Тема: «Целостный анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»
План:
1. Место стихотворения «Незнакомка» в творчестве А.Блока.
2. Реальная основа стихотворения.
3. Субъектно-объектная организация произведения. Двоемирие в стихотворении «Незнакомка».
4. Система символов в стихотворении А.Блока.
5. Стиховая организация текста.
Литература
1. Горелов А.А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л., 1970.
2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
3. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1978.
4. Вайскопф М. «Пьяное чудовище» в стихотворении Блока «Незнакомка» // Новое литературное обозрение. 1996 .№21. С.252-257.
5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
Творческие задания
1 подгруппе - Прочитать 1 и 2 главы «Генриха фон Офтердингена» Новалиса и раскрыть символическую природу образа «голубого цветка». Определить, в чем заключается символическое значение использованной Блоком аллюзии в создании образа «цветущих синих очей».
2 подгруппе – Сделать макет отдельного издания стихотворения Блока. Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.
3 подгруппе - Сопоставить стихотворения Блока «Незнакомка» и «В ресторане». Выявить, как изменились основные образы, характер лирического субъекта.
Темы сообщений
1. Стихотворение Блока «Незнакомка» и пьеса Блока «Незнакомка»: их сопоставление.
2. Тема города в поэзии Блока.
3. Элементы гностической картины мира в стихотворении Блока «Незнакомка».
Семинарское занятие №5
Тема: «Проблематика и поэтика романа А. Белого «Петербург»
План:
1. История создания и публикации романа А. Белого «Петербург».
2. Сквозные мотивы творчества А. Белого в романе «Петербург».
3. Художественное новаторство романа А. Белого «Петербург».
4. Литературные традиции в произведении.
5. Петербургский миф в романе.
Литература
1. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография. Л., 1988.
2. Никитина М.А. 1905 год в романе Андрея Белого «Петербург» // Революция 1905-1907 годов и литература. М., 1978.
3. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» // Андрей Белый: проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сб. М., 1988.
4. Постникова Т. К вопросу о трансформации некоторых черт поэтики в романе А.Белого «Петербург» //Из истории русского реализма конца Х1Х - начала ХХ в. М., 1986.
5. Фиалкова Л.Л. Художественное пространство и время в романе А. Белого «Петербург» // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1986.
6. Целкова Л.Н. Поэтика сюжета в романе Андрея Белого «Петербург» // Филологические науки. 1991. №2.
7. Эртнер Е.И. Пушкин в романе А. Белого «Петербург» (звукопись и пародия) //Пушкин и славянский мир. Симферополь, 1995.
Творческие задания
1 подгруппе - Составить по карте Петербурга маршрут передвижения героев романа А.Белого «Петербург».
2 подгруппе – Сопоставить текст романа «Петербург» и лирических стихотворений А.Белого. Выявить общие мотивы.
3 подгруппе - Выявить элементы карнавала, маскарада, commedia dell,arte в романе и подтвердить свои наблюдений примерами из текста.
Темы сообщений
1. Роман А. Белого в контексте петербургского мифа и петербургского текста русской литературы.
2. История создания романа «Петербург»: герои и их прототипы.
3. Тема востока и Запада в романе «Петербург». (по материалам статьи Н.А. Бердяева «Астральный роман» (размышления по поводу романа А. Белого «Петербург»)).
Семинарское занятие №6
«Целостный анализ стихотворения
Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай»
План:
1. История создания стихотворения «Заблудившийся трамвай». Проблема его датировки, реальных прототипов.
2. Стихотворение Гумилева в контексте сборника стихов «Огненный столп».
3. Отражение событий времени в стихотворении.
4. Литературные и фольклорные традиции в стихотворении Гумилева.
5. Поэтика стихотворения «Заблудившийся трамвай».
Литература
1. Блюмбаум А.Б. Блоковские реминисценции «Заблудившегося трамвая» // Русская литература. 1991. №4.
2. Зобнин Ю.В. “Заблудившийся трамвай” Н.С.Гумилева (К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Русская литература. 1993. №4.
3. Ичин К. Межтекстовый синтез в “Заблудившемся трамвае” Гумилева // Н.Гумилев и Русский Парнас. Материалы науч. конф. 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. С.92-97.
4. Кроль Ю.Л. Об одном необычном трамвайном маршруте («Заблудившийся трамвай» Н.С.Гумилева) // Русская литература. 1990. №1. С.208-218.
5. Мстиславская Е.П. Последний сборник Н.С.Гумилева «Огненный столп» (к проблеме содержательной целостности) //Гумилевский чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 15-17 апреля 1996 года. СПб., 1996. С.178-186.
6. Слободнюк С.Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н.С.Гумилева // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.164-186.
7. Слободнюк С.Л. «Дьяволы «серебряного» века: (Древ. гностицизм и рус. лит. 1890-1930 гг.). СПб., 1998.
8. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской литературе //Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып.754. Труды по знаковым системам. ХХI: Символ в системе культуры. Тарту, 1987. С.135-143.
Творческие задания
1 подгруппе – Cоставить таблицу библейских символов и мотивов в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп» (с указанием цитат из Библии).
2 подгруппе – Сопоставить стихотворения «Память» и «Заблудившийся трамвай» и выявить, какие реальные факты биографии Гумилева отразились в этих текстах.
3 подгруппе - Составить построчный комментарий с указанием прямой и опосредованной цитации текстов в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
Темы сообщений
1. Соотношение акмеистского и символистского начал в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
2. Традиции восточной философии в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп».
3. Символика трамвая в русской литературе ХХ века (Н. Гумилев. Б. Пастернак, М.Булгаков, В. Луговской, О.Мандельштам, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Б.Рыжий, поэты начала ХХI века).
Семинарское занятие №7
Тема: «Целостный анализ поэмы В.Маяковского «Облако в штанах»
План:
1. Место поэмы «Облако в штанах» в творчестве В.Маяковского. История создания поэмы. Реальная основа произведения.
2. Проблематика поэмы «Облако в штанах». В.Маяковский о проблематике поэмы.
3. Особенности композиции произведения.
4. Образный строй поэмы «Облако в штанах». Структура художественного образа в поэме.
5. Реализация установок футуристической эстетики в поэме «Облако в штанах».
Литература
1. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.
2. Йованович М. Об одном источнике «Облака в штанах» В.Маяковского //Русская литература. 1992. №4.
3. Макарова И.А. Христианские мотивы в творчестве Маяковского //Русская литература. 1993. №3. С.154-171.
4. Харджиев Н.И. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
5. Харджиев Н.И. Комментарий к поэме «Облако в штанах» //Русская речь. 1991. №5.
Творческие задания
1 подгруппе - Выписать из поэмы и проанализировать примеры использования метафор, эпитетов, гипербол, неологизмов, художественные средства и приемы создания гротеска.
2 подгруппе – Найти в поэме и прокомментировать скрытые и прямые цитаты, литературные и культурные реминисценции, аллюзии.
3 подгруппе – Сделать макет отдельного издания Поэмы «Облако в штанах». Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.
Темы сообщений
1.Маяковский – поэт и Маяковский – художник.
2.Традиции русской литературы ХIХ века в поэме «Облако в штанах».
3. Образы пространства и времени в поэме «Облако в штанах».
Семинарское занятие №8
Тема: Литературные и фольклорные традиции в поэме С.Есенина «Черный человек»
План
1. Место поэмы «Черный человек» в творчестве С.Есенина.
2. История создания и публикации поэмы. Проблема датировки произведения.
3. Пушкинские традиции в поэме «Черный человек».
4. Тема двойничества в поэме и ее истоки в русской литературе.
5. Фольклорные традиции в поэме
Литература:
1. Кошечкин С. Прескверный гость: Раздумья о поэме С.Есенина «Черный человек» //Вопросы литературы. 1985. №9. С.109-120.
2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., Сов. Писатель, 1989. – 304 с.
3. Нике М. Поэма С.Есенина «Черный человек» в свете аггелизма //Русская литература. 1990. №2. С.194-197.
4. Павловски М. Свеча-свечка в поэзии Есенина //Филологические науки. 1998. №4. С.93-101
5. Прокушев Ю.Л. Всего одна буква: (Текстологические заметки Главного редактора) //Столетие Сергея Есенина. – М., 1997. С.375-404.
6. Шубникова-Гусева Н. «Мой черный человек…»: «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Черный человек» Есенина //Лит. учеба. 1999. №1/2/3. – С.53-69.
7. Шубникова-Гусева Н. «Я хожу в цилиндре не для женщин…»: Ряжение как обряд в творчестве Есенина //Лит. учеба. 1998. №4-5-6. С.124-151.
8. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М., 2001. – 688с.
9. Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин: неизвестные материалы //Человек. 1995. №5. С.184-188.
Семинарское занятие №9