Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока

— Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам по­читаю.

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его из-нестный поэт Александр Александрович Блок.

Рассказ учителя об авторе

Александр Блок (1880—1921) первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сбор­никами. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.

IV. Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо.

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 50. Рассмотрите портрет поэта. Про­читайте, как его зовут.

— Прочитайте название стихотворения. («Ветхая избушка».)

— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?

Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый.

— Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

(Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.)

— Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребя­тишкам/Быстрых санок бег... / Бегают, смеются, /Лепят снежный дом, / Звонко раздаются / Голоса кругом...)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

Домашнее задание

Прочитать стихотворение выразительно, выучить его на­изусть.

Урок 8 2. А. Блок «Сны», «Ворона»

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Бло­ка; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.

III. Работа по теме урока

Прогнозирование произведения А. Блока «Сны»

— Прочитайте название следующего стихотворения А. Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор этого стихотворения.

— Ребята, а какие сны снятся вам? (Рассказы детей.)

Работа над стихотворением «Сны»

— Прежде чем мы приступим к чтению стихотворения, раз­берем непонятные слова.

Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дрёмные покровы — дремота - полусон, состояние, при кото­ром хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров — верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

(Чтение стихотворения учителем. Вопросы после чтения.)

— Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

— Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царев­не...», «Спящая красавица» и др.)

— Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, ска­зочное, волшебное.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза. (Далее шепотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

V. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворения «Ворона»

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Выборочное чтение

— Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

— Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное сло­во (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Лохматой.)

— Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, пе­реваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, / Вниз на землю глядит она боком.)

— Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что во­рона была любопытна. (Вниз на землю глядит она боком: / Что белеет под нежною травкой?)

— Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? (Вон желтеют под серою лавкой / Прошлогодние мокрые стружки... / Это все у вороны — игрушки. / И уж так-то ворона довольна, / Что весна, и дышать ей привольно!..)

Наши рекомендации