Деревенская» проза как худ. феномен. Творчество Ф. Абрамова, В. Белова. В. Астафьева, Б. Екимова, В. Распутина. Худ. своеобразие повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

В течение многих лет Россия была по преимуществу страной крестьянской. 20 век изменил ситуацию радикально. После двух мировых воин и одной гражданской, после коллективизации и попыток построить социализм, обнищала русская деревня. Целые села пустели и зарастали бурьяном. С правами личности, проживающей в деревне никогда особенно не церемонились. Те крестьяне, которые после революции получили земельный надел и честно на нем работали, в 1929 году были объявлены кулаками. Затем последовал страшный голод 1932-1933. Уже с 19 века тема крестьянства была близка теме народа. В 20 веке эта тема обретает новые черты. К 30-40 гг. все оказывается под идеологическим прессом коллективизации. В 50-х гг. возникают произведения о счастливой деревне, о счастливой фальшивой жизни. В 60-х гг. - попытка стереть грань между городом и деревней. Т.е. тема деревни имеет твердую социальную основу. Но она имеет параллели с поэзией того времени: поиски национальных корней и традиций. Появляется тихая деревенская проза - это попытка сказать правду о народе и попытка найти национальные корни народа. ДП имеет точное время возникновения: в 1966 г. в журнале "Север" была опубликована повесть В. Белова " Привычное дело". Эта повесть открыла читателю мир деревни. Родовые особенности ДП отразились здесь очень ярко:

-двойственность природы, -подробное и беспощадное изображение нищенской жизни крестьян, -затрагиваются острые соц. проблемы. Гл. тема - ДП посвящена не быту, а бытию (т.н. вечные темы). Проблемы, которые затрагивает ДП: 1) проблема человека и природы. Люди, которые живут в согласии с природой, возвращаются к образу естественного человека, речь героя яркая и насыщенная (Иван Африканович наслаждается природой - " Привычное дело"). ДП ориентирована на понятие" естественного человека". 2) тема привычного уклада жизни, лада с жизнью. ДП ориентирована на приятие жизненных традиций, которые необходимо хранить (Дрынов не хочет ничего менять. Его образ восходит к образу 19 в.). 3) проблема нравственности, нравственность человека на первом месте. 4) тема жизни и смерти (у Ивана Африкановича умирает жена и он остается с 9 детьми). ДП - продолжение реалистической прозы 19 в. В разработке данного круга проблем были задействованы все виды прозаических произведений - от публицистического очерка до романа-эпопеи, иногда она приближалась физиологическому очерку, все жанры -исторические, социальные, психологические, философские, бытовые, сатирические, лирические. Язык ДП: эл-ты народной речи, диалекты, просторечия. Иногда описания быта жизни соседствуют с лирическим описанием природы. Ф Абрамов. "Три сестры"-1958, "Две зимы и три лета"-19б8, "Пелагея" и "Алька"- (Пелагея живет в деревне, работает на пекарне, всю жизнь отказывает себе во всем, все дочери, которая сбегает в город, отец умирает, мать, не дождавшись, тоже умирает. После смерти матери Алька (дочь) возвращается, но город " затянул" ее обратно). Василий Белов обращается к научно-публицистической прозе. Очерк " Лад"- очерк народной эстетики. Белов показывает красоту народного быта, обращается к поиску национального характера, истокам деревенской жизни ("Коммуны"- хроника конца 20-х гг.). "Год великого перелома" - раскулачивание самых умных и умелых работников, ссылки раскулаченных семей, бытовые сцены нищеты, колхоза. Виктор Астафьев. 2 главные проблемы его: проблема человека и природы, проблема человека в ситуации нравственного испытания-воина. Первые повести: " Стародуб"," Звездопад", "Пастух и пастушка" - название восходит к жанру пасторали, но здесь это звучит горкьой иронией. Повесть о войне: лейтенант и девушка Люся полюбили друг друга, были вместе один день, потом герой умирает, но не от раны (рана была не смертельна), а от любви - новый поворот в прозе. "Царь-рыба" - люди не делятся на городских и деревенских, автор различает их по отношению природе, дикой представляется мысль о покорении природы, автор требует разумного, бережного отношения ней. Ещё произведения: "Последний поклон"," Печальный детектив"," Прокляты и убиты". Художественое своеобразие повести В. Распутина Прощание с Матерой". Произведения: "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни" (дезертир вернулся в родные места, жена помогала ему. Он жил в лесу, она сильно рисковала, не говоря, что ее муж сбежал. В конце она утопилась, а муж остался жить). «Прощание с Матерой»"-I976 г. Одно из самых значительных произведений ДП. Конкретная жизненная ситуация - затопление деревни острова из-за строительства гидроэлектростанции. Жанр повести - философская притча, о судьбе родины и всей земли, некой моделью которой и является Матера. Гл. героиня- старуха Дарья. Другие герои: Богодул, Настя с внуком, сын Дарьи и старухи. Остров Мятера - модель идеального мира, тема связана с темой мирового покаяния. Затопление острова - это божья кара за то, что люди предали "мать"- Матеру, люди будут наказаны за грехи. Затопление острова - библейский мотив, потоп - очищение, возвращение мира к первозданному состоянию. "Хозяин" - мифологический герой, покровитель местности. "Царский лиственник" - мифический образ мирового древа, воплощение природы - мотив борьбы человека с природой (люди хотели спилить, сжечь дерево, но оно устояло). Это символ силы природы над человеком. Проблематика 1) Нравственная проблема:





- тема исторической памяти, сохранения корней,

- тема сельского кладбища, символ памяти, связи поколений, культ предков - мифологический.

-уничтожение нац. нар. Культуры - сжигание изб.

2) Философские проблемы:

-мифологический пласт вырастает из реальности,

- тема смерти, культа предков.

3) Соц. проблемы:

-тема деревни и города.

Распутин заставляет читателя " оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матеры каждый из нас".

Наши рекомендации