Выскажите (письменно) свои мысли о неисследованном или малоисследованном в окружающем нас мире.

П. Необходимым признаком грамотной устной речи яв-ляет(?)ся не только правильное произн..шение звуков и сочетаний звуков в слове но и правильное выделение го­лосом ударного слога. И хотя ударение называют «душой речи» организующим ее звеном ошибки в ударении встре­чаются очень часто. Кто из нас не слыш..л искаженные реж..щие слух слова «километр», «каучук», «магазин», «портфель»! Ошибки в ударении возникают (не)случайно. Главной причиной этих ошибок является само ударение его особенности в рус(?)ком языке. (Во)первых оно разно-местное (свободное). Это означает что оно мож..т падать и на начал., слова — ворот, и на середину — пехота, и на последний слог — ст..дион. (Во)вторых в русском языке ударение подвижное т. е. может в одном и том(же) слове переходить с одного слога на другой.

Вспомните и запишите слова, в которых вы некогда допускали или допускаете в настоящее время ошибки в ударе­нии, обозначьте ударный слог.

III. Что означает выражение говорить с апломбом? В современном русском языке слово апломб обозначает явную самоуверен(?)ость в поведении (м..нерах) или в разговоре.

Надо сказать что исторически такая отрицательная оценка слова апломб возникла (не)сразу прежде оно было более нейтральным.

Существительное апломб заимствованно в середине прошлого (XIX) века из француз(?)кого языка. Француз­ское aplomb буквально значит «отвесное, прямое положе­ние». Возникло оно из предлога а и существительного plomb — «свинец» (сравните: пломба, пломбировать и т. п.).




Во французском языке слово aplomb обозначало не только «отвес, вертикаль» но и «равн..весие» а также «сам..уверен(?)ость» — от привычки держаться прямо уве­ренно или надменно. В профессиональной речи апломбом называли постав конечностей у лошади. «Она выступает с апломбом», — одобрительно говорилось о лошади на скачках или на спортивной выездке. От французского сло­ва aplomb в значении «равновес.е, вертикаль» появился хореографический термин апломб — «умение сохранять устойчивость в танц..».

В театральной речи встречаем слово апломб в значении «подчеркнутая уверен(?)ость выступления артиста». (3. Люстрова.)

385. Составьте (письменно) сначала тезисы, затем конспект данного текста. Произведите его лексико-фразеологический разбор.

Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка — механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждо­го языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке.

Но наша беда в том, что мы этих законов не знаем. Мы пользуемся ими, но не можем их сформулировать.

Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог бы при этом объ­яснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своем языке приблизительно так же, как этот стран­ный шахматист. Он не осознает грамматики, которая спрятана у него в мозгу.

Задача лингвистики — «вытащить» эту грамматику на свет, сделать ее из тайной — явной. Это очень трудная за­дача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спря­тать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не ста­новилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие трудные вопросы.

Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает:

— почему в мире так много языков?

— было ли в мире раньше больше языков или меньше?

— будет ли число языков уменьшаться или увеличи­ваться?

— почему языки так сильно отличаются друг от друга?

Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти во­просы. Но одни ученые дают такие ответы, с которыми другие ученые не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверж­дение, нужно убедить всех в ее истинности.

Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем до­казанных утверждений.

Но у нее все впереди. Может быть, кто-нибудь из вас когда-нибудь тоже станет лингвистом и сделает какое-нибудь открытие. (В. Плунгян.)

1. Найдите вводные слова. Каково их значение?

2. Объясните все случаи употребления тире и двоеточия

в тексте.

386*. Спишите текст, выявите термины и терминологические со­четания.

(По)св..детельству А. Л. Чижевского К. Э. Циолков­ский говорил ему что будущим людям понадобятся все ви­ды знания — «все науки религии верования техника сло­вом все возможности и (ни)чем будущее знание (не)станет пренебрегать как пренебрегаем мы — еще злостные не­вежды — данными религии творениями философов писа­телей и ученых древности. Даже вера в Перуна6 и та приг..дится. И она будет нужна для создания истинн..й картины мира». В своеобразном виде здесь предугадана точка зрения экологии культуры которая становит(?)ся все более популярной в наши дни.

В зрелой и развитой культурной среде (по)вид..мому должны установиться позитивные0 отношения к любым видам знания и многообразию взглядов и позиций людей. Это относится и к научному познанию. История науки сви­детельствует о том что в ней всегда сосуществовали и кон­курировали между собой разные подходы и парадигмы6




что она всегда была окруж..на своеобразной аурой6 аль­тернативных6 поисков. Не все из них оставляют свой след в развитии знания однако они созд..ют лсивую целостную эвристическую6 среду, вне которой (не)возможно динами­ческое6 развитие человеческого познания. (В. Филатов.)

1. Выразите (письменно) свое мнение о сказанном в этом тексте.

2. Какую роль играет религия в создании «истинной картины мира » ?

387. Спишите отрывок из повести «Школьный вальс, или Энер­гия стыда» Ф. Искандера, определите стиль и тип речи.

Александра Ивановна... Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так(же) необходи­ма и естествен(?)а, как и первая любовь вообще?

Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я ду­маю, что в моей любви к ней каким-то образом (нераз­дельно слились два чу(?)ства — любовь к ней именно, та­кому человеку, каким она была, и любовь к русской ли­тературе, которую она так умело нам раскрывала.

Она почти каждый день читала нам что-нибудь из рус­ской классики или (не)сколько реже что-нибудь из со­временной, детской, чаще всего (анти)фашист..кой литера­туры.

Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пуш­кина, как минуты сла..чайших переживаний. Если в об­ласти духа есть чу(?)ство семейного уюта, то я его (в)пер-вые испытал (во)время чтения этой книжки, когда в клас­се стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

Помню, (во)время чтения книги Александра Ивановна заб..лела, и ее три дня заменяла другая учительница. На последи..м уроке она пыталась продолжать чтение «Капи­танской дочки», но как только мы услыш..ли ее голос, нас охв..тили ужас и отвращение. Это было совсем, совсем не то! Видно, она и сама это почу(?)ствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то и..кус(?)твенной злой дер­зостью. Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой по­чувствовали чуж..родность ее чтения. Конечно, тут и лю-

бовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. Но было и еще что-то. Этим препятствием была сама времен(?)ость пребывания этой учительницы с нами. Книга нам рас(?)казывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша веч(?)ная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас (не)будет. Но мы об этом (не)задум..вались, это было слишком д..леко.

1. Сформулируйте и запишите одну из проблем, поставленных автором.

2. Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств, характерных для данного стиля речи.

3. Как бы вы ответили на вопрос в первом абзаце?

388. Внимательно прочитайте отрывок из повести Ф. Искандера. Сформулируйте и запишите одну из проблем, поставленных ав­тором. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Свой ответ ар­гументируйте письменно.

Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу бу­дущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показал­ся ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс.

Как? — могут удивиться некоторые ценители литера­туры, — тебе понравился холоп и раб Савельич? Да, имен­но Савельич мне понравился больше всех, именно появле­ния его я ждал с наибольшей радостью. Более того, реша­юсь на дерзость утверждать, что он и самому автору, Александру Сергеевичу, нравился больше всех остальных героев.

Дело в том, что рабство Савельича — это только внеш­няя оболочка его сущности. Во время чтения «Капитан­ской дочки» мы это все время чувствовали, и потому его рабская должность, если можно так сказать, нам никак не мешала. Что же в нем было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холоп­ству?




Была преданность. Величайшее чувство, красоту кото­рого Пушкин столько раз воспевал в стихах. Ненасытный, видно, так голодал по этому чувству особенно в его мате­ринском проявлении, что, посвятив столько стихов своей няне Арине Родионовне, он решил и в прозе, уже в обли­ке Савельича, создать еще один образ материнской предан­ности.

Из этого, разумеется, не следует, что мать поэта вооб­ще никакого материнского чувства к нему не проявляла. Наверное, проявляла, но недостаточно. А для поэта лучше и здоровее, когда его совсем не любят, чем когда ему пе­репадают крохи любви.

Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пуш­кин так ценил в людях. И, наоборот, предательство, ковар­ство, измена всегда заставляли его или в ужасе бежать, или корчиться с пристальным отвращением. Наверное, страшнейшей казнью для поэта было бы, связав по рукам и ногам, заставить его, бессильного вмешаться, наблюдать за картиной предательства.

В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличиях. Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность — готов­ность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И, наконец, преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пуга­чевым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы.

Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской кре­пости предан царице точно так, как Савельич своему бар­чуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савель­ич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. То же самое можно ска­зать о Maine и о юном Гриневе. Одним словом, здесь тор­жество преданности.

1. Из первого предложения выпишите слова, образованные приставочным способом.

2. Найдите в тексте вводные предложения.

3. Определите способы связи предложений в пятом абзаце.

389. К какой разновидности национального русского языка от­носится данный текст и какие другие разновидности языка используются в первом, втором и третьем отрывках текста (за­пишите их)? Свои выводы подтвердите анализом отрывков: выявите единицы языка (слова, словосочетания, предложения) разговорные, просторечные, диалектные.

I. Та Матёра и не та: постройки стоят на месте только одну избенку да баню разобрали на дрова все пока в жизн.. в действии (по)прежнему гол..сят петухи ревут к..ровы трезвон..т с.баки а уж повяла деревня видно что повяла как подрублен(?)ое дерево откор..нилась сошла с привычного хода. Всё на месте да не всё так гуще и на­хальней полезла кр..пива мертво застыли окна в опусте­вших избах и раств..рились в..рота во дворы их для поряд­ка закрывали но какая(то) нечистая сила снов., и снова их открывала чтоб сильнее сквозил., скрипело да хлопало пок..сились заборы и прясла6 почернели и похилились стайки6 ..мбары навесы без пользы валялись жерди6 и дос­ки поправляющая подлаживающая для долгой службы хо­зяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было (не)белено3 (не)прибрано и ополовинено что-то уже увезено в новое жилье обнаружив угрюмые пошар-пан(?)ые углы и что-то оставлен(?)о для нужды потому что и сюда еще нае(?)жать и здесь к..лупаться. А постоянно оставались теперь в Матёре только3 старики и старухи они смотрели за огородом и домом ходили за ск..тиной вози­лись с реб..тишками сохраняя во всем жилой дух и обе­регая деревню от излишнего запустен..я.

П. Старуха Дарья высокая и поджарая на голову выше едящей рядом Симы чему-то согласно к..вала уставив в стол строгое бе..кровное лицо с провалившимися ще­ками.

(Не)смотря на годы была старуха Дарья пока на своих ногах владела руками справляя посильн..ю и все-таки не­маленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невест­кой на нов..селье наезжают раз в неделю а то и реже и весь двор весь огород на ней а во дворе корова телка быч..к с зимнего отела п..р..сенок курицы собака. Нака­зано было правда старухе когда не сможет или зан..может обращаться за помощью к соседке Вере но до этого еще не дошло, Дарья справлялась сама.




Только что заступил июнь подряд гуляли ясные сол­нечные дни едва прерываемые короткими сумеречными ночами.

Жары на острове посреди воды не бывает (по)вечерам когда затихал ветерок и от нагретой земли исходило теп­лое парение такая наступала кругом благ..дать0 такой по­кой и мир так густо и свежо с.яла перед глазами зелень еще более приподнявшая возвыс.вшая5 над водой остров с таким чистым веселым перезвоном на камнях катилась Анг..ра и так все казалось прочным вечным что (н..)(во)что н.. верилось н.. в переезд ни в зат..пление ни в рас(?)тавание.

III. Утром подымусь вспомню со сна... ой сердце упрет­ся не ходит рассказывала старуха Настасья Господи!.. А Егор пла-ачет плачет. Я ему говорю Ты не плачь Егор не надо а он Как мне н.. плакать Настасья как мне н.. пла­кать Так и иду с каменным сердцем ходить уб..раться. Хо­жу хожу вижу Дарья ходит Вера ходит Домнида и вроде отпуст..т маленько привыкну. Думаю а может попужать нас только хочут а ничё не сделают.

Чё нас без пути пужать спрашивала Дарья

А чтоб непужаных не было. (В. Распутин.)

1. Составьте схему последнего предложения в тексте II.

2. Выявите и прокомментируйте художественные детали от­рывков, изобразительно-выразительные средства. 3. На основе содержания последнего абзаца второго отрывка раскройте противоречие между покоем мирной жизни человека и могучей поступью технического прогресса. Как разрешить это противоречие? Напишите об этом.

390. Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об одном из понятий.

Добро. Душа. Горе. Радость. Семья.

Подготовьте сообщение или реферат на одну из следующих тем.

1. Язык и культура.

2. Русский язык в межнациональном общении.

3. Русский язык в международном общении.

4. Единицы языка. Уровни языковой системы.

5. Разделы науки о языке: общее понятие о них, что они изучают.

6. Фонетический уровень языка, система фонетических единиц.

7. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

8. Взаимосвязь фонетических единиц с морфемными.

9. Фонетические особенности разных форм русского на­ционального языка, использование их в языке художест­венной литературы.

10. Взаимосвязь фонетических единиц языковой систе­мы с орфографией.

11. Морфемный уровень языка, система морфем рус­ского языка, их назначение.

12. Взаимосвязь морфемных единиц с лексическими.

13. Взаимосвязь морфемных единиц с орфографией.

14. Взаимосвязь морфемных единиц со стилями.

15. Суффиксы, их роль в системе языка, их значения.

16. Грамматические значения окончаний разных частей речи.

17. Лексический уровень русского языка, система лек­сических единиц.

18. Взаимосвязь лексических единиц с синтаксисом.

19. Взаимосвязь лексических единиц со стилями.

20. Лексические особенности разных форм русского национального языка.

21. Самостоятельные (знаменательные) части речи рус­ского языка: общая характеристика.

22. Имя существительное: общая характеристика (зна­чение, грамматические признаки, формы словоизменения, роль в предложении).

23. Имя прилагательное: общая характеристика (значе­ние, грамматические признаки, формы словоизменения, роль в предложении).

24. Имя числительное: общая характеристика (значе­ние, грамматические признаки, формы словоизменения, роль в предложении).

25. Местоимение: общая характеристика (отличие от других знаменательных частей речи, двойная классифика­ция, формы словоизменения, роль в предложении).



26. Глагол: общая характеристика (значение, грамма­тические признаки, формы словоизменения, роль в пред­ложении).

27. Причастие: общая характеристика (значение, грам­матические признаки, формы словоизменения, роль в предложении).

28. Деепричастие: общая характеристика (значение, грамматические признаки, роль в предложении).

29. Наречие: общая характеристика (значение, грамма­тические признаки, роль в предложении).

30. Частицы: общая характеристика (разряды, роль в предложении).

31. Междометия: общая характеристика (назначение в речи и образование).

32. Предлог и союз: их общая характеристика, сход­ство и различия.

33. Синтаксический уровень языка, система синтакси­ческих единиц.

34. Синтаксические особенности разных форм языка.

35. Формы существования русского национального
языка.

36. Русский литературный язык, его признаки.

37. Языковая (литературная) норма, ее типы.

38. Культура речи. Качества хорошей речи.

39. Функциональные разновидности русского литера­турного языка.

40. Разговорная речь, ее особенности.

41. Функциональные стили: общее понятие об их осо­бенностях.

42. Научный стиль.

43. Термины.

44. Публицистический стиль.

45. Официально-деловой стиль.

46. Сферы использования научного, публицистического и официально-делового стилей речи.

47. Лексические особенности стилей.

48. Синтаксические особенности стилей.

49. Жанры научного (публицистического, официально-делового) стиля.

50. Просторечие.

51. Диалект: территориальные диалекты.

52. Профессионализмы.

53. Жаргон как разновидность социальных диалектов.

54. Особенности языка художественной литературы.

55. Языковые средства, создающие художественную выразительность речи.

56. Тропы.

57. Стилистические фигуры.

58. Язык и речь. Их единство и различия.

59. Речевая ситуация, ее компоненты, виды речевого общения.

60. Текст и его признаки.

61. Виды связи между частями текста, использование разных частей речи в установлении грамматической связи в тексте.

62. Сокращение текста.

63. Тезисы и конспект, их особенности.

64. Аннотация, ее назначение, предъявляемые к ней требования.

65. Рецензия.

66. Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка.

67. Принципы русской орфографии.

68. Употребление прописной (заглавной, большой) буквы.

69. Слитное, раздельное и дефисное написание.

70. Правописание гласных в разных частях слова.

71. Правописание согласных в разных частях слова.

72. Правописание окончаний разных частей речи.

73. Правописание приставок.

74. Правописание суффиксов разных частей речи.

75. Правописание Н и НН в разных частях речи.

76. Различение частиц НЕ и НИ.

11. Слитное и раздельное написание НЕ.

78. Взаимосвязь пунктуации с разными уровнями языка.

79. Принципы русской пунктуации.

80. Знаки препинания: их общая характеристика (на­значение, разделительные и выделительные, одиночные и парные знаки препинания).

81. Употребление запятой в простом предложении.

82. Употребление запятой в сложном предложении.

83. Употребление двоеточия.

84. Употребление тире.

85. Употребление скобок.




86. Употребление кавычек.

87. Употребление точки с запятой и знаков препинания в конце предложения.

88. Знаки препинания в простом предложении.

89. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

90. Знаки препинания в предложении с обращением.

91. Знаки препинания в предложении с вводным сло­вом (словосочетанием, предложением).

92. Обособленные обороты и знаки препинания при них.

93. Знаки препинания в сложном предложении.

94. Знаки препинания в предложении с прямой речью.

95. Знаки препинания в тексте с цитатами.

96. Выдающийся ученый-русист (по выбору учащегося).

Приложение

Виды разбора

Фонетический разбор слова

1.Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.

2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Каки­ми буквами они обозначены?

3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите пар­ный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

4. Укажите все варианты переноса слова и все орфо­граммы в слове. Какие написания в нем подчиняются мор­фологическому принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие — традиционному?

2. Словообразовательный разбор слова (по составу)

1.Измените слово и выделите окончание.

2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.

3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?

4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова — ко­рень.

5. Есть ли слова с чередующимися гласными и соглас­ными? Если есть, подтвердите наличие чередования зву­ков.

6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской ор­фографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?

7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашен­ные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтиче­ской, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?




3. Морфологический разборсамостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, ука­жите в нем признаки этой части речи, назовите его на­чальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного: собственное или нарица­тельное; одушевленное или неодушевленное; род; склоне­ние; в каком падеже употреблено, в единственном или мно­жественном числе; чем является в предложении; как обра­зовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принци­пам орфографии они подчиняются, если морфологическо­му, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); пол­ная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде упот­реблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности пра­вописания;

у имени числительного: разряд по значению (количе­ственное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности право­писания;

у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особен­ности правописания;

у глагола: вид; переходный или непереходный; воз­вратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности пра­вописания;

у причастия: действительное или страдательное; како­го вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно за­висит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;

его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и син­таксическая роль; как образовано; особенности правописа­ния.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значе­ние, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.

Наши рекомендации