ТЕМА: Выражение категории лица и значения определенности/неопределенности в русском языке
ВОПРОСЫ
1.Через какие значения конкретизируется выражение значения определенности/неопределенности в русском языке?
2. Какими средствами в русском языке выражается значение определенности/неопределенности?
3. Какими средствами выражается категория лица в русском языке?
4. На какие семантические разряды подразделяют местоимения?
5. Зависит ли от семантического разряда употребление местоимения в речи?
6. В какие грамматические разряды группируются местоимения? Зависит ли от грамматической характеристики местоимения его синтаксическая функция?
7. Какие грамматические признаки числительного влияют на его синтаксическую роль?
8. Какие литературные нормы определяют употребление местоимений и числительных в речи?
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Определите, с какими семантическими элементами предложения и их значениями связано выражение определенности/неопределенности.
1. В отличие от американцев, которые любят жить в кредит, русский человек – традиционный скопидом. Он вначале копит, а потом покупает. Но копят по-разному: кто-то на квартиру, авто или зубные протезы, а кто-то …на похороны. 2. Сегодня россиянин стал признавать, что "богатым быть не зазорно"… 3. …на владельца "Мерседеса" или хорошей квартиры с раздражением смотрит "только" 21% граждан. 4. По мнению подавляющего числа россиян, роль денег в жизни людей значительно возросла. 5. Каждый четвертый считает, что "лучше меньше работать и меньше получать". 6. Около половины опрошенных считает, что их положение изменилось. 7. В центре зрительного зала высится взрывное устройство килограммов на 50. 8. Атака продолжалась от силы 25 минут. 9. Через секунду-другую спецназовцы врываются в коридор… 10. Тучную женщину килограммов под 100 несли шесть бойцов (По материалам АиФ).
Задание 2. Определите разряд и синтаксическую функцию местоимения. Влияет ли разряд местоимения на его синтаксическую функцию? В каких случаях употребление местоимения связано с выражением значения определенности или неопределенности?
1.Мы с Женькой встречаемся у метро "Каширская", следуем в гости к герою моей будущей книги. 2. Жуков тут же бросился в темноту как пловец, и поймал того, на кого намекали. 3. Проснулся я, когда кто-то из моей машины ушел. 4. Вообще в этот дом приглашали на "кого-нибудь" или "что-нибудь". 5. Наша любимая няня Груша, которая живет с нами, никаких иностранных языков не знает. 6. Один врач начал лечить себя сам и долечился до того, что вместо одного мизинца на ноге у него потеряла чувствительность вся ступня.
Задание 3. Выберите подходящее местоимение.
1. Мы до последнего тянули, думали, что хоть (кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-кто) выручит нас. 2. На тренировке наш наставник обязательно "выкинет" (что-то, что-нибудь, нечто, что-либо) неординарное. 3. Примерно в 8.00 ЧВС прибыл в Белый дом и вместе с (его, своими) помощниками готовился к заседанию правительства. 4. (Каждый, всякий, любой) пакет макарон, спагетти и прочей вермишели, съеденной нами в прошлом году, был тоже из-за бугра (по материалам газет).
Задание 4. Найдите речевые ошибки, объясните, какие нормы они нарушают.
1. Его героизм был отмечен даже Наполеоном, когда он лежал на поле боя раненый. 2. Пушкин говорит о столичном дворянстве с изрядной долей иронии, потому что их жизнь "однообразна и пестра". 3. Эта история напоминает Раскольникову о своей матери. 4. В каждой главе появляется Печорин и открывает нам одну из черт его характера (из сочинений). 5. Вместо них их функции будут возложены на внутренние войска МВД. 6. Бхутто будет находиться под домашним арестом в ее родном городе Карачи (По материалам газет).
Задание 5. Подчеркните числительные и количественно-именные сочетания как члены предложения. Определите разряд и морфологические признаки имен числительных. Влияют ли эти признаки числительных на их синтаксическую функцию?
1. Как одно мгновение пролетели 56 кошмарных часов… 2. Рассказывает медсестра госпиталя №1 для ветеранов войн. 3. Через полчаса с соседнего дома спецназовец увидел троих людей на крыше. 4. Почти двое суток спецназовцы изучали здание с множеством комнат и подсобных помещений… Десятки раз на запасном объекте "прогонялся сценарий штурма". 5. Уровень подготовки террористов впечатляет. Оказывается, шла четырехмесячная предварительная разведка… 6. На сцене стояли две мины МОН-90, весом по 6 кг. 7. Террористы … поливают наступающих огнем со второго и третьего этажей. В одной из дверей – амбразура… 8. В госпиталь для ветеранов первыми отправлены самые тяжелые. 9. … затем выбегает второй и начинает стрелять поверх голов (по материалам АиФ).
Задание 6. Напишите числительные прописью. Определите, в каком падеже употреблены имена числительные.
1. Из 50 _____________________________ убитых террористов 18 – женщины. Их возраст не превышал 23 __________________________ лет. 2. …почему из 19______________________ участников терактов 11 ____________________ сентября 15 были граждане богатейшей в мире Саудовской Аравии? 3….чеченская диаспора – около 200000 ____________________________человек. 4. Лена репетировала в здании ДК вместе с другими 30___________________ участниками ирландского танца. 5. Террористы обещали за каждого убитого товарища расстреливать по 10 ________________ заложников. 6. Внешторгбанком эмитировано более 81000________________________ платежных карт…(по материалам АиФ). 6. При индексации пенсии в апреле пенсионеры получат приблизительно по 150____________________ рублей прибавки (РР).
Задание 7. Допишите окончания слов. Определите связь (грамматическая, формальная) между подлежащим и сказуемым.
1. Недавно в Средней Азии были схвачен___ четверо суперубийц. 2. Вполне возможно, что большинство американцев этим удовлетвор____ся. 3. 22 бугая совместными усилиями закатил___ мячик в чьи-то ворота. 4. Зафиксирован____ 700 анонимных звонков. 5. У Назария хранил___сь 31 записка. 6. Первые, кто приш_____ к нам, были студенты и пенсионеры. 6. 4 из них ["шахидок"] стоял___ под балконом, на котором сидел___ около 40 детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа. Глава "Местоимение".
2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 180 – 189.