Сформулируйте общую тему пословиц и придумайте к ним заголовок. Подберите и запишите еще несколько пословиц на эту же тему.
362. Вспомните правила написания не и ни с различными час
тями речи. Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.
(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат(?)ся, (н..)уважение, (н..)крашен(?)ый, (н..)выкрашен(?)ый, (н..)крашен, (н..)краглен(?)ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан(?)ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан(?)ый, (н..Зароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)(за)чем, (н..)дотянут(?)ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)(за)что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (нераскрытая книга, (н..)правильно решенная задача.
363. Прочитайте внимательно отрывок, спишите. Из какого он
произведения, кто автор?
Но как (н..)во..ружались и (н..)противились мужч..ны а в их парти.. совсем (н..)было такого порядка как в женской. Все у них было как(то) ч..рство (н..)отесан(?)о (н..)ладно (н..)гоже (н..)стройно (н..)хорошо, в голове ку-т..рьма сутол..ка сбивчивость (н..)опрятность5 в мысл..х, — одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины природа грубая т..ж..лая (неспособная н.. к домостроительству н.. к сердечн..м убеждениям — маловерная л..нивая исполнен(?)ая беспрерывных сомнений и вечн..й боязн.. . Они говорили что все это вздор, что похищен..е губернаторской дочк.. более дело гусарск..е нежели гражданские, что Чичиков (н..)сделает этого что бабы врут что баба это мешок: что положат то несет что главный предмет на который нужно обратить внимани.. есть мертвые души которые впрочем ч..рт его зна..т что значат но в них заключено однако(ж) весьма скверное (н..)хорошее.
Объясните правописание не и ни с различными частями речи.
Пунктуация
1. Что такое пунктуация? С какими разделами науки о языке она связана?
2. Сформулируйте основные правила постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
3. Расскажите о знаках препинания при однородных
членах предложения.
4. Назовите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Расскажите о знаках препинания при них.
5. Что вы знаете об обособленных членах предложения?
6. Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной.
7. Как знаки препинания в бессоюзном сложном пред
ложении зависят от смысловых отношений между его час
тями?
В основу правил русской пунктуации положены три принципа: смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный.
Знаки препинания выполняют функции завершения предложения, отделения его частей и выделения. Запятая и тире многофункциональны. Существуют знаки одиночные и парные.
364. На основе приведенных сведений и данного ниже отрывка из книги С. Абакумова «Методика пунктуации» подготовьте сообщение о русской пунктуации: наметьте план и придерживайтесь его; подберите слова, с помощью которых вы свяжете каждую очередную часть сообщения с предыдущей; заранее выпишите слова и словосочетания, которые необходимо использовать в сообщении; подумайте, как их употребить в предложении; подберите свои примеры для иллюстрации основных положений.
Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...>
Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, в сложном предложении, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т. д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.