Занятие 8. «Легкая поэзия» в русской литературе 70-90-х годов XVIII в.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое «легкая поэзия»? Условность термина, многозначность понятия.
2. Причины появления и развития «легкой поэзии» в русской литературе. Западное влияние и национальные истоки этого явления. Роль львовско-державинского кружка и кружка М.М. Хераскова в становлении «легкой поэзии».
3. Тематика и проблематика, жанровое и стилевое разнообразие поэзии Муравьева, Львова и Богдановича. Разрушение поэтических канонов русского классицизма и сентиментализма.
4. «Пейзаж души» в лирике М.Н. Муравьева. Взаимосвязь мира природы и человеческих чувств. Философская и этико-эстетическая основа ночного пейзажа («Ночь», «Роща», «Богине Невы»). Мгновение и вечность в поэтической системе М.Н. Муравьева.
5. Художественные особенности произведений «легкой поэзии» (автобиографизм, психологизация повествования, субъективизм, внимание к быту, пластичность образов и др.).
6. Значение экспериментов представителей «легкой поэзии» в области ритмики, метрики, рифмы и строфики, интонационной выразительности, звукописи, изящности стиля для развития русской лирики XIX в.
7. Элементы стиля рококо в творчестве русских поэтов последней четверти XVIII столетия.
Задания для обсуждения:
1. Определите, используя справочную и учебную литературу, основные признаки «легкой поэзии», стиля рококо.
2. Из стихотворений Муравьева, Львова, Богдановича выпишите примеры, позволяющие вам дать аргументированные ответы на вопросы практического занятия.
3. Выполните целостный анализ одного из произведений «легкой поэзии» XVIII в. Мотивируйте выбор произведения для анализа.
4. Определите стиль иллюстраций Ф.П. Толстого к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька». Как он соотносится со стилевыми исканиями русской «легкой поэзии», со стилем поэмы Богдановича?
Литература
Тексты
Стихотворения М.Н. Муравьева и НА. Львова, «Душенька» И.Ф. Богдановича // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 449-479, 538-549.
Богданович И. Повесть в стихах «Душенька». Песни. Разные стихотворения; Львов Н. Из Анакреона; Муравьев М. Стихотворения // Русская поэзия XVIII века. М., 1972. С. 291—375; 429—437 («Б-ка всемирной литературы». Сер. 1. Т. 57).
Исследования
Соколов А.Н. Из истории легкой поэзии (от «Душеньки» к «Катеньке») // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. XVIII век. М.; Л., 1966. Сб. 7. С. 320—331.
Кулакова ЛИ. Поэзия М.Н. Муравьева // Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967. С. 5—49 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Сионова С.А. «Легкая поэзия» М.Н. Муравьева // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Метод и жанр. Л., 1985. С. 86-91.
Могковченко И.Б. Истоки и новаторство «легкой поэзии» М.Н. Муравьева//Литература Древней Руси. М., 1986. С. 115—124.
Дополнительная
Бруханский А.Н. М.Н. Муравьев и легкое стихотворство // XVIII век. М.; Л., 1959. Сб. 4. С. 157-171.
Кулакова Л.И. Творчество Н.А. Львова 1770 — начала 1780-х годов //Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.,1974. Вып.1. С. 45-54.
Федоров В.И. От сентиментализма ^романтизму // История романтизма в русской литературе. М., 1979. С. 70—74.
Луцевич Л.Ф. Обоснование «легкой поэзии» М. Муравьевым и К. Батюшковым // Литература и время. Кишинев, 1987. С. 9—19.
Занятие 9. Новаторство Фонвизина в жанре комедии. «Недоросль» как первый опыт русской социально-политической комедии. Композиция комедии. Особенности развития сюжета в пьесе.
Вопросы для обсуждения:
1. Новаторство Фонвизина в жанре комедии. «Недоросль» как первый опыт русской социально-политической комедии.
2. Композиция комедии.
3. Особенности развития сюжета в пьесе. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии.
4. Социальная обусловленность системы образов пьесы.
5. Проблема художественного метода комедии. Взгляды К.В. Пигарева, Г.П. Макогоненко и В.А. Западова на особенности метода Фонвизина. Определение своей позиции по этому вопросу.
Задания для обсуждения:
1. Используя справочную литературу, определите понятия «композиция», «сюжет», «компоненты сюжета». Что такое «интермедия», «фарс»? Что нового вносит Фонвизин-драматург в использование этих форм драмы?
2. Графически изобразите систему образов комедии «Недоросль». Как в системе образов пьесы отразилась неоднородность русского дворянства?
Литература
Текст
Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 105–178 (или любое другое издание).
Исследования
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М, 1954. С. 166–198.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. М.; Л., 1961. С. 266–287.
Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978, С. 69–100.
Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина. Л., 1979. С. 71-105.
Дополнительная
Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 122–132.
Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212–241.
Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И. Фонвизина // Вестник ЛГУ. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1986. Вып. 3. С. 32–38.
Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. 1987. № 3. С. 57–71.
Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (К спорам о художественной природе пьесы) // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII–ХIХ вв. Куйбышев, 1988. С. 19–35.
Занятие 10. «Ода Г.Р. Державина «Фелица»
Вопросы для обсуждения:
1. История создания и публикация оды. Исторические прототипы героев произведения Державина.
2. Жанровое своеобразие оды «Фелищ».
3. Композиция и сюжет оды.
4. Вопрос об авторе-повествователе в лирическом произведении и основные формы выражения авторского начала в оде.
5. «Восточный» колорит оды, его функции и формы.
6. Символика оды. Звукопись, цветопись. Ритмический рисунок произведения.
7. Процесс опрощения одической поэзии и различные уровни его проявления в «Фелице» Державина (образный, жанровый, стилевой и др.). «Забавный русский слог» произведения.
8. Проблема художественного метода Державина-одописца в современной научной литературе.
Задания для обсуждения:
1. Выпишите из од Ломоносова и оды «Фелица» слова и выражения, характеризующие государя, образцы пейзажных зарисовок, элементы автобиографизма. Что нового внес в поэтику оды Державин по сравнению с Ломоносовым?
2. Подготовьте сообщение на тему «Ода Г.Р. Державина «Фелица» в оценке русских поэтов XVIII в.»:
Костров Е.И. Письмо к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелице, царевне Киргизкайсацкой (1783);
Хвостов А.С. (Козодавлев О.П.?). Письмо к татарскому мурзе, сочинившему «Оду к премудрой Фелице» (1783);
Козодавлев О П. Письмо к Ломоносову (1784);
Николев Н.П. Ода к премудрой Фелице of старого русского пииты из царства мертвых (1783—1787);
Капнист В.В. Ответ Рафаэла певцу Фелицы (1789);
Аноним. Стихи на изображение Фелицы (1790).
3. Графически изобразите композицию оды «Фелица». Выделите элементы традиционного и новаторского в построении Державиным одического произведения.
4. Найдите сходство и отличие в изображении Екатерины II в оде Державина «Фелица» и в работе скульпторов М.А. Чижова и А.М. Опекушина, художника М.О. Микешина и архитекторов Д.И. Гримма, Н.П. Осетрова, создателей памятника императрицы в Санкт-Петербурге (1873).
Литература
Тексты
Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 561—564; для сравнения — с. 93— 95 («Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова).
Исследования
Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 140—147.
Серман КЗ. Державин. Л., 1967. С. 5—69.
Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.
Западав А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190—199.