («Как хорошо уметь читать»), стихи о любви «Чудо», «Любили тебя без особых причин», «Вечер. В мокрых цветах подоконник», задорная дразнилка «Петушки распетушились», стихотворения «Первая учительница», «Серцевина», «Что всего милее…»

Великое разнообразие чувств являет нам лирика Р. Сефа («Ключ от сказки»), Ю. Мориц («Ласковые песенки»), Н. Матвеевой («Кроличья деревня»), Е. Серовой («Невероятный случай»), Ю. Коринца («Лапки»), И. Токмаковой («Деревья», «Карусель»). В трудном жанре иронической поэзии в детском чтении выступают Б. Заходер («Страна Вообразилия»), Г. Остер («Вредные советы»), Э. Успенский («Если был бы я девчонкой»).

Игровая и фантазийная часть лирики формируется в основном в традициях фольклорной поэзии. (См. сб. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М., 1992) Древние корни имеют заклички, приговорки – обращения к силам природы, наполненные словами мольбы и просьбы. В современной поэзии эти жанры преобразовались в кричалки, шумелки, тараторки, веселки: Чуковский – «Радость», Л. Квитко – «Качели», В. Левин – «Олешкина кричалка», Б. Заходер «Дорожная шумелка для снежной погоды».

Энергия детских игровых произведений – считалок, дразнилок, перевертышей, загадок, скороговорок – широко интерпретируется современными авторами, В. Берестовым, И. Токмаковой, М. Бородицкой, В. Левиным, А. Усачевым, В. Луниным, Т. Собакиным… В этих веселых жанрах царят звуковые ассоциации, ассонансы и аллитерации, диссонансы и консонансы. Эти стихи динамичны, остроумны, интеллектуальны, они являются занимательным упражнением в языке и речи. Игру слов создают синонимы, омонимы, антонимы, изобретённые поэтом слова (Токмакова «Плим»). Поэтическим экспериментом выглядит стихотворение, состоящее сплошь из междометий (Т. Собакин), виртуозен темп и ритм детского стиха (Г. Сапгир, Г. Кружков, И. Мазнин и др.)

В поэзии для детей лирика – синоним ласки, доброты, утешения, забавы, доверительный разговор с читателем по душам. Детская поэзия развивает фонематический слух, языковое чутье и внимание к слову.

Детская поэзия воспитывает неназойливо: «Ведь если смеются товарищи дети, становится сразу светлее на свете» (Б. Заходер). Детская поэзия выполняет великую коммуникативную роль:

Ты – мой читатель,

Душой одаренный, -

Ты мне нужнее,

Чем сердце в груди.

Жду. Приходи.

(Б. Заходер)

Наши рекомендации