Конспект, тематический конспект
Конспект— это краткое письменное связное изложение содержания текста.
Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объедините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты — однородными членами.
В конспекте указывается название книги, статьи, которые конспектируются, или тема, если конспектируется устное сообщение, записываются подзаголовки, выводы (если они есть в тексте или устном сообщении). Конспект пишется своими словами, но в нем используются и слова, словосочетания автора, могут быть и цитаты. На полях конспекта можно записывать свое мнение по тому или иному вопросу.
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги
или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, — тематический конспект.
Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана:
1. Подберите литературу по теме. Изучите тот источник, где тема изложена наиболее полно и на современном уровне.
2. Составьте подробный план этого источника с указанием нужных страниц.
3. Изучите другие источники и наметьте материал, обогащающий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной стороны, добавьте соответствующий пункт плана.
4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте окончательный план, который объединяет материалы разных источников. По нему и пиши те тематический конспект.
Чтобы обеспечить единство содержания конспекта, логическую связь между его частями, необходимо прежде всего определить его главную мысль и затем отбирать материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.
Текст делится на части (абзацы). Особое внимание обращается на установление смысловых связей между предложениями и частями текста.
Противоречивые, альтернативные мнения излагаются во второй части конспекта или по ходу изложения, как отступления от основной мысли конспекта, но так, чтобы ясна была ваша позиция.
Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план, хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов; верно ли поставлены знаки препинания.
Очень важно научиться конспектировать речь, воспринимаемую на слух, — лекцию, доклад, устное сообщение.
137. Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе, в котором анализируется роман Л. Толстого «Война и мир».
138. Вы прочитали статью В. Лакшина о Л. Толстом, текст учебника о романе «Война и мир». Содержание их различное, но тематически они близки, так как в каждом из них говорится о творчестве Толстого. Составьте тематический конспект о творчестве этого писателя.
139*. Напишите сочинение-рассуждение о взглядах Л. Толстого на человеческое счастье, смысл жизни человека, стремление к самосовершенствованию. Выскажите свое мнение по этим вопросам.
140. Составьте конспект (или план) устного сообщения преподавателя по очередной теме урока литературы. При составлении конспекта пользуйтесь следующими приемами: а) старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта; б) используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые прозвучали в устном сообщении; в) объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно; г) второстепенные детали опускайте; д) учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные буквенные обозначения.
Реферат
Если в тематическом конспекте достигнуто единство содержания, соблюдается логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докладом.
Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а целостное, последовательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.
141*. Подготовьте реферат на тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно.
Этапы работы над рефератом:
а) подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление плана;
б) написание рабочего варианта реферата;
в) редактирование и окончательное его оформление;
г) обсуждение реферата в классе и последующая его
доработка по замечаниям одноклассников.
Аннотация
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)
Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из 3—4 предложений (иногда и меньше), независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.
Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце издания.
142. Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.
Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант.
143.Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы:
а) поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;
б) роман Л. Н. Толстого «Война и мир» («Анна Каренина»);
в) пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» («Дядя Ваня»).
144*.Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интересуетесь. Постарайтесь написать аннотацию так, чтобы заинтересовать книгой своих товарищей.
Оценка текста. Рецензия
Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произведения, согласия или несогласия с ним, выражение того, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо хорошо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.
Оценку текста называют отзывом или рецензией.
Рецензия(от лат. recensio — обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из Толкового словаря.) Рецензия является жанром литературной критики.
Как писать рецензию? Приведем примерный план ее написания.
1. Внимательно прочитайте (перечитайте) рецензируемый текст.
2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.
3. Определите тему произведения (о чем в нем рассказывается) и главную мысль.
4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей?
5. Ваша общая оценка прочитанного.
Рецензируя, высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку произведения пересказом его содержания.
145. Напишите рецензию на последнюю прочитанную вами книгу, используя предложенный план.
146*. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нравственно-этическую, научно-популярную, литературно-художественную тему) и напишите рецензию, придерживаясь изложенных выше требований.
147. Напишите рецензию на просмотренный вами спектакль (прослушанный концерт, выступление коллектива школьной самодеятельности).
Функциональные разновидности русского литературного языка
Формы существования русского языка
Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык— образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошедший длительную обработку в текстах великих мастеров слова. Он существует в устной и письменной форме.
За пределами литературного языка находятся диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, просторечие.
Территориальные диалекты (народные говоры)— разновидность национального языка. В отличие от литературного языка, каждый из диалектов ограничен определенной территорией и существует только в устной форме, языковые нормы его не закреплены официально и являются строгими лишь для носителей данного диалекта.
Профессиональные разновидности языка (речи)— это тоже диалекты, но диалекты социальные. Профессиональная речь свойственна той или иной профессиональной группе — моряков, охотников, рыболовов, шоферов и т. д. В профессиональной речи термины, как правило, заменяются синонимами из бытовой лексики: так, руль автомашины шоферы называют баранкой, стеклоочиститель машины — дворником; опечатка в речи газетчиков — ляп, заголовок для нескольких статей — шапка; переход через улицу, размеченный белыми полосами, милиционеры называют зеброй; в речи моряков повар на морском судне — кок; удар колокола, обозначающий получасовой промежуток времени, — склянка.
Одной из разновидностей социальных диалектов являются жаргоны,применяемые определенными социальными группами, обычно в устном общении, с целью языкового обособления, отделения от основной части общества. Так, в речи студентов срезаться, засыпаться обозначает «не выдержать экзамен», хвост — несданный экзамен. В речи школьников используются такие
жаргонизмы, как шпора (шпаргалка), пяток (пятерка), продленка (продленный день в школе). Существуют жаргонизмы уголовного мира: конюшня (преступная группа), зэк (заключенный), грабли (руки), костыли (ноги), баланда (жидкий суп), колеса (ботинки), царапать (писать).
Просторечие — разновидность языка, в которой используются средства, не являющиеся нормой литературной речи: кушаю вместо ем, купаться вместо мыться, ляжь, хочут, делов, потрет (портрет), километр, шофер. Просторечные слова, формы слова, выражения, обороты, произношение характеризуются оттенком упрощения, грубоватости, сниженности: башка, забулдыга, образина, здоровенный, нахрапистый, замызганный, долбануть, дрыхнуть, облапошить, напополам, вовнутрь.
Просторечные слова сходны с жаргонизмами и профессионализмами по своей сниженной, грубой выразительности и тем, что они не представляют самостоятельной языковой подсистемы со своими грамматическими особенностями. Просторечием пользуются малообразованные слои городского населения.
Следует различать понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те лее, однако в языке художественной литературы используются элементы и диалектной, и профессиональной речи, и просторечия, и жаргонизмы, то есть элементы разных стилей литературного языка. Кроме того, язык художественной литературы имеет свое особое назначение, свои цели, свою сферу использования. Он неразрывно связан с искусством и сам становится явлением искусства, предметом поэтики, о чем речь пойдет дальше.
148*. Запишите диалектизмы (разных территорий), попытайтесь найти соответствующие им по значению литературные слова среди данных ниже.
Диалектизмы. Детёнок, полевка, полявка, скоринка, чоботы, гидкий, гукать, дюбать, звырить, картит, откос-
нись, подперезаться, скородить, турчит, нема, нехаи, коли, ти.
Литературные эквиваленты (равнозначные слова). Дикая яблоня; жидкий суп; ребенок; сапоги, обувь; хлебная корка; гадкий; бороновать; клевать; звать; не приставай; плакать; тянет на что-то, очень хочется; подпоясаться2; течет, издавая2 звук; нет; пусть; когда; ли.
149. Данные просторечные (разговорно-снилсенные, выходящие
за рамки литературной лексики) слова распределите на две группы: а) с нарушением собственно языковой нормы (ударение, произношение, образование слов, их форм, словосочетаний, предложений); б) с нарушением этической нормы (то есть слова с пренебрежительной, уничижительной, презрительной оценкой,
грубые, бранные слова). Для каждого просторечного слова самостоятельно подберите литературный эквивалент.
Цаца, хворость, утроба, мурло, захребетник, болван, дурак, олух, кляузник, задрипанный, свинячий поступок, бузовать, свербеть, сквалыжничать, скукожиться, отдуть, шпарить на гитаре, здорово шпарит по-английски, пособить, выпростаться, сёрбать, одень пальто, утёк из дома, гукни его, едь быстрее, незнамо, хоть бы хны, дудки (междометие), магазин, сантиметр, уведомить.
150. Определите слова просторечные (нелитературные) и выпишите разговорные (не выходящие за пределы литературной нормы, но употребляемые лишь в непринужденной беседе). Проверьте себя по толковому словарю.
Брандахлыст, брюхо, бузить, глузды, губастый, дрыхнуть, дрянцо, дрязги, загородка2, ихний, кавардак, каюк, кликать, кувалда, мастак, мурло, надуть (кого-либо), обормот, обтрепаться (ты совсем обтрепался), причиндалы, свербёж, талдычить, фига, хлопотун.
151*. Дайте характеристику (с точки зрения соответствия языковой, этической норме и уместности употребления) каждого из следующих однокоренных слов.
Жадность, жадный, жадно, жадничать, жаднеть, жадина, жадюга.
Какие из этих слов эмоционально нейтральны, а какие выражают оценку лица или факта?
152. Составьте с данными словами по два предложения, в одном из которых слово было бы общеупотребительным (с основным его значением), а в другом — разговорным (с переносным значением). Обращайтесь за помощью к толковому словарю.
Кубышка. Туман. Лететь.
153. Выделите ключевые слова (слова, несущие основную информацию), прокомментируйте их. Ответьте письменно на вопрос: каковы истоки и основания русского литературного языка?
Основными признаками национального языка являются его тенденция к всенародности и нормативность. Понятие нормы — центральное в определении национального литературного языка как в его письменной, так и в разговорной форме. На основе объединения диалектов, под регулирующим влиянием национального письменного литературного языка формируется общая разговорно-литературная форма национальной речи. (Б. В. Виноградов.)
154. Объясните написание пропущенных орфограмм. Укажите слова, словосочетания, обороты, находящиеся за пределами ли тературного языка. Каково их значение и какова их роль в данном тексте? Обращайтесь к толковому словарю.
I. Семенов вспомн..л что у него3 в парте есть горбушка с каш..й.4 Он хотел позавтракать но горбушки (не)ок..залось.4 Раздраженный постоянными столкновениями с товарищами он обратился (к)ним со словами4
Господа это подло наконец!4
Что такое
Кто взял горбушку
С кашей? отвечали ему насмешл..во
Стибр..ли?
Сбонд..ли?
Слямзили?
Сперли?
Лафа брат!
Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали «украли» а лафа лихо. (Н. Помяловский.)
Укажите: а) вводное слово и обращения; б) предложение с тире между подлежащим и сказуемым.
не
II *. Работа тяж..лая а нас брюшиной корм..т заворчит бывало кто(нибудь) на кухне.
А не нравит(?)ся так бламанже закажи подхватит другой.
Щи с б..раниной братцы я очинно люблю подхватывает третий потому скусны.
А как все время тебя одной брюшиной кормить будет скусно? <...>
Это какая еда! Есть тут правда аль нет?
Да корм плохой.
Карманы(то) небось наб..вают.
Не твоего ума это дело.
А чьего же? Брюхо(то) мое. А всем бы миром сказать претензию и было бы дело.
Претензию?4
Да.4
Мало тебя знать за эфту претензию драли. Статуй!
Оно правда прибавляет ворчливо другой до тех пор молчаливый Хоть и скоро да не споро. (Ф. Достоевский.)
1.Прокомментируйте этот разговор: где он происходит, каков культурный уровень его участников (судя по употребляемым ими словам и построению предложений)?
2. Прочитайте выразительно полилог, выделяя интонацией каждого из говорящих.
III*. Эй вы встреч(?)ные Поперечные!
Тар..каны сверч(?)ки
Запечные!
Не народа дрохва
Подбитая!
Русь нечесан(?)ая
Русь (не)мытая.
Вы послуш..йте
Новый вольный сказ
Новый вольный сказ
Про житье у нас.
(С. Есенин.)
Объясните авторский смысл обращений. Каково образное содержание каждого из них?
155*. Спишите предложения и отрывки из произведения А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; выявите лексику, словосочетания, обороты уголовного жаргона и раскройте, хотя бы предположительно, их значение. На основе собственной языковой догадки попытайтесь выявить их этимологию: как они возникли, почему имеют такое название, какова смысловая или собственно языковая связь между данным жаргонизмом, синонимичным ему литературным словом и предметным или оценочным значением, отношением говорящего к обозначаемому предмету, явлению?
1. В этой главе мы все говорим о массе, о крол..ках по-сажен(?)ых (не)ведомо (за)что. 2. В воронок вас загоняют все теми(же) окриками конв..иров со всех сторон Давай Давай Быстрей что(б) вам некогда было огл..нут(?)ся и со..бразить побег вас загоняют совом да пихом чтоб вы с мешком застряли в у..кой дверц.. чтоб стукнулись головой о прит,.локу. Защелкивается (с)усилием стальная задн..я дверь и поехали! 3. Нас бобров собралось слишком много (в)месте. Нас начинают раст..совывать по камерам. 4. В1 те годы разуме..тся ни о каких «намордниках» на тюремных окнах еще не имели понятия и из камер белоцерковской тюрьмы арестанты свободно обозревали тюремный двор прибывающих и убывающих и улицу и перекрикивались из вольных с кем хотели. 5. В эти два часа никто (ни)чего в камеру не принос.т никто не приход..т (ни)(о)чем не опрашивает никого не вызывают ещ.. сладко спят следователи еще пр..чухивается тюремное начальство и только бодрствует вертухай ежеминутно отклоняющий щ..ток глазка.
1. Объясните постановку тире после слов не вызывают и начальство.
2. Расскажите, о чем и о ком идет речь в отрывках (с использованием жаргонизмов и их кратким пояснением).