Сформулируйте общую тему пословиц и придумайте к ним заголовок. Подберите и запишите еще несколько пословиц на эту же тему.




362. Вспомните правила написания не и ни с различными час­
тями речи. Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здорова­ется, (н..)взгоды, (н..)прикасат(?)ся, (н..)уважение, (н..)крашен(?)ый, (н..)выкрашен(?)ый, (н..)крашен, (н..)краглен(?)ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан(?)ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан(?)ый, (н..За­роком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)(за)чем, (н..)дотянут(?)ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)(за)что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (нераскрытая книга, (н..)правильно ре­шенная задача.

363. Прочитайте внимательно отрывок, спишите. Из какого он
произведения, кто автор?

Но как (н..)во..ружались и (н..)противились мужч..ны а в их парти.. совсем (н..)было такого порядка как в жен­ской. Все у них было как(то) ч..рство (н..)отесан(?)о (н..)ладно (н..)гоже (н..)стройно (н..)хорошо, в голове ку-т..рьма сутол..ка сбивчивость (н..)опрятность5 в мысл..х, — одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины природа грубая т..ж..лая (неспособная н.. к домостроительству н.. к сердечн..м убеждениям — мало­верная л..нивая исполнен(?)ая беспрерывных сомнений и вечн..й боязн.. . Они говорили что все это вздор, что по­хищен..е губернаторской дочк.. более дело гусарск..е не­жели гражданские, что Чичиков (н..)сделает этого что ба­бы врут что баба это мешок: что положат то несет что главный предмет на который нужно обратить внимани.. есть мертвые души которые впрочем ч..рт его зна..т что значат но в них заключено однако(ж) весьма скверное (н..)хорошее.

Объясните правописание не и ни с различными частями речи.

Пунктуация

1. Что такое пунктуация? С какими разделами науки о языке она связана?

2. Сформулируйте основные правила постановки тире между
подлежащим и сказуемым.

3. Расскажите о знаках препинания при однородных
членах предложения.

4. Назовите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Расскажите о знаках препинания при них.

5. Что вы знаете об обособленных членах предложения?

6. Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной.

7. Как знаки препинания в бессоюзном сложном пред­
ложении зависят от смысловых отношений между его час­
тями?

В основу правил русской пунктуации положены три принципа: смысловой (логический), граммати­ческий (синтаксический), интонационный.

Знаки препинания выполняют функции завершения предложения, отделения его частей и выделения. Запя­тая и тире многофункциональны. Существуют знаки одиночные и парные.

364. На основе приведенных сведений и данного ниже отрывка из книги С. Абакумова «Методика пунктуации» подготовьте со­общение о русской пунктуации: наметьте план и придерживай­тесь его; подберите слова, с помощью которых вы свяжете каж­дую очередную часть сообщения с предыдущей; заранее выпи­шите слова и словосочетания, которые необходимо использовать в сообщении; подумайте, как их употребить в предложении; под­берите свои примеры для иллюстрации основных положений.

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, име­ющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...>




Употребление большинства знаков препинания в рус­ском письме регулируется по преимуществу именно грам­матическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однород­ных членах предложения, в сложном предложении, для выделения приложений, обособленных причастий и дее­причастий и т. д. обычно определяется именно синтакси­ческой структурой предложения. Частично на граммати­ческой основе строятся также правила употребления точ­ки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущен­ной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Вы­полняя грамматическое расчленение текста, знак препи­нания тем самым организует его смысловое расчленение.

Наши рекомендации