Занятие 11. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р.Державина.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетика подобия как основополагающий принцип искус­ства классицизма. Жанровый канон «оды» и пути его преодоле­ния в русской поэзии XVIII в. Рост индивидуально-авторского начала в практике русских одописцев второй половины XVIII столетия.

2. Автобиографическая основа одического творчества Г.Р. Дер­жавина и основные формы автобиографизма в художественном произведении.

3. Изображение мира и человека, собственной жизни в поэ­зии Державина. Как меняется авторское отношение к действи­тельности (ср. послание «К первому соседу» и послание «Храпо­вицкому»)?

4. Изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». Эволюция образа авто­ра в творчестве Державина и ее отражение в жанре, композиции, сюжете, стиле, ритмике произведений.

5. Связь эволюции образа автора с эволюцией художествен­ного метода поэта. Особенности художественного метода стихот­ворений Державина «Памятник» и «Признание».

Задания для обсуждения:

1. По справочной и учебной литературе выясните, такими были основные каноны построения одического произведения, выяви­те круг одописцев-современников Г.Р. Державина определите их вклад в развитие поэтики оды.

2. Выпишите из текста произведений Державина фрагменты, доказывающие автобиографический характер творчества поэта. Дайте определение лирического героя стихотворений. Как эта характеристика соотносится с вашим представлением о Держави­не, человеке и писателе?

3. Определите жанр стихотворений, особенности их стиля и ритмического рисунка.

Литература

Тексты

Державин LP. К первому соседу. Фелица. Памятник. Храпо­вицкому. Евгению. Жизнь Званская. Признание // Русская лите­ратура XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 560, 561—564, 575, 576, 582—585 (или любое другое издание).

Исследования

Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 70—103.

Макогоненко Т.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969 С. 367-417.

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Держа­вин: Литературные очерки. М., 1979. С. 179—219.

Западов В.А. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984 С. 26-49; Л., 1985. С. 45-61.

Дополнительная

Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М, 1959. С. 140—147.

История русской поэзии. Л., 1968. Т. 1. С. 122—126, 132—151.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков: Литературные очерки. М, 1984. С. 185— 190.

Трофимова Н.В. «За правду ж чтить меня ты будешь...». О сти­хотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» // Русская речь. 1989. №5. С. 121-126

Занятие 12. Поэтика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема жанра «Путешествия из Петербурга в Москву».

2. Новаторство А.Н. Радищева в области композиционного строя «Путешествия».

3. Специфика развития сюжета. Система ложных посылок.

4. Новые принципы изображения главного героя произведе­ния.

5. Вопрос о художественном методе «Путешествия» А.Н. Ра­дищева. Черты классицизма, сентиментализма, предромантизма и раннего русского реализма в произведении Радищева. Стиле­вое своеобразие «Путешествия».

Задания для обсуждения:

1. Используя справочную литературу, определите различие понятий «стиль эпохи», «стиль метода», «стиль жанра», «индиви­дуально-авторский стиль» применительно к литературе XVIII в.

2. Графически изобразите композицию произведения. Опре­делите основные принципы деления «Путешествия» на компози­ционные единицы, типы связок между ними.

3. Найдите в тексте произведения и выпишите в тетрадь при­меры использования автором «Путешествия» различных стилис­тических пластов. Как соотносятся в произведении речь автора и речь героев?

4. Определите «первичные» жанрообразования в составе «Пу­тешествия из Петербурга в Москву» (фольклорные, научно-пуб­лицистические, документальные, жанры древней и новой, рус­ской и западноевропейской литературы).

Литература

Текст

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А.Западов. СПб., 1992. С. 5–123 («Литературные памятники») или любое другое издание.

Исследования

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.; Л., 1956. С. 417– 433, 491–502.

Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1972.

Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М., 1983. С. 28–74.

Дополнительная

Ковалева НИ. Жанровое своеобразие «Путешествия из Пе­тербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98–106.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145–162.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 146–155.

Наши рекомендации