А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика

Поэма писалась как отдельные стихотворения с 1935 по 1940 годы, а вступительное четверостишие и «Вместо предисловия» дописаны в 1957 и 1961 годах. Опубликована только в 1989 году, поскольку долгие годы не вписывалась в коммунистическую идеологию властей.

Повод к написанию поэмы – 17 месяцев в жутких тюремных очередях в годы репрессий в 30-е годы, когда был по ложному доносу арестован сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Лев Николаевич Гумилёв.

В поэме выражена материнская скорбь, боль за сына и за страну. Здесь и свет любви, и тепло страдающей души, и больная память, и желание выжить в любом ужасе, в любой неправедности. Весна, лето, «светлый день», но – убитая память, окаменелая душа, «опустелый дом» и – «надо снова научиться жить» (глава «Приговор»).

Это не только личная скорбь. Лирическая героиня Ахматовой – мать всех страдающих:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

Или:

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Это абсолютно лирическая поэма. Но переживания лирической героини описаны так, что ведут к эпическому обобщению – страданию целого народа. Это открывает исторический аспект в произведении, лишённом эпических описаний, и превращают поэму в лиро-эпическое произведение.

После этой поэмы стало ясно, что историю страны можно написать не только в эпосе, но и в лирике, если лирическая форма способна вместить эпическое содержание.

Стихотворение А.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

(сочинение старшеклассника)

А когда, как после битвы,

Облака плывут в крови,

Слышит он мои молитвы

И слова моей любви.

А.А.Ахматова

Строки, вынесенные мной в эпиграф, написаны Анной Андреевной Ахматовой в том же самом 1921 году, в котором создано и стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…». Именно в этом, скорбном для Ахматовой году был расстрелян её бывший муж, отец её сына, великий русский поэт Николай Гумилёв. В разделе «Эпические мотивы» книги «ANNO Domini», в которую вошло это стихотворение, столь печальные и полные любви строки не являются редкостью. Грустные дни, грустная лирика.

Как и многие лирические шедевры, стихотворение содержит всего восемь строк. Вспомним пушкинское «Я вас любил…» или «Среди миров…» Иннокентия Анненского. Ахматова в своей миниатюре не делает пробела между четверостишиями, что, очевидно, сливает их воедино, образуя своего рода сгусток боли. В то же время каждая вторая строка этих четверостиший заканчивается многоточием. Эти два многоточия, рождённые избытком переживания, расширяют пространство стихотворения. Оборванность краткой фразы приглашает читателя к продолжению картины с помощью собственного воображения и пробуждённых чувств.

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, все сердца туманит…

Чьи «все сердца туманит» осень? Наверное, таких же вдов, любящих и скорбящих. А может быть, благодаря слову «все» создаётся ощущение всеобщей скорби. Не зря потом осень будет названа «скорбной и усталой», а не только «заплаканной», как и вдова.

В лучшей традиции русской поэзии самым удивительным образом до полной неразрывности сливаются в стихотворении вдова и осень, состояние человека и состояние природы. Осень «заплаканная» - от дождей, вдова – от любви и горя. Осенью всё постепенно чернеет, и одежда вдовы тоже чёрная. И рыдают тоже – осень и вдова. Великолепны строки:

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Во-первых, снег – белый, он противостоит чёрному цвету первого четверостишия. А во-вторых, - «тишайший». В этом удивительном эпитете слышатся заботливость, нежность, осторожность, участливость и ещё очень многое. И снег тоже олицетворён, он живой («пока… не сжалится»). Почему он должен сжалиться? Может быть, его помощь в том, что он остудит слёзы, облегчит боль своим холодом? И тогда произойдёт желанное (или неизбежное?) – «забвение боли и забвение нег». Ведь если не утихнут воспоминания о счастливых и горьких днях, то как тогда жить дальше? Последняя строка наводит на мысль, что жизнь без любимого в любом случае уже не жизнь. Нужно забвенье или нет? Пожалуй, это остаётся загадкой. Да и не в рациональном начале, конечно, кроется таинственная прелесть стихотворения.

Произведение А.А.Ахматовой поражает, прежде всего, чувственностью, удивительной силой женственности, так характерной для её стихов. Лирическая героиня Ахматовой – жена, вдова, сестра, мать. А главный секрет её произведений – в одном и самом важном. Это одно и самое важное заключено в великом и вечном слове «любовь». Её стихи всегда о любви. Конечно же, о любви и стихотворение «Заплаканная осень…». О любви, о боли, о памяти. И так по-пушкински просто и прозрачно написано! Да, есть сравнение, есть эпитеты с метафорическим оттенком, есть олицетворение. Но не это главное. У настоящего мастера профессионализм незаметен, небросок. Сквозь простоту слога, ритма, рифм проступает у Ахматовой философия жизни. Эта философия непроста, в чём-то противоречива, даже загадочна, но поразительно прелестна силой выраженных чувств.

Это философия всеобъемлющей любви, которая присуща только женщине. Как хорошо сказано: «Перебирая мужнины слова…». Нет, она не вдова. Она жена. Вечная жена.

Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.)

Наши рекомендации