Тема 4.5. Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием».

Лирика Ахматовой как сплав мгновения и вечности. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики Ахматовой.

Трагизм поэмы «Реквием».

«Христианские идеи в русской литературе»; Библейские мотивы в лирике А. Ахматовой.

Студент должен: знать:

- наизусть стихотворение А. Ахматовой;

- основные жизненные и творческие этапы Ахматовой;

- различие ранней лирики поэтессы и поздней; уметь:

- дать анализ одного из стихотворений Ахматовой;

- выразительно прочитать стихотворение и прокомментировать его;

- найти в тексте художественные средства языка.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка сообщений, рефератов о жизни и творчестве А. Ахматовой.

Тема 4.6. Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Жизнь, творчество, личность.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелихова. Граждан­ская война в романе. Женские судьбы. Споры вокруг романа.

Студент должен: знать:

- основные жизненные и творческие этапы М. А. Шолохова;

- содержание романа «Тихий Дон» с подробным изучением отдельных
глав;

уметь:

- подготовить доклады, сообщения о жизни и творчестве М. Шолохова;

- выделять основную проблематику романа;

- составить индивидуальные и групповые характеристики героев романа;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять художественные особенности языка М. Шолохова.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов и жизни и творчестве М. Шолохова.

2. Составление индивидуальных и групповых характеристик героев рома­на; подготовка сообщений о них.

Тема 4.7. Андрей Платонович Платонов «Сокровенный человек»

Непростые герои Платонова. Дело жизни и служение ему.

Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры. Своеобразная стилистика произведений Платонова.

Студент должен: знать:

- содержания произведения «Сокровенный человек»;

- художественные особенности повести;

- исторический период, отраженный в произведении; уметь:

- раскрыть смысл названия повести;

- использовать различные виды пересказа;

- выделять средства сатиры, трагическое и комическое в данном произведении;

- выделять речевую характеристику героев как средство создания образов;

- выделять общечеловеческие ценности, отраженные в повести;

- выявлять связь средств сатиры в произведениях Платонова с традицией Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

Самостоятельная работа.

1. Подготовить сообщения с пересказом отдельных глав «Сокровенного человека».

Тема 4.8. Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия».

Краткий очерк жизни и творчества писателя.

Роман «Белая гвардия». Тема чести и совести человека. Гражданская война в романе.

Студент должен: знать:

- творческую биографию М. Булгакова;

- содержание романа «Белая гвардия»;

- исторический период, отраженный в романе; уметь:

- выделять проблематику романа;

- составить сообщение о жизни семьи Турбиных.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов, сообщений о творческом пути писателя.

Тема 4.9. Борис Леонидович Пастернак. Стихотворения.

«Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест»..., «Никого не будет в доме»..., «Сосны», «Иней», «Снег идет» и др.

Студент должен: знать:

- краткий очерк жизни и творчества Б. Пастернака;

- наизусть 1-2 стихотворения (по выбору);

- основные художественные особенности лирики Б. Пастернака; уметь:

- выразительно читать стихи Б. Пастернака;

- находить образные средства языка в стихах.

Самостоятельная работа.

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений поэта.

Тема 4.10. Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения

Размышления поэта о настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей. Осмысление истоков побед и потерь советского народа.

А.Т. Твардовский - редактор «Нового мира».

Теория литературы.

Проблемы традиций и новаторства в литературе.

Студент должен: знать:

- наизусть одно из стихотворений А.Т. Твардовского;

- исторический период, отраженный в произведениях А. Твардовского;

- основные этапы творческой биографии поэта; уметь:

- выразительно читать стихотворения;

- выделить художественные средства языка в поэзии Твардовского.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка сообщений о жизни и творчестве А. Твардовского.

Наши рекомендации