В.Распутина «Прощание с Матерой»
1. Смысл заглавия повести, проблематика, художественный конфликт.
2. Сюжет повести: природный цикл и сюжетостроение.
3. Образ Дарьи и его функция в структуре произведения.
4. «Отцы» и «дети» в повести: конфликт поколения.
5. Мифопоэтические образы.
6. «Царь-дерево» как центр мироздания в повести.
Литература:
1. Большакова А. Феномен «деревенской» прозы// Русская словесность.1999.№3.
2. Сухих И. Однажды была земля// Звезда.2002.№2.
3. Семенова С. Валентин Распутин. М.,1987.
4. Перевалова С.В. Повести Распутина. Волгоград, 2003.
Практическое занятие №7
Жанр рассказа в творчестве А.И.Солженицына
1. Основные этапы творческого пути А.Солженицына.
2. Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»: история создания и публикации.
3. Концепция личности в рассказах А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
4. Поэтика рассказов:
а) особенности композиции рассказов;
в) приемы изображения образов-характеров;
г) способы изображения образа автора;
д) язык и стиль в рассказах А.Солженицына.
5. Фольклорные и литературные традиции в рассказах А.Солженицына.
Литература
1. Архангельский А. Малая проза Солженицына//Литературное обозрение.1990.№9.
2. Белинков А. Почему был напечатан «Один день Ивана Денисовича» //Звезда. 1991. №9.
3. Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999.
4. Ермолин Е. Жизнь как подвиг //Знамя. 2008. №11.
5. Жаравина Л.В. Христианские постулаты в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова: свет Фавора и мрак Синая //Мир России в зеркале новейшей художественной литературы: Сб. науч. трудов. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004.
6. Жиляев Г.Е. А.И. Солженицын – художник и мыслитель на пороге XXI века. Армавир, 2001.
7. Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1998.
8. Куделько Н.А. Праведник в рассказах И.С.Тургенева «Живые мощи» и А.И.Солженицына «Матренин двор» //Литература в школе. 2004. №11.
9. Лейдерман Н.Л. Взыскующее слово: Александр Солженицын: Позиция и поэтика. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2000.
10. Нива Ж. Солженицын. – М., 1992.
11. Паламарчук П.А. Солженицын. М.,1991.
12. Спиваковский П. Феномен Солженицына: новый взгляд. М.,1998.
13. Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.
14. Чекалов П.К. Солженицын А.И. Штрихи к творческому портрету: Монография. Невинномысск, 2002.
15. Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына. Учебное пособие. М., “Флинта”, “Наука”, 2003.
Вопросы и задания:
1. Какие автобиографические черты можно обнаружить в рассказе А. Солженицына «Материн двор»? Дайте характеристику рассказчику. Можно ли считать его носителем авторской точки зрения на героев и события?
2. Какие признаки «деревенской прозы» прослеживаются в рассказе А. Солженицына «Материн двор»? В чем символический смысл названия рассказа?
3. Дайте характеристику Матрене, обратите внимание на ее отношение к миру и людям, к работе. Как характер Матрены раскрывается в ее речи? Прокомментируйте финальный эпизод первой главы.
4. Какова роль бытовых деталей в рассказе Солженицына? Приведите примеры.
Вопросы к экзамену
1. Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. Проза. Драматургия. Наизусть одно стихотворение этого периода.
2. Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны.
3. Особенности литературного процесса 40-50-х годов («дооттепельный» период).
4. Творчество Л.Леонова. Проблематика и художественное своеобразие романа Л. Леонова «Русский лес».
5. Творческий путь А.Т. Твардовского. Особенности эволюции поэта. Анализ поэмы «Страна Муравия». Деятельность Твардовского в качестве редактора «Нового мира»
6. Анализ «военных» поэм А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги».
7. Послевоенная и поздняя философская лирика А. Твардовского.
8. Образ России и образ революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
9. Доктор Юрий Андреевич Живаго: характер и символ. Роль образа Антипова–Стрельникова для понимания образа Ю. Живаго.
10. Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль «Стихов доктора Живаго» в идейном содержании романа Б. Пастернака.
11. Понятие о «лейтенантской прозе». Изображение войны в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
12. Изображение войны в повестях К. Воробьева «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой».
13. Проблематика, композиция, смысл заглавия романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Новая художественная концепция Великой Отечественной войны. Смысл спора Лиса и Мостовского.
14. Образная система романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Роль «семейного» принципа изображения судеб героев. Драматизм судьбы Штрума.
15. Тема коллективизации в романе Б.Можаева «Мужики и бабы».
16. «Деревенская проза» как художественный феномен: представители, основные темы, проблемы произведений, особенности героя, языка. (Анализ одного или нескольких произведений изучаемых авторов).
17. Судьба современной крестьянской семьи в повестях Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька».
18. Творчество В.Астафьева 1950-х-1970-х годов. Анализ повести «Пастух и пастушка».
19. Проблематика и поэтика повести В. Астафьева «Царь-рыба».
20. Изображение национального характера и быта народа в повести В.Белова «Привычное дело».
21. Творчество В.Распутина: общая характеристика. Проблематика и поэтика повести «Прощание с Матерой».
22. Творчество В.Шукшина. Шукшинское понимание рассказа. Авторское сознание и способы его выражения. «Герой-чудик» в рассказах Шукшина.
23. Роль системы образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» для раскрытия идейного содержания произведения.
24. Новаторство в изображении русского национального характера в повести А. Солженицына «Матренин двор».
25. Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына. Композиция и художественные особенности «Архипелага ГУЛАГа» А.И. Солженицына.
26. Городская проза в литературе 1950–60-х годов. Повести Ю. Трифонова.
27. Новаторский театр Вампилова: отличительные особенности конфликта, героя, режиссуры, символики. Целостный анализ пьесы «Утиная охота».
28. Поэзия 1960 – 70-х годов: основные тенденции, литературные направления и стили.
29. «Тихая лирика»: основные мотивы и образы, жанровое своеобразие. Анализ творчества Н. Рубцова.
30. Поэзия «эстрады». Система образов. Своеобразие лирического героя. Новаторство в области поэтики. Анализ творчества А.Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.
31. Поэтический мир Арсения Тарковского.
32. Поэзия В. Высоцкого.
33. Песенная лирика Б. Окуджавы.