Конспект, тематический конспект

Конспект— это краткое письменное связное изложение содержания текста.

Прежде чем конспектировать, сокращать текст, со­ставьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правиль­но и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объ­едините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения со сложными синтаксическими конструк­циями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепри­частные обороты — однородными членами.

В конспекте указывается название книги, статьи, ко­торые конспектируются, или тема, если конспектирует­ся устное сообщение, записываются подзаголовки, вы­воды (если они есть в тексте или устном сообщении). Конспект пишется своими словами, но в нем использу­ются и слова, словосочетания автора, могут быть и ци­таты. На полях конспекта можно записывать свое мне­ние по тому или иному вопросу.

Кроме конспекта, составленного по отдельному текс­ту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги

или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, — тематический конспект.

Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана:

1. Подберите литературу по теме. Изучите тот источ­ник, где тема изложена наиболее полно и на современ­ном уровне.

2. Составьте подробный план этого источника с ука­занием нужных страниц.

3. Изучите другие источники и наметьте материал, обогащающий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной сто­роны, добавьте соответствующий пункт плана.

4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте окончательный план, который объеди­няет материалы разных источников. По нему и пиши­ те тематический конспект.

Чтобы обеспечить единство содержания конспекта, логическую связь между его частями, необходимо преж­де всего определить его главную мысль и затем отби­рать материал, который развивает эту мысль в логиче­ской последовательности.

Текст делится на части (абзацы). Особое внимание обращается на установление смысловых связей между предложениями и частями текста.

Противоречивые, альтернативные мнения излагают­ся во второй части конспекта или по ходу изложения, как отступления от основной мысли конспекта, но так, чтобы ясна была ваша позиция.

Составленный конспект нуждается в редактирова­нии. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовле­творяет ли вас его общий план, хорошо ли воспринима­ется смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектиру­емых текстов; верно ли поставлены знаки препинания.

Очень важно научиться конспектировать речь, вос­принимаемую на слух, — лекцию, доклад, устное сооб­щение.




137. Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе, в котором анализируется роман Л. Толстого «Война и мир».

138. Вы прочитали статью В. Лакшина о Л. Толстом, текст учеб­ника о романе «Война и мир». Содержание их различное, но те­матически они близки, так как в каждом из них говорится о творчестве Толстого. Составьте тематический конспект о творче­стве этого писателя.

139*. Напишите сочинение-рассуждение о взглядах Л. Толстого на человеческое счастье, смысл жизни человека, стремление к самосовершенствованию. Выскажите свое мнение по этим вопро­сам.

140. Составьте конспект (или план) устного сообщения препода­вателя по очередной теме урока литературы. При составлении конспекта пользуйтесь следующими приемами: а) старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта; б) исполь­зуя эти слова, составляйте предложения более простые и корот­кие, чем те, которые прозвучали в устном сообщении; в) объ­единяйте, где это удобно, два и более предложения в одно; г) второстепенные детали опускайте; д) учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумай­те свои условные буквенные обозначения.

Реферат

Если в тематическом конспекте достигнуто единство содержания, соблюдается логическая и грам­матическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докладом.

Реферат очень близок к конспекту. Это тоже крат­кое изложение текста, но не расчлененное, как это до­пускается в конспекте, а целостное, последова­тельное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одно­го или нескольких текстов с соблюдением всех требо­ваний, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.

141*. Подготовьте реферат на тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно.

Этапы работы над рефератом:

а) подбор и чтение литературы по теме, определе­ние основной, ведущей мысли реферата, составление плана;

б) написание рабочего варианта реферата;

в) редактирование и окончательное его оформление;

г) обсуждение реферата в классе и последующая его
доработка по замечаниям одноклассников.

Аннотация

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излага­ющая их содержание (обычно в виде перечня главней­ших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то ан­нотация — это текст из 3—4 предложений (иногда и меньше), независимо от объема основного текста. Анно­тация — это своего рода реклама, которая должна за­интересовать читателя, коротко передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она по­мещается на обратной стороне титульного листа или в конце издания.

142. Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо из­вестного вам романа И. Тургенева «Отцы и дети».

Роман посвящен изображению дворянства и разночин­ной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет си­лу новых людей и в то же время впадает в крайности.

Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант.




143.Составьте аннотацию на одно из изученных вами произве­дений русской классической литературы:

а) поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;

б) роман Л. Н. Толстого «Война и мир» («Анна Каренина»);

в) пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» («Дядя Ваня»).

144*.Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художе­ственную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, кото­рой вы интересуетесь. Постарайтесь написать аннотацию так, чтобы заинтересовать книгой своих товарищей.

Оценка текста. Рецензия

Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произ­ведения, согласия или несогласия с ним, выражение то­го, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лиш­нее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо хоро­шо знать не только основные требования, предъявля­емые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией.

Рецензия(от лат. recensio — обследование) — пись­менный разбор, отзыв, содержащий критическую оцен­ку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из Толкового слова­ря.) Рецензия является жанром литературной критики.

Как писать рецензию? Приведем примерный план ее написания.

1. Внимательно прочитайте (перечитайте) рецензиру­емый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.

3. Определите тему произведения (о чем в нем рас­сказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей?

5. Ваша общая оценка прочитанного.

Рецензируя, высказывайте свое мнение, рассуждай­те, анализируйте, не подменяйте оценку произведения пересказом его содержания.

145. Напишите рецензию на последнюю прочитанную вами кни­гу, используя предложенный план.

146*. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нравственно-этическую, научно-популярную, литературно-художественную тему) и напишите рецензию, придерживаясь из­ложенных выше требований.

147. Напишите рецензию на просмотренный вами спектакль (прослушанный концерт, выступление коллектива школьной са­модеятельности).



Конспект, тематический конспект - student2.ru Функциональные разновидности русского литературного языка

Формы существования русского языка

Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык— образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошед­ший длительную обработку в текстах великих мастеров слова. Он существует в устной и письменной форме.

За пределами литературного языка находятся диа­лекты, профессиональные разновидности языка (про­фессионализмы), жаргоны, просторечие.

Территориальные диалекты (народные говоры)— разновидность национального языка. В отличие от ли­тературного языка, каждый из диалектов ограничен определенной территорией и существует только в устной форме, языковые нормы его не закреплены официально и являются строгими лишь для носителей данного диа­лекта.

Профессиональные разновидности языка (речи)— это тоже диалекты, но диалекты социальные. Професси­ональная речь свойственна той или иной профессиональ­ной группе — моряков, охотников, рыболовов, шоферов и т. д. В профессиональной речи термины, как правило, заменяются синонимами из бытовой лексики: так, руль автомашины шоферы называют баранкой, стеклоочисти­тель машины — дворником; опечатка в речи газетчи­ков — ляп, заголовок для нескольких статей — шапка; переход через улицу, размеченный белыми полосами, милиционеры называют зеброй; в речи моряков повар на морском судне — кок; удар колокола, обозначающий получасовой промежуток времени, — склянка.

Одной из разновидностей социальных диалектов яв­ляются жаргоны,применяемые определенными социаль­ными группами, обычно в устном общении, с целью языкового обособления, отделения от основной части об­щества. Так, в речи студентов срезаться, засыпаться обозначает «не выдержать экзамен», хвост — несданный экзамен. В речи школьников используются такие

жаргонизмы, как шпора (шпаргалка), пяток (пятерка), продленка (продленный день в школе). Существуют жаргонизмы уголовного мира: конюшня (преступная группа), зэк (заключенный), грабли (руки), костыли (ноги), баланда (жидкий суп), колеса (ботинки), цара­пать (писать).

Просторечие — разновидность языка, в которой ис­пользуются средства, не являющиеся нормой литератур­ной речи: кушаю вместо ем, купаться вместо мыться, ляжь, хочут, делов, потрет (портрет), километр, шо­фер. Просторечные слова, формы слова, выражения, обороты, произношение характеризуются оттенком упрощения, грубоватости, сниженности: башка, забул­дыга, образина, здоровенный, нахрапистый, замызган­ный, долбануть, дрыхнуть, облапошить, напополам, вовнутрь.

Просторечные слова сходны с жаргонизмами и про­фессионализмами по своей сниженной, грубой вырази­тельности и тем, что они не представляют самостоятель­ной языковой подсистемы со своими грамматическими особенностями. Просторечием пользуются малообразо­ванные слои городского населения.

Следует различать понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Фонетика, лекси­ка, грамматика литературного языка и языка художе­ственной литературы одни и те лее, однако в языке ху­дожественной литературы используются элементы и ди­алектной, и профессиональной речи, и просторечия, и жаргонизмы, то есть элементы разных стилей литера­турного языка. Кроме того, язык художественной лите­ратуры имеет свое особое назначение, свои цели, свою сферу использования. Он неразрывно связан с искус­ством и сам становится явлением искусства, предметом поэтики, о чем речь пойдет дальше.

148*. Запишите диалектизмы (разных территорий), попытайтесь найти соответствующие им по значению литературные слова сре­ди данных ниже.

Диалектизмы. Детёнок, полевка, полявка, скоринка, чоботы, гидкий, гукать, дюбать, звырить, картит, откос-




нись, подперезаться, скородить, турчит, нема, нехаи, ко­ли, ти.

Литературные эквиваленты (равнозначные слова). Дикая яблоня; жидкий суп; ребенок; сапоги, обувь; хлеб­ная корка; гадкий; бороновать; клевать; звать; не приста­вай; плакать; тянет на что-то, очень хочется; подпоясать­ся2; течет, издавая2 звук; нет; пусть; когда; ли.

149. Данные просторечные (разговорно-снилсенные, выходящие
за рамки литературной лексики) слова распределите на две группы: а) с нарушением собственно языковой нормы (ударение, про­изношение, образование слов, их форм, словосочетаний, предложений); б) с нарушением этической нормы (то есть слова с пренебрежительной, уничижительной, презрительной оценкой,
грубые, бранные слова). Для каждого просторечного слова само­стоятельно подберите литературный эквивалент.

Цаца, хворость, утроба, мурло, захребетник, болван, дурак, олух, кляузник, задрипанный, свинячий поступок, бузовать, свербеть, сквалыжничать, скукожиться, отдуть, шпарить на гитаре, здорово шпарит по-английски, посо­бить, выпростаться, сёрбать, одень пальто, утёк из дома, гукни его, едь быстрее, незнамо, хоть бы хны, дудки (междометие), магазин, сантиметр, уведомить.

150. Определите слова просторечные (нелитературные) и выпишите разговорные (не выходящие за пределы литературной нор­мы, но употребляемые лишь в непринужденной беседе). Про­верьте себя по толковому словарю.

Брандахлыст, брюхо, бузить, глузды, губастый, дрых­нуть, дрянцо, дрязги, загородка2, ихний, кавардак, каюк, кликать, кувалда, мастак, мурло, надуть (кого-либо), обор­мот, обтрепаться (ты совсем обтрепался), причиндалы, свербёж, талдычить, фига, хлопотун.

151*. Дайте характеристику (с точки зрения соответствия язы­ковой, этической норме и уместности употребления) каждого из следующих однокоренных слов.

Жадность, жадный, жадно, жадничать, жаднеть, жади­на, жадюга.

Какие из этих слов эмоционально нейтральны, а какие выражают оценку лица или факта?

152. Составьте с данными словами по два предложения, в одном из которых слово было бы общеупотребительным (с основным его значением), а в другом — разговорным (с переносным зна­чением). Обращайтесь за помощью к толковому словарю.

Кубышка. Туман. Лететь.

153. Выделите ключевые слова (слова, несущие основную инфор­мацию), прокомментируйте их. Ответьте письменно на вопрос: каковы истоки и основания русского литературного языка?

Основными признаками национального языка являют­ся его тенденция к всенародности и нормативность. Поня­тие нормы — центральное в определении национального литературного языка как в его письменной, так и в раз­говорной форме. На основе объединения диалектов, под регулирующим влиянием национального письменного ли­тературного языка формируется общая разговорно-литера­турная форма национальной речи. (Б. В. Виноградов.)

154. Объясните написание пропущенных орфограмм. Укажите слова, словосочетания, обороты, находящиеся за пределами ли­ тературного языка. Каково их значение и какова их роль в дан­ном тексте? Обращайтесь к толковому словарю.

I. Семенов вспомн..л что у него3 в парте есть горбушка с каш..й.4 Он хотел позавтракать но горбушки (не)ок..залось.4 Раздраженный постоянными столкновениями с то­варищами он обратился (к)ним со словами4

Господа это подло наконец!4

Что такое

Кто взял горбушку

С кашей? отвечали ему насмешл..во

Стибр..ли?

Сбонд..ли?

Слямзили?

Сперли?

Лафа брат!

Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали «украли» а лафа лихо. (Н. Помяловский.)

Укажите: а) вводное слово и обращения; б) предложение с тире между подлежащим и сказуемым.



не

II *. Работа тяж..лая а нас брюшиной корм..т заворчит бывало кто(нибудь) на кухне.

А не нравит(?)ся так бламанже закажи подхватит дру­гой.

Щи с б..раниной братцы я очинно люблю подхватыва­ет третий потому скусны.

А как все время тебя одной брюшиной кормить будет скусно? <...>

Это какая еда! Есть тут правда аль нет?

Да корм плохой.

Карманы(то) небось наб..вают.

Не твоего ума это дело.

А чьего же? Брюхо(то) мое. А всем бы миром сказать претензию и было бы дело.

Претензию?4

Да.4

Мало тебя знать за эфту претензию драли. Статуй!

Оно правда прибавляет ворчливо другой до тех пор молчаливый Хоть и скоро да не споро. (Ф. Достоевский.)

1.Прокомментируйте этот разговор: где он происходит, каков культурный уровень его участников (судя по употреб­ляемым ими словам и построению предложений)?

2. Прочитайте выразительно полилог, выделяя интонацией каж­дого из говорящих.

III*. Эй вы встреч(?)ные Поперечные!

Тар..каны сверч(?)ки

Запечные!

Не народа дрохва

Подбитая!

Русь нечесан(?)ая

Русь (не)мытая.

Вы послуш..йте

Новый вольный сказ

Новый вольный сказ

Про житье у нас.

(С. Есенин.)

Объясните авторский смысл обращений. Каково образное содержание каждого из них?

155*. Спишите предложения и отрывки из произведения А. Сол­женицына «Архипелаг ГУЛАГ»; выявите лексику, словосочета­ния, обороты уголовного жаргона и раскройте, хотя бы предпо­ложительно, их значение. На основе собственной языковой догад­ки попытайтесь выявить их этимологию: как они возникли, почему имеют такое название, какова смысловая или собственно языковая связь между данным жаргонизмом, синонимичным ему литературным словом и предметным или оценочным значением, отношением говорящего к обозначаемому предмету, явлению?

1. В этой главе мы все говорим о массе, о крол..ках по-сажен(?)ых (не)ведомо (за)что. 2. В воронок вас загоняют все теми(же) окриками конв..иров со всех сторон Давай Давай Быстрей что(б) вам некогда было огл..нут(?)ся и со..бразить побег вас загоняют совом да пихом чтоб вы с мешком застряли в у..кой дверц.. чтоб стукнулись голо­вой о прит,.локу. Защелкивается (с)усилием стальная задн..я дверь и поехали! 3. Нас бобров собралось слишком много (в)месте. Нас начинают раст..совывать по камерам. 4. В1 те годы разуме..тся ни о каких «намордниках» на тюремных окнах еще не имели понятия и из камер белоцерковской тюрьмы арестанты свободно обозревали тю­ремный двор прибывающих и убывающих и улицу и перекрикивались из вольных с кем хотели. 5. В эти два часа никто (ни)чего в камеру не принос.т никто не при­ход..т (ни)(о)чем не опрашивает никого не вызывают ещ.. сладко спят следователи еще пр..чухивается тюремное на­чальство и только бодрствует вертухай ежеминутно от­клоняющий щ..ток глазка.

1. Объясните постановку тире после слов не вызывают и начальство.

2. Расскажите, о чем и о ком идет речь в отрывках (с исполь­зованием жаргонизмов и их кратким пояснением).

Наши рекомендации