ТЕМА: Основные типы лингвистических словарей
ТЕМА: Основные типы лингвистических словарей
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение энциклопедических словарей? Чем они отличаются от лингвистических?
2. Какова структура словаря?
3. Чем различаются алфавитный и гнездовой принципы построения словаря?
4. По каким признакам определяется тип лингвистического словаря?
5. Какие типы лингвистических словарей выделяют в лексикографии?
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Ответьте на вопросы.
А. Какой словарь может быть построен только по гнездовому принципу? Какой словарь нельзя построить на основе гнездового принципа?
Б. Зачем журналисту нужно знать о принципах построения словаря?
В. У вас на полке всего 3 словаря: толковый, иностранных слов и фразеологический. Каким из них вы воспользуетесь, чтобы получить справку: а) о написании слова; б) о значении заимствованного слова; о значении жаргонного слова; в) о сочетаемости слова?
Г. Если вам в редакции вернут статью для авторской правки с указанием на неточное употребление слова или на неудачный выбор слова, то к каким словарям вы обратитесь за справкой?
Д. В какие из перечисленных словарей журналист будет заглядывать чаще? Почему? Словари: обратный, "Слитно или раздельно?", морфемный словарь, "Прописная или строчная?", словарь эпитетов, словарь омонимов, словарь антонимов.
Задание 2. Объясните значение подчеркнутых слов. Каким словарем вы для этого воспользуетесь? Опишите алгоритм получения справки.
1. Столичный "мюзикловый" бум продолжается (Алфавит). 2. Шведское "зеленое золото" приносит владельцам огромные прибыли (Сл.). 3. Текстильная промышленность все еще остается золушкой экономики. 4. Скинхеды - последыши фашизма. 5. В арт-студии начинается кастинг профессиональных артистов, способных к пению и танцам. 6. На прошлой неделе впервые произошли столкновения между антиглобалистами и ОМОНом. (Алфавит). 7. Одной из главных задач было сохранение научного истеблишмента в восточно-европейских странах. 8. Российские "антисаммитисты" постепенно набирают силу. Вызывая у многих раздражение, они все равно выглядят куда симпатичнее, чем фашиствующие скинхеды. 9.... джаз и джаз-рок, фьюжн, блюз, фанк, соул, кантри, регги, ска, акустическая музыка и рок неэкстремальных вариантов - музыка, требующая живого звука.
Задание 3. Составьте предложение, выбрав нужное слово из скобок. В каких словарях можно получить справку о правильности выбора?
1. (Жилище, дом, гнездо, фатера, апартаменты) расположи .... на краю (село, селение, поселение, деревня). 2. Слишком (большой, крупный, значительный, циклопический, огромный, грандиозный, внушительный) деньги вращаются в этом (преступный, криминальный, уголовный, черный) (бизнес, дело, предприятие). 3. Даже при масштабной пропагандистской (компании, кампании) никто не пришел (протестовать, возражать, ополчаться) против войны в Чечне. 4. Антиглобалисты - это люди с (идеалистическим, идеалистичным) взглядами. 5. На третий день голодовки (решимость, решительность) протестующих стала (слабнуть, слабеть). 6. На печке - (мурлыкающий, мурлычущий) кот. 7. Здесь веселятся сотни полторы бабушек и девушек, не (утративший, утерявший) вкус к жизни и не позабывших, как (плясать, танцевать) полечку и фокстрот.
Задание 4. Раскройте скобки, поставив слово в нужную форму. Каким словарем можно воспользоваться для справки о грамматической норме?
1. (Госпиталь) ближайших регионов готовы принять пострадавших. 2. Разгул вандалов. Опять разбито несколько (надгробье) на кладбище. 3. РАО опять (отключить – прош. вр.) свет в Приморье. 4. ЮНЕСКО (привести – прош. вр.) тестирование, связанное с проверкой техники чтения. 5. Альтернатива (война, переговоры). 6. Новых версий (убийство) Xолодова у следователей нет. 7. В глазах фанатов поп-звезда – (величественный, божественный - краткая ф.) 8. Младший бомж (бойкий), чем его компаньоны. 9. Сибирь - край изобильный не только (недра), но и (люди). 10. Когда у нас появится правительство, компетентное (вопросы экономики).
Задание 5. Исправьте ошибку журналиста или его собеседника. Какой словарь нужен, чтобы проверить себя?
1. Канадские журналисты рассчитывали на неминуемую победу. 2. Меня шокирнула такая встреча. 3. Вот уже три года минуло, как нет с нами этого выдающегося дирижера. 4. Ученые надеются найти папирусы с новыми иероглифическими надписями. 5. Снижение добычи нефти на 0,5% - потемкинское снижение. 6. Наши кремы изготовлены на натуральных веществах.
Задание 6. Ознакомьтесь со словарями, указанными в списке литературы по курсу: определите тип словаря, принцип построения словарных статей, характер иллюстративного материала. Оформите на каждый словарь его "паспорт" (выходные данные, краткую аннотацию, пример словарной статьи).
ЛИТЕРАТУРА
1. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Высшая школа, 1983 или другие изд. Параграфы о словарях.
2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык, Ч.1 - М.: Просвещение, 1981, с. 92-104.
3. Лингвистические словари из предложенного списка литературы по курсу.
ВОПРОСЫ
1. Какое грамматическое значение выражает подлежащее в составе грамматической основы предложения?
2. Какова синтаксическая семантика подлежащего?
3. Какими способами выражается подлежащее? Какие виды подлежащих выделяют в зависимости от способа их выражения?
4. В чем заключаются различия имен существительных разных лексико-грамматических разрядов?
5. Каковы значения падежей имен существительных в русском языке?
6. Какую синтаксическую позицию могут занимать различные падежные формы имен существительных?
7. Как выражается значение падежа в русском языке?
8. Как группируются существительные с точки зрения их изменения?
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите грамматическое значение предложения. Укажите способ выражения подлежащего и его вид.
1. Они оба вполне благополучны. (А.Маринина) 2. Составить опись похищенного тоже оказалось непростым делом. (МК). 3. Экономика не зависит от того, рыжий ею управляет или брюнет. (АиФ). 4. Как она (программа "Спокойной ночи малыши") изменится к концу сезона – пока секрет (АиФ). 5. ...увиденное сегодня - абсолютно на уровне (МК). 6. Из 115 жемчужин, сверкающих на просторах Индийского океана, обитаемы только двадцать. (МК). 7. Я не понимаю, что означает это "не может быть" (АиФ). 8. Желающие собирать виноград могут поехать во Францию (АиФ). 9. "за время скандала к врачам обратилось порядка 800 человек (АиФ).
Задание 2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите синтаксическую семантику надлежащего (активный субъект, пассивный субъект, объектно-субъектное значение, количественное значение, значение избирательности, совместности). Влияет ли разряд имени существительного на значение подлежащего?
1. Премьер может встретился по отдельности с лидерами фракций... 2. Будет дана команда голосовать за предложения правительства. 3.... если погода будет теплая и ясная, то будем с хлебом; если дождливая - то колос не нальется и останется тощим, зато ягоды, грибы и травы уродятся на славу. 4. Главное в пиве - вода. 5. Актерство - это профессия, работа. 6. В спектакле "Уходил старик от старухи" мы играли с Марией Владимировной Мироновой. 7. "Шальных" денег у банков скопилось более 60 млрд. рублей. 8. 7 лидеров ведущих держав в течение 10 минут вынуждены были ждать Б.Ельцина. 9. Одна из петербургских газет регулярно проводит опрос читателей о доходах. 10. Каждый десятый россиянин просто отказывается обсуждать свои доходы. 11. ... какая публика собралась в зале. 12. Абхазия вновь просится в Россию? (По материалам АиФ).
Задание 3. Определите грамматический род склоняемых существительных. Выделите существительные, которые имеют пары, соотносимые по роду. Отдельно укажите слова мужского рода, способные обозначать лиц женского пола. В особую группу выделите существительные, не имеющие категории рода.
I. Герой, гортань, грусть, жужжание, заводишко, Илья, инженер, кастелянша, критик, лбина, лифтер, машинистка, мышь, повеса, поэт, проводник, секретарь, Таисия, тамада, фамилия, щупальце.
II. Выхухоль, директор, домина, звезда, зверюшка, знамя, картофель, комментарий, лекарство, мозоль, облако, парнишка, пельмень, писака, подмастерье, путь, соловушка, судья, топорище (ручка топора), топорище (большой топор), шаль, шишка, яблоко, январь.
III.1. На общем собрании Академии наук Белоруссии был заслушан доклад о хранении плодов и овощей, а также о безотходной переработке картофеля. (Газ.) 2. Этим путем мы трое суток попадали до берега (Ю.К.) 3. В... группе выделялся темноволосый высокий парень в коротких светлых шортах. (Амл.) 4. Сашка лежал на деревянных сходнях в тени скалы. (Шуг.) 5. Бой городских часов Хиросимы похож на тревожный набат. (Овч.) 6. Буфетчица Ванда носила на камбуз яства: селедку, борщ и котлеты. Ей помогала горничная Светлана. (Гор.) 6. Он сидел на перилах лестницы, побалтывая в воздухе ногами. (М. Г.) 7. Надев пальто, подняв воротник и... обмотав шею шарфом, Басаргин открыл дверь и вышел в холодные сени. (Сим.) 8. Вячеслав Юрьевич посадил георгины, пионы, настурции, флоксы, золотые шары. Поставил десяток ульев – пчелам тут было раздолье: невдалеке росли липы – аллеями, купами. (Гор.) 9. Чуткие датчики и фотоэлементы, которыми снабдили конструкторы эти теплорегуляторы, в течение всей смены будут следить за соблюдением заказанной температуры. (Газ.)
Задание 4. Определите грамматический род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения. Для справок используйте "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой и словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" под ред. К. С. Горбачевича.
Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, гадюка, жертва, запевала, кликуша, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, пьяница, рубака, старшина, стерва, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.
Задание 5. Объясните употребление в русском языке слов, различающихся грамматическим родом, но совпадающих по значению. Укажите, форма какого рода в настоящее время является нормативной. Если родовые пары различаются стилистически, охарактеризуйте стилистическую принадлежность каждого существительного (для справок используйте "Словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" К.С.Горбачевича).
1. В окно, в закрытый ставень, постучали (В. Расп.) – Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею. (Д. К.) 2. Как установили ученые, чинар живет до двух тысяч лет и более (Газ.) – Две чинары стояли, как две скалы. (Триф.) 3. Встану над просекой, крикну: Ау! (Бок.) – Стукнул кулаком по холодной кабине и попросил шофера: "Валяй на просек!" (Сем.) 4. Торгуют изделиями местных ремесленников и плодами земли: бананами, апельсинами, ананасами, манго... маниокой !. (Наг.) – Оказалось, что так догоны хранят корни маниока до следующего сезона дождей. ("Вокруг света") 5. И мангуст, и белка очень любят фрукты. (Газ.) — Главным героем [в фильме] должна была стать мангуста по имени Рикки-Тикки-Тави. (Газ.) 6. Альфред схватил сандалию, швырнул прочь. (Р. Пог.) – Снимай сандаль, Шурик... (Р. Пог.) 7. Снежинка преспокойно отгрызала с красивой тетиной Люсиной туфли меховой помпон. (Р. Пог.) – "Опять Мурка. Вот сниму туфель и – береги свою бородатую фотографию" (Пол.) 8. Второй, оглянувшись, спросил: "У тебя плацкарт? У нас общий. А где твои вещи?" (Ган.) – Возрастет продажа билетов с прямой плацкартой. (Газ.)
Задание 6. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой. Охарактеризуйте стилистические возможности второй вариантной формы.
I.1. Ласты состоят из двух частей: (сандалий, сандалия) и плавника. ("Я. и ж.") 2. Прораб ударил по (рельс, рельса), подвешены... к сосне. (Рек.) 3. На каждом щупальце у крупного осьминога по триста (присосок, присоска), и кажд... (присосок, присоска) может удержать груз в несколько килограммов. (Надежд.) 4. И когда этот случай счастливый представится, отобью телеграммку, обкусав (заусеницы, заусенцы): "Владимир Владимирович, разрешите представиться. Вознесенский". (Возн.) 5. [Рисунков] было много, больше сотни, выполненных отчасти рыжеват... (сангин, сангина) или цветным фломастером. (Газ.) 6. (Желатин, желатина) – прекрасная питательная среда для микробов. ("Н. и ж.") 7. Немало хлопот доставил служителям зоопарка... переезд трехлетн... (жираф, жирафа) Блейза на новое место жительства. (Газ.)
II.1. Но утром обнаружилось, что его (ласт, ласта) (попал, -а) в ящик с книгами. (Газ.) 2. Жена... включила декоративный ночник: две розы и (анемон, анемона) из стекла. (Газ.) 3. А домик над тополями был черный и крыт (толем, толью). (Г. С.) 4. Горчаков вынул из его куртки запонку для (манжет, манжета). (Г. Вер.) 5. Летом Сиротку выпускали на прогулку в больш... (вольер, вольера). (Газ.) 6. Для этого необходимо прислать десятидолларов... (банкнот, банкнота). (Газ.) 7. Вот так выглядит жаба сразу же после (метаморфоз, метаморфоза) головастика в маленькую лягушку. ("Н. и ж.")
Задание 7. Определите грамматический род несклоняемых существительных. Объясните, по каким признакам он устанавливается.
I.1. Я долго брожу, размышляя, с кого бы начать интервью. (Л. Вол.) 2. Она пошла в номер, схватив по дороге фразу, которую авторитетно выдала какая-то толстуха в бикини. (Ган.) 3. Австралийские кенгуру нашли пристанище на полях многочисленных гольф-клубов страны. (Газ.) 4. Пончо – это накидка из ламьей или овечьей шерсти. (Рожд.). 5. Сторно – это операция по исправлению ошибочно занесенной в бухгалтерскую книгу записи. (Газ.) 6. Грозит вымирание еще одному африканскому животному – карликовому шимпанзе. (Газ.) 7. Муха цеце – подлинный бич для людей и животных во многих африканских странах. (Газ.) 8. О лечебных свойствах горного мумиё известно. А нельзя ли получать мумиё искусственно? (Газ.) 9. Фрау-искусствовед потащила нас на верхнюю галерею. (Гран.) 10. Тогда еще не было станций предупреждения цунами. (Гор.)
II.1. В зависимости от того, в каком океане этот вихрь образовался, он называется либо тайфуном – в Тихом, либо ураганом – в Атлантическом, либо торнадо – в Индийском. (Газ.) 2. Актеры играли на родном языке юноши – пенджаби. (Газ.) 3. О своей стране монголы говорят: "Страна тридцати трех гоби". Словом "Гоби" они называют любую пустынную равнину. (Газ.) 4. Побережье Балтики – острова, островки, островочки. Старейшина среди них – Сааремаа. К нему почти прилип островок поменьше – Муху. (Газ.) 5. Самое крохотное пернатое создание – колибри – умудряется ежедневно впадать в летаргию. ("X. и ж.") 6. Но Ростов на озере Неро у нашего народа на особом счету: это национальная реликвия. (Газ.) 7. Теплая одежда, которой запаслись участники II международного ралли "Русская зима", так и осталась лежать в багажниках. 8. Здоровенная кенгуру производит на свет кенгуренка, которого можно поместить в наперстке. (Газ.)
Задание 8. Согласуйте определения и сказуемые с несклоняемыми существительными. Выбор форм мотивируйте. В случае затруднений обратитесь за справками к толковым словарям и к словарю-справочнику "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка".
I.1. "Вот (наш, -а, -е) бунгало", – сказал он, заходя в снежный голубой двор. (Берг.) 2. В воскресенье авеню (был, -а, -о) (пустынн-ым, -ой). (С. Кондр.) 3. Салями (снискал, -а, -о) славу не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами. (Газ.) 4. Копчен... сулгуни – деликатес раньше (изготовлялся, -лась, -лось) домашним способом в небольших количествах. (Газ.) 5. Киевляне перехватывают мяч, пас, другой, и Месропян сбивает с ног Буряка в штрафной. Бесспорн... пенальти. (Газ.) 6. Я выпила очень (сладкий, -ое) и (крепкий, -ое) кофе, голод мой утих. (Амос.) 7. Кажд... нов... па (веселил, -о) его. (Пол.)
II.1. "Не курить!" "Застегнуть привязные ремни!" загорел...сь электротабло. (Газ.) 2. Счастливо улыбаясь, супруги принялись составлять перв... меню. (Прав.) 3. Шимпанзе (отказывался, -лась, -лось) от еды, (ходил, -а, -о) грусти... (Рок.) 4. Есть в Киевском зверинце большие попугаи: красн... и син... ара, менее крупные – какаду и лори. (Рж.) 5. В Сити Банк Англии называют "стар... леди с Треднидлстрит". (Осип.) 6. Шоу передавал...сь по телевидению. (Газ.) 7. Сквозь несложную, однообразную жизнь школяров проглядывает... душевн... цунами, девятибалльное землетрясение сотрясает и захлестывает мир подростка. (Я. Ат.)
Задание 9. Рассмотрите случаи колебания в роде несклоняемых существительных. Укажите примеры нормативного употребления, отметьте нарушения литературных норм.
1. Этот цунами им жутко не понравился. – Это катастрофическое цунами породило землетрясение 1952 года. (Газ.) – Цунами прошли за сутки расстояние почти в 16 тысяч километров. (Газ.) 2. Парад крыс на Пятом авеню. (Газ.) – Вот уже много лет торжественно спокойная, чинная и чистая авеню Клебер Парижа не была такой, как сегодня. (Газ.) 3. Когда шимпанзе обращена грудью к наблюдателю, то хорошо видно, насколько слабо у нее развита шерсть. – Когда приходится угомонить взбунтовавшегося шимпанзе, мы обращаемся к обыкновенному ужу. (Газ.) – Шимпанзе кормила новорожденного детеныша. ("Я. и ж.") 4. Прогресс науки и техники подарил любителям кофе два новшества – быстрорастворимый кофе и машины типа "Экспресс". ("Я. и ж.") – Позвоните мне, и я вам потихоньку скажу, где у нас подают хороший кофе. Самый простой кофе, кофе без названия. ("Я. и ж.") – У нас никогда это кофе не пили, а тут все кофе да кофе. Хочешь я чаю тебе заварю? (Г. С.) 5. Сочи приглашают и зимой. (Газ.) – Сочи встретил гостей солнцем и песнями. (Газ.) 6. Ралли пришло в Москву. (Газ.) "Медведь" так называются традиционные авторалли, стартовавшие в Ярославле (Газ.)
Задание 10. Рассмотрите случаи стилистического использования лексико-грамматической категории рода; сделайте выводы об удачности обыгрывания ее возможностей.
1. Разговаривали они на французском языке, которого она не знала, но тем не менее их разговор ей не понравился. Лена в ее звуковом мире была хрупкой пикколо – наименьшим по величине и самым высоким по звучанию музыкальным инструментом. И диалог Лены и Федерико показался Марии Александровне диалогом пикколо – крохотной флейты – с автомобильным сигналом. Флейта чисто и звонко, невыносимо звонко о чем-то просила, а автомобильный гудок хрипло рявкал и похохатывал, как только и может, вероятно, похохатывать гудок. (Г. Бер.) 2. В современном рассказе важное значение приобретает редкая гостья литературы – трудовая, производственная деталь. (Ант.) 3. Лахме никогда не говорил про форель "о и а". Форель, благородную, красивую и хищную рыбу, он всегда называл, как мужчину, "он". "Ты хитрый, форель, – думал Лахме, – только я ловлю тебя уже 40 лет, и всегда ты попадаешься мне". (Сем.) 4. В прошлом году колхозники сельхозартели... во. время уборки нашли клубень-гигант. Весил он 1 530 граммов. Решили проверить, какое потомство даст такой "папаша". И вот результат: получено 45 клубней общим весом 7,8 килограмма. Один из "сыновей" весит 750 граммов. (Газ.)
Задание 11. Укажите грамматический род аббревиатур, объясните, на основании каких признаков он определяется. Отметьте слова, которые грамматического рода не имеют.
РСФСР, МИД, вуз, загс, СМУ, ГОСТ, МПС, ГЭС, ЖЭК, ИТР, БСЭ, США, ООН, ЮНЕСКО.
Задание 12. Среди форм множественного числа имен существительных отметьте такие, которые имеют и формы единственного числа; выпишите их в отдельную группу, укажите грамматический род [например, лыжи (мн. ч.) – лыжа (ж. р.)]. Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, распределите на группы в соответствии с их лексико-грамматическим значением: 1) вещественные, 2) собирательные, 3) отвлеченные, 4) собственные, 5) конкретные (предметные).
I. Альпы, боты, брызги, брюки, будни, бутсы, галоши, горелки, джинсы, джунгли, кеды, Кижи, колготки, кулисы, легкие, миазмы, недра, ножницы, очки, пельмени, пени, переговоры, перила, плавки, происки, Сокольники, усы, финансы, фрукты, щи, щупальца.
II. Алименты, белила, боли, бриджи, всходы, горелки , (игра), дебаты, девчата, деньги, доводы, Жигули, каникулы, Карпаты, клёцки, кудри, макароны, муки, овощи, Плеяды, попытки, прения, пятнашки, родители, роды, сливки, стремления, субтропики, сумерки, темпы, химикалии, Черемушки, шахматы, шорты.
Задание 13. Определите лексико-грамматический разряд выделенных имен существительных. Сравнивая лексические значения слов в формах ед. и мн. числа, установите, чем объясняется употребление существительных во множ. числе.
I.1. Я разделяю чувства преподавателя языка, пусть даже несколько педанта, который мучительно переносит те языковые неряшливости, искажения, мелькающие, к сожалению, даже и в большой нашей печати. (Те.) 2.- О, если бы не было своевременно Чацких у нас, где коротали бы мы этот вечер? (Леон.) 3. Мы не ставили себе задачей разобраться в тонкостях и сложностях нефтедобычи. (Газ.) 4. С другими детьми он не дружил, ему с ними было скучно, нудно. Были они моложе его на пять лет войны, на несколько сот смертей, которые он видел, на тысячу ночей, когда он сходил с ума от голода, от страха, от ненависти. (Амл.) 5. Жизнь наша, несмотря на все ее сложности, заботы и проблемы, идет в определенном, нами же установленном ритме. (Амл) 6. В погожие дни ранней осени, когда ... ночами наедались досыта в овсах медведи, мы странствовали по согревшейся летом, еще не остывшей новгородской земле, по нескошенным ячменям, ржам, по дубовым гривам и ракитовым берегам речек. (Гор.) 7. Мы говорили о том, что некоторые вина, в частности самые дорогие сорта мадеры, "прогуливают": бочки с вином погружают на корабль, совершающий рейс в Индию. (Сол.)
II. 1. Новые мощности – это новые корпуса и цехи, 30 километров конвейеров, десятки автоматических линий. (Газ.) 2. Вот мы уже почувствовали тяжесть этой земли. Жар ее песков, стужу ее снегов. (Газ.) 3. На всех его произведениях, а их было очень много – рисунки, акварели, гуаши, масло, – лежит печать его добродушного характера. (Газ.) 4. Какое дело белухе, что ее жир нужен кому-то для всяческих технических масел. (Ю. К.) 5. Кем они были в жизни – величественные Венеры? Надменные Афродиты – кем в жизни были они? (Рожд.) 6. Он мог терпеть любые боли – к болям ему было не привыкать. (Газ.) 7. Паркет кое-где имеет неровности и содержит шероховатости. (М. Сем.) 8. А у детей не моя фамилия. Они все Вереницыны, а не Тверские. (Кн.) 9. От нечего делать стали они смотреть в окна, окружающим пейзажем любоваться. Смотрят и, между прочим, никаких красот не видят. (М. Сем.)
Задание 14. Проанализируйте употребление форм единственного и множественного числа. Укажите случаи, когда единственное число используется в значении множественного и наоборот. Установите лексические значения слов при таком употреблении.
1. Муссон – это ветер, который несет облака, дающие очень сильные ливневые дожди. (Газ.) 2. Вспомнился мне как-то сразу весь этот осенний Север, хмурая погода, постоянные шторма, все километры, которые прошел я берегом, ночевки, ранние сумерки, поздние рассветы. (Ю. К.) 3. Уже не первый год наша дружина биофака МГУ изучает проблему новогодней елки. (Газ.) 4. "Погоди, а что у тебя на сегодня есть?" – "Все есть: семена и колосья, краткие записи в тетради. Свидетели: жена моя Валентина Ивановна".– "Ну, свидетели пока не нужны". (Сол.) 5. Жизнь у меня хорошая. Правда, не стал я ни поэтом, ни певцом... Ну, что ж, не всем быть поэтами. (Ю. К.) 6. Рыба лежит горой на палубе. Полтонны или тонна. Вынутая из глубины, она неподвижно и мучительно засыпает. (Ю. К..)
Задание 15. Определите падеж выделенных имен существительных. Объясните, по каким признакам вы его установили (падежное окончание, сочетаемость с другими словами, значение, порядок слов).
1. Перебирая наши даты, я обращаюсь к тем ребятам, что в сорок первом шли в солдаты, и в гуманисты в сорок пятом. (Сам.) 2. И ежели тебе придется туго, ты не предай ни совести, ни друга: ведь ты предашь и мертвых, и живых. (Евт.) 3. На помощь были вызваны специальные самолеты Гидрометеослужбы, о которых рассказывали чудеса – они, мол, облака развеивать умеют. (Галл.) 4. Движению – безопасность. (Газ.) 5. Полно народу в кузове трехтонки. А вот вещей почти что не видать. (Меж.) 6. Пальто я повесила на стену, туда, где вбиты большие гвозди. (Кн.) 7. Они разговаривают при мне без стеснения, как будто я иностранка. (Кн.) 8. Егерь разводит огонь под плитой, ставит вариться картошку, приносит с грядки укропу, луку и огурцов. (Гор.) 9. Подари мне на прощанье пару милых пустяков: папирос хороших, чайник, томик пушкинских стихов. (Утк.) 10. Вернулся поздно утром он, в двенадцатом часу, и озирался в комнате, как будто бы в лесу. (Март.) 11. В Нагасаки ведут к "домику Чио-Чио-Сан". В Киото показывают гейш. В Фукуока запасаются большими разряженными куклами. (Овч.)
Задание 16. Определите значение род. падежа без предлога, укажите, является ли он приименным или приглагольным.
1. Когда хотят передать катастрофическую разницу между тем, сколько информации производится и сколько ее потребляется, то не скупятся ни на какие метафоры – Гималаи книг, ниагары рефератов, монбланы диссертаций. (Зюз.) 2. Покуда снег не выпадет, покуда деревья листья на рассвете жгут, я жду тебя, как ждут суда, как чуда, как смерти и помилованья ждут. (Дуд.) 3. Исчезновение маленьких речек, обмеление больших, резкое понижение уровня грунтовых вод – в немалой степени результат неразумного "осушительства", результат самонадеянности в обращении с природой. (Песк.) 4. Я люблю тебя. Это значит – я желаю тебе добра. Это значит, моя отрада, слов не надо и встреч не надо, и не надо моей печали, и не надо твоей тревоги. (Тушн.) 5. Леша молока попил и снова забылся. (Гаи.) 6. "Хлеба не забудь привезти, – наказала Капитолина, – пшенки, масла постного и майонезу". (Гор.) 7. Грибов было много, часа через полтора мы набрали полную корзину. (Ган.) 8. Я решил, что тут так нужно: сперва попить чайку... (Ю. К.) 9. Что ты! Тут много народу ездит. (Ю. К.)
Задание 17. Определите значение дательного падежа без предлога в следующих предложениях.
1. В век научно-технической революции молодым людям нужно иметь как минимум две-три рабочих специальности. (Газ.) 2. Долго я всматривалась, пока в голову не пришла мысль: этот памятник с девушкой так похож на памятник Неизвестной невесте, Неизвестной матери и Неизвестной вдове. (Кн.) 3. И Сереже сразу стало легко и прекрасно. (Пан.) 4. Много ли человеку надо? (Сол.) 5. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыче, а красоте грибов порадовалась вместе с нами. (Сол.) 6. Охотничьим псам, – сказал Вячеслав Юрьевич, – если они настоящие охотники, неведома злоба. (Гор.)
Задание 18. Выделите словосочетания с винительным падежом без предлог и определите в них значение вин. падежа.
1. На судне, стоявшем у причала, сыграли пожарную тревогу. Загремели колокола громкого боя, и аварийные расчеты начали разматывать шланги, открывать ящики с песком. (Газ.) 2. Среди водителей такси редко встретишь тучных, флегматичных людей. 3. Животные поедают растения. (Сол.) 4. Всю дорогу Марина молчала и только перед входом в школу заговорила. 5. И Боря для ее утешения к своему дому пририсовал повсюду всяких чертенят и мартышек, уродцев очень смешных. (Кн.) 6. Солнце окружено облаками, которые багровы, прозрачны, с огненными краями, и напоминают вздыбившиеся волосы рыжей женщины. (Ю. К.) 7. Пашка сделал последние два шага. (Шукш.)
Задание 19. Выделите словосочетания с творит. падежом без предлога и определите в них значение творит. падежа.
1. Прекрасны огромные, выглаженные снегами и водой камни по берегам этих тундровых рек. (Ю. К.) 2. Отца убило снарядом в первую зиму блокады. (Гор.) 3. Иначе думается, пишется, и громкою октавой в хоре земной могучий голос слышится освобожденных территорий. (Паст.) 4. Мы идем темной просекой. (Ю. К.) 5. Дело было зимой, морозным воскресным утром. (Зюз.) 6. Юдина некоторые юристы считали чудаком. (Амл.) 7. Водитель такси может быть добрым, милым человеком, даже поэтом по натуре, но и обязательно – трезвым, расчетливым бухгалтером. (Зюз.) 8. В этих домах пахнет прошлым веком, старой одеждой, многолетней пылью. (Ю. К.) 9. А в избе шумел самовар, пахло свежим хлебом. (Ю. К.) Ю. Несколько тысяч вооруженных полицейских были брошены властями на подавление демонстрации. (Газ.)
Задание 20. Установите значения предложного падежа.
1. На борту советского судна состоялась пресс-конференция для западногерманских журналистов. (Газ.) 2. Выступая перед журналистами, на вопрос о мечте Романенко ответил: "Космическое долголетие". (Газ.) 3. Если в поле, где-то в дальней дали, рану зажимая, я от пули на бок упаду, чтоб немедля милую позвали, попрошу я при смерти в бреду. (Вин.) 4. Года идут. О каждом годе свое раздумье, свой рассказ. (Евт.) 5. Мы вышли в первом часу ночи из метро, а она стояла на уголке возле почты. (Рощ.) 6. Пообвыкнете, поймете, что это за штука, а потом и на газу будете себе щи варить. (Г. С.) 7. В чисто архитектурном плане это стрельчатое, цвета старого сотового меда здание на берегу Темзы отвечает своему статусу больше, чем любой из дюжины виденных мною парламентов. (Осип.)
Задание 21. Вместо точек вставьте необходимые окончания. Мотивируйте ваш выбор.
1. Он налил в стакан кефир... и с удовольствием стал пить. 2. А то давай камыш... наломаем. Камыш он как понтон. (Нос.) 3. Много ли век... у дерева? Деревянный дом стоит пятьдесят – сто лет. (Ю. К.) 4. Я разделся, залез в ледяное нутро постели и только попросил друзей, чтобы они истопили печку и принесли бы из титана кипятк... (Сол.) 5. Лера, а не хотите ли плавленого сырк..? (Георг.) 6. За девятой станцией начинает светать. Прибавляю шаг...: не пропустить бы восход. (Овч.) 7. Механик принес анальгин..., рассказал пару морских историй. (Гор.) 8. Больше я ни раз... не ложился под бомбами. (Амос.) 9. "Я сегодня Васе в суп две таблетки димедрол... размяла. Он и уснул как убитый". (Г. С.)
Задание 22. Определите значение падежных форм подчеркнутых слов, укажите их синтаксическую позицию.
1. По воскресеньям мы ехали до метро "Аэропорт", а потом на трамвае до Коптевского рынка. 2. Петр Лещенко! Он погиб в лагере в социалистической Румынии, не зная, что стал кумиром нескольких поколений своих соотечественников. 3. Главное оружие опера - агент и кулак. 4. Он был обычным шансонье, далеким от политики. 5. У моего дружка и коллеги ... была трофейная установка "Грюндиг". б. У древних китайцев, кстати, по этому поводу есть мудрое высказывание: "Женатый любовник подобен ракушке"... 7. Михайлов - в поиске. 8. В ответе же за все, что случается в дороге, машинист. Он и есть "стрелочник". 9. Безвременнику тоже абсолютно все равно, есть земля или нет земли. 10. Для российских спортсменов сумо уже не экзотика. (По материалам "МК").
Задание 23. Определите падеж данных слов. В какой функции они могут быть использованы в предложении? Для доказательства составьте с ними предложения.
Иваново, для журналиста, по макушку, в саду, о парке, сахару, управляющим, репортажа.
Задание 24. Поставьте СИ в нужную форму.
1.Мы слушали концерт (Сибелиус). 2. Артист знакомился с ролью (Папандопуло). 3. Он тогда снимал квартиру у (Костанди). 4. С доктором (Живаго) и сестрой (Чутких) они встретились на полустанке. 5. С (Гроссман) мы встретились на концерте. 6. Познакомься, пожалуйста, с (Гарриэтт). 7. Клару (Лучко) приглашали на разные роли. 8. У Ивана (Франко) философская поэзия. 9. О (Юдифь) есть интересные страницы у (Манн). 10. Историю о (Суок) любят многие дети. 11.Письмо написано (Куцик) Юрию. 12. (Скорина) отдают дань памяти все славяне. 12. Песни (Окуджава) поют все. 13. Поэзией (Такубоку) очарованы многие японисты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный русский литературный язык. Под ред П.А.Леканта М., Высшая школа. 1988. Глава "Имя существительное".
2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 137…166.
ВОПРОСЫ
1. Какие типы подлежащих выделяют в русском языке? Какой признак положен в основу их типологии?
2. Какие типы сказуемых выделяют в русском языке? По каким признакам выделяют эти типы?
3. Какова роль связки в сказуемом? Какие виды связок вы знаете?
4. Какие грамматические значения выражаются сказуемым?
5. Какие формы предложения образуют его парадигму?
Задания
Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип и значение подлежащего.
1. За минувший месяц в Иванове завершились два громких судебных дела. 2. На этой неделе вынесен приговор еще одной преступной группе... 3. Только вот ивановские "бригадиры" вряд ли задумывались о совести, мужской дружбе. 4. Оба эти крупнейших объекта были построены работниками СМП... 5. Обеспечить людей работой на местах - часть политики нынешнего руководства треста. б. И если в апреле на предприятии работало около 80 человек, то теперь - более 200. 7. Одно из возможных предложений коллектива поезда - по достройке здания депо на станции Лосна. 8. Доллар с евро "в чулке" надежнее сберегут ваши денежки. (По материалам "КП").
Задание 2. Определите, в каких предложениях 1-ого задания можно подобрать синтаксические синонимы к подлежащему.
Задание 3. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип сказуемого и способ его выражения. Расставьте знаки препинания.
1. Закуски были съедены, напитки выпиты. 2. Отец машины – рычаг а мать наклонная плоскость. 3. В конце концов убийство есть убийство. 4. Но видеть дно жизни еще не самое страшное. 5. И они перестали видеться. 6. Шагнуть-то он шагнул, но остановился в изумлении в дверях... 7. Ты есть будешь? 8.Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. 9. Люди вернулись в дома и начали жить. 10. Шальные пули злы, тупы и бестолковы. II. Все должно было идти бодро, бойко. 12. И хочу спросить предыдущего оратора насчет Байрона. 13. Байрон погиб молодым? 14. Он был лорд?
Задание 4. В составном сказуемом определите вид связки. Определите, какую роль она играет.
1. Милиционеры не такие простые люди. 2. ...потом милиция и вовсе пригрозила пристрелить его (депутата). 3. Россиянам было задано несколько вопросов об их отношении к бесплатной общественно полезной работе. 4. Необычным способом решили бороться с экономическими преступлениями мордовские налоговые полицейские. 5. Лидер ЛДПР должен облегчить свои карманы на немыслимую сумму. 6. Исаич всегда рад был помочь мне по огороду. (По материалам "Собеседника").
Задание 5. Какими грамматическими признаками различаются данные предложения? Как меняется их содержание?
1. Если другие эту диету выдержали, то смогу и я. - Если бы другие эту диету выдержали, смог бы и я. 2. Худеть мы все хотели. - Кабы похудеть! - Чтоб мы все похудели. 3. Каждому дали анкету. - Дай каждому анкету. - Дали бы каждому анкету. - ...а ты тут анкеты раздавай. 4. Свет померк. - Свет меркнет.- Свет померкнет. - Померк бы свет. - Кабы свет померк. - Чтоб свет померк.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа, 1988. С. 285-300.
2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 259-266.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова характеристика глагола как части речи?
2.Какими признаками глагол отличается от имен?
3. Какие грамматические категории глагола помогают выражать предикативность предложения?
4. Каково соотношение между основным и частными значениями времен глагола?
5. Каково соотношение между основными значениями наклонений глагола и их заместительным употреблением?
6. Каково соотношение между морфологическими и синтаксическими грамматическим