Тема№1. Проблематика и поэтика «лейтенантской» прозы. Анализ повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Темы контрольных работ

(мультимедийная презентация)

1. Жанровое своеобразие поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

2. Библейские мотивы и образы в книге стихов Юрия Живаго.

3. Философия истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

4. Народный характер в прозе В. Белова «Привычное дело» (или «Кануны»).

5. Характер нравственного конфликта в романе Ф. Абрамова «Пряслины» (или по одному из романов тетралогии).

6. Мифопоэтические образы и мотивы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

7. Детское восприятие мира в книге В. Астафьева «Последний поклон».

8. Концепция личности в новеллистике В. Шукшина (произведения на выбор).

9. Мотив «чудачества» в рассказах В. Шукшина («Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам» и др.).

10. Тема города и деревни в рассказах В. Шукшина («Игнаха приехал», «Змеиный яд», «Два письма», «Капроновая елочка», «Срезал» и др.).

11. Художественные средства раскрытия характеров героев в пьесе А. Вампилова «Старший сын».

12. Характер конфликта в пьесе А. Вампилова «Прощание в июне».

13. Образ «лишнего человека» в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

14. Автор и герой в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

15. Новаторство повести К. Воробьева «Это мы, господи!» в контексте литературы военных и послевоенных лет.

16. Правда о войне в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» (или «Крик»).

17. «Пядь земли» Г. Бакланова как явление «новой волны» военной прозы.

18. Характер лиризма в повести В. Астафьева «Звездопад».

19. Особенности психологизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (или «В списках не значился»).

20. Проблема гуманизма в повести Вяч. Кондратьева «Сашка».

21. Нравственный характер конфликта в «военной прозе» Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова или др. – на выбор.

22. Философская проблематика в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

23. Война в судьбе человека (по повестям В. Распутина «Живи и помни», «Пастух и пастушка»).

24. Проблематика и поэтика рассказа А. Солженицына «Матренин двор».

25. Характеры и конфликты в рассказах В. Шукшина.

26. Проблематика и поэтика повести Ю. Трифонова «Обмен».

27. Социально-исторический и нравственно-философский конфликт в романе Л. Леонова «Русский лес».

Литература:

Общая литература:

1. Алексеева Л. Ф. История русской литературы XX века. В 4 книгах. Книга 4. 1970-2000 годы. М., 2008.

2. Апухтина В.А. Современная советская проза: 60-70-е годы. М., 1984.

3. Акимов В. М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века (после 1917 года). СПб.,1993.

4. Баевский В. С. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

5. Бочаров А. Чем жива литература. М., 1986.

6. Дедков И. Живое лицо времени. М., 1989.

7. Золотусский И.Г. Трепет сердца: избранные работы. М., 1986.

8. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник/ В.А. Зайцев, А.П.Герасименко. М.,2004.

9. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы) Основные имена. М., 1998.

10. История русской советской литературы (40-70-е годы) М., 1983.

11. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. Книга 3, 4. Учебное пособие / Биккулова И. А., Алексеева Л. Ф., Щелокова Л. И. М., 2006 г.

12. Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. М., 2003.

13. Русская литература ХХ века в 2-х тт. / Под ред. Л. П. Кременцова.­ M., 2002.

14. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебн. пособие. М., 2001.

15. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы /В.Н.Альфонсов и др. СПб., 2002.

16. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. М., 1994.

Литература по теме Великой Отечественной войны:

1. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978.

2. Бочаров А.Г. Василий Гроссман. М., 1971.

3. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.,1985.

4. Идейно-художественное своеобразие русской литературы 60-80-х годов. М., 1991.

5. Коробов В.И. Юрий Бондарев. М., 1884.

6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. М., 2001. Кн. 1. С. 110-124.

7. Липкин С. Сталинград Василия Гроссмана. Ann Arbor: Ardis, 1986.

8. Плоткин Л. Великая Отечественная война в русской советской прозе.

9. Современная русская советская литература. М., 1987. Ч. 1, 2.

10. Чалмаев. Сквозь огонь скорбей // Литература в школе. 1995. № 3.

Литература по творчеству А. Вампилова:

1. Громова М.И. Русская современная драматургия: Уч. пособие. М., 1999.

2. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

3. Зоркин В. Не уйти от памяти. Иркутск, 1997.

4. Корзов Ю.И. Советская политическая драматургия 60 – 80-х годов. Киев, 1989.

5. Стрельцов Е. Пляж утиной (Вампилов: Творчество и судьба). Иркутск, 1998.

6. Сушков Б. Александр Вампилов. М., 1989.

Литература по «деревенской прозе» и творчеству В. Распутина:

1. Большакова А.Ю. Феномен «деревенской» прозы // Русская словесность. 1999. №3.

2. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М., 1988.

3. Макина М.А. Деревенская проза 60-70-х годов в ее историко-литературном и социальном контексте. Л., 1980.
Панкеев И.А. Валентин Распутин по страницам произведений. М., 1990.

4. Перевалова С.В. Творчество В.П. Астафьева: Проблематика. Жанр. Стиль. Волгоград, 1997.

5. Перевалова С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в прозе 1970—1980-х: В.П. Астьфьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин).

6. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

7. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М., 1987.

8. Сухих И. Однажды была земля («Прощание с Матерой» В.Распутина) // Звезда. 2002. №2.

9. Тендитник Н. Валентин Распутин: колокола тревоги: очерк жизни и творчества. М., 1999.

Литература по творчеству А.И. Солженицына:

1. Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999.

2. Жиляев Г.Е. А.И. Солженицын – художник и мыслитель на пороге XXI века. Армавир, 2001.

3. Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1998.

4. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

5. Паламарчук П.Г. Солженицын. Путеводитель. М, 1991.

6. Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.

7. Чекалов П.К. Солженицын А.И. Штрихи к творческому портрету: Монография. Невинномысск, 2002.

Литература по творчеству В. Шукшина:

1. Апухтина В.А. Проза В.М. Шукшина. М., 1986.

2. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. М., 1999.
С. 304-311.

3. Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. Барнаул, 1990.

4. Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983.

5. Карпов В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. М., 1986.

6. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992.

7. Коробов В. Василий Шукшин. М., 1984.

8. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. – Барнаул, 2000.

9. Сухих И. «Душа болит» («Характеры Шукшина, 1973) // Звезда. 2001. №10.

10. . Сигов В.К. Русская идея В.М.Шукшина. – М., 1999.

11. Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. М., 1989.

Литература по творчеству Б. Пастернака:

11. Архангельский А. «Гамлет» и «Гефсиманский сад» (начало и конец «Стихотворений Юрия Живаго»)// Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1996. С.661-664. (Школа классики)

12. «Быть знаменитым некрасиво». Пастернаковские чтения. Вып. 1. М.,1992.

13. Иванова Н. Точность тайн. Поэт и Мастер // Знамя. 2001. №11.

14. Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака // Литературное обозрение. 1987. №9.

15. Борисов В.М.; Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. N 6. С. 205-248.

16. Ким Юн, Ран. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака как «текст в тексте» // Филологические науки. М., 2000. N 2. С. 3-12.

17. Лихачев Д.С. Поэтическая проза Б.Пастернака// Лихачев Д.С. Литература –реальность – литература. Л., 1984. С.167-183.

18. Попофф А. О «толстовском аршине» в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. 2001. май-апрель.

Семинарские занятия

Практическое занятие №2

История создания поэмы.

2. Жанровое своеобразие поэмы.

3. Концепция личности в поэме А.Твардовского.

3.1. Типичное и индивидуальное в образе главного героя.

3.2. Автобиографические черты в образе Василия Теркина.

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Художественное новаторство

Драматургии А.Вампилова.

Целостный анализ пьесы “Утиная охота”

План:

1. Место А.Вампилова в русской драматургии ХХ века. Судьба драматурга. Вехи творческого пути А.Вампилова.

2. История создания и публикации пьесы “Утиная охота”.

3. Концепция личности в произведении.

4. Поэтика пьесы: особенности композиции; жанровая специфика; пространственно-временная структура; символика.

5. Литературные и фольклорные традиции в пьесе А.Вампилова.

6. Анализ экранизаций пьес А. Вампилова (написание рецензии).

Литература:

1. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. - Л.: Сов. писатель, 1990.

2. Вишневская И.Л. Драматургия верна времени. – М.,1983.

3. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. – М.,2003.

4. Туровская М. Памяти текучего мгновенья. – М., 1987.

5. Лакшин В. Душа живая. Вступительная статья к изд.: Вампилов А.В. Дом окнами в поле. – Иркутск, 1981.

6. Липовецкий М. Перечитывая Вампилова // Литература. 2001. №2.

7. Сушков В.Ф. Александр Вампилов. Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М., 1989.

8. Рудницкий К. По ту сторону вымысла //Вопросы литературы. 1976. №9.

9. Смирнов С. За строкой драмы. О текстологии пьес А.Вампилова //Литературное обозрение. 1987. №8. С.99-100

10. Вангу Кан. «Утиная охота»: герой из промежутка //Лит учеба. – М., 1997. №5/6. С.102-105.

11. Громова М.И. Русская современная драматургия: Учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средн. уч. заведений гуманитарного профиля. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. Раздел «Драматургия Вампилова».

12. Тимощук Е. В. Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – М.: Московский городской педагогический университет, 2008. – 23 с. Текст есть в интернете

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

«Деревенская» проза 1970-х и повесть

Практическое занятие №7

Литература

1. Архангельский А. Малая проза Солженицына//Литературное обозрение.1990.№9.

2. Белинков А. Почему был напечатан «Один день Ивана Денисовича» //Звезда. 1991. №9.

3. Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999.

4. Ермолин Е. Жизнь как подвиг //Знамя. 2008. №11.

5. Жаравина Л.В. Христианские постулаты в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова: свет Фавора и мрак Синая //Мир России в зеркале новейшей художественной литературы: Сб. науч. трудов. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004.

6. Жиляев Г.Е. А.И. Солженицын – художник и мыслитель на пороге XXI века. Армавир, 2001.

7. Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1998.

8. Куделько Н.А. Праведник в рассказах И.С.Тургенева «Живые мощи» и А.И.Солженицына «Матренин двор» //Литература в школе. 2004. №11.

9. Лейдерман Н.Л. Взыскующее слово: Александр Солженицын: Позиция и поэтика. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2000.

10. Нива Ж. Солженицын. – М., 1992.

11. Паламарчук П.А. Солженицын. М.,1991.

12. Спиваковский П. Феномен Солженицына: новый взгляд. М.,1998.

13. Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.

14. Чекалов П.К. Солженицын А.И. Штрихи к творческому портрету: Монография. Невинномысск, 2002.

15. Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына. Учебное пособие. М., “Флинта”, “Наука”, 2003.

Вопросы и задания:

1. Какие автобиографические черты можно обнаружить в рассказе А. Солженицына «Материн двор»? Дайте характеристику рассказчику. Можно ли считать его носителем авторской точки зрения на героев и события?

2. Какие признаки «деревенской прозы» прослеживаются в рассказе А. Солженицына «Материн двор»? В чем символический смысл названия рассказа?

3. Дайте характеристику Матрене, обратите внимание на ее отношение к миру и людям, к работе. Как характер Матрены раскрывается в ее речи? Прокомментируйте финальный эпизод первой главы.

4. Какова роль бытовых деталей в рассказе Солженицына? Приведите примеры.

Вопросы к экзамену

1. Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. Проза. Драматургия. Наизусть одно стихотворение этого периода.

2. Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны.

3. Особенности литературного процесса 40-50-х годов («дооттепельный» период).

4. Творчество Л.Леонова. Проблематика и художественное своеобразие романа Л. Леонова «Русский лес».

5. Творческий путь А.Т. Твардовского. Особенности эволюции поэта. Анализ поэмы «Страна Муравия». Деятельность Твардовского в качестве редактора «Нового мира»

6. Анализ «военных» поэм А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги».

7. Послевоенная и поздняя философская лирика А. Твардовского.

8. Образ России и образ революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

9. Доктор Юрий Андреевич Живаго: характер и символ. Роль образа Антипова–Стрельникова для понимания образа Ю. Живаго.

10. Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль «Стихов доктора Живаго» в идейном содержании романа Б. Пастернака.

11. Понятие о «лейтенантской прозе». Изображение войны в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

12. Изображение войны в повестях К. Воробьева «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой».

13. Проблематика, композиция, смысл заглавия романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Новая художественная концепция Великой Отечественной войны. Смысл спора Лиса и Мостовского.

14. Образная система романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Роль «семейного» принципа изображения судеб героев. Драматизм судьбы Штрума.

15. Тема коллективизации в романе Б.Можаева «Мужики и бабы».

16. «Деревенская проза» как художественный феномен: представители, основные темы, проблемы произведений, особенности героя, языка. (Анализ одного или нескольких произведений изучаемых авторов).

17. Судьба современной крестьянской семьи в повестях Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька».

18. Творчество В.Астафьева 1950-х-1970-х годов. Анализ повести «Пастух и пастушка».

19. Проблематика и поэтика повести В. Астафьева «Царь-рыба».

20. Изображение национального характера и быта народа в повести В.Белова «Привычное дело».

21. Творчество В.Распутина: общая характеристика. Проблематика и поэтика повести «Прощание с Матерой».

22. Творчество В.Шукшина. Шукшинское понимание рассказа. Авторское сознание и способы его выражения. «Герой-чудик» в рассказах Шукшина.

23. Роль системы образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» для раскрытия идейного содержания произведения.

24. Новаторство в изображении русского национального характера в повести А. Солженицына «Матренин двор».

25. Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына. Композиция и художественные особенности «Архипелага ГУЛАГа» А.И. Солженицына.

26. Городская проза в литературе 1950–60-х годов. Повести Ю. Трифонова.

27. Новаторский театр Вампилова: отличительные особенности конфликта, героя, режиссуры, символики. Целостный анализ пьесы «Утиная охота».

28. Поэзия 1960 – 70-х годов: основные тенденции, литературные направления и стили.

29. «Тихая лирика»: основные мотивы и образы, жанровое своеобразие. Анализ творчества Н. Рубцова.

30. Поэзия «эстрады». Система образов. Своеобразие лирического героя. Новаторство в области поэтики. Анализ творчества А.Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.

31. Поэтический мир Арсения Тарковского.

32. Поэзия В. Высоцкого.

33. Песенная лирика Б. Окуджавы.

Темы контрольных работ

(мультимедийная презентация)

1. Жанровое своеобразие поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

2. Библейские мотивы и образы в книге стихов Юрия Живаго.

3. Философия истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

4. Народный характер в прозе В. Белова «Привычное дело» (или «Кануны»).

5. Характер нравственного конфликта в романе Ф. Абрамова «Пряслины» (или по одному из романов тетралогии).

6. Мифопоэтические образы и мотивы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

7. Детское восприятие мира в книге В. Астафьева «Последний поклон».

8. Концепция личности в новеллистике В. Шукшина (произведения на выбор).

9. Мотив «чудачества» в рассказах В. Шукшина («Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам» и др.).

10. Тема города и деревни в рассказах В. Шукшина («Игнаха приехал», «Змеиный яд», «Два письма», «Капроновая елочка», «Срезал» и др.).

11. Художественные средства раскрытия характеров героев в пьесе А. Вампилова «Старший сын».

12. Характер конфликта в пьесе А. Вампилова «Прощание в июне».

13. Образ «лишнего человека» в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

14. Автор и герой в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

15. Новаторство повести К. Воробьева «Это мы, господи!» в контексте литературы военных и послевоенных лет.

16. Правда о войне в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» (или «Крик»).

17. «Пядь земли» Г. Бакланова как явление «новой волны» военной прозы.

18. Характер лиризма в повести В. Астафьева «Звездопад».

19. Особенности психологизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (или «В списках не значился»).

20. Проблема гуманизма в повести Вяч. Кондратьева «Сашка».

21. Нравственный характер конфликта в «военной прозе» Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова или др. – на выбор.

22. Философская проблематика в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

23. Война в судьбе человека (по повестям В. Распутина «Живи и помни», «Пастух и пастушка»).

24. Проблематика и поэтика рассказа А. Солженицына «Матренин двор».

25. Характеры и конфликты в рассказах В. Шукшина.

26. Проблематика и поэтика повести Ю. Трифонова «Обмен».

27. Социально-исторический и нравственно-философский конфликт в романе Л. Леонова «Русский лес».

Литература:

Общая литература:

1. Алексеева Л. Ф. История русской литературы XX века. В 4 книгах. Книга 4. 1970-2000 годы. М., 2008.

2. Апухтина В.А. Современная советская проза: 60-70-е годы. М., 1984.

3. Акимов В. М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века (после 1917 года). СПб.,1993.

4. Баевский В. С. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

5. Бочаров А. Чем жива литература. М., 1986.

6. Дедков И. Живое лицо времени. М., 1989.

7. Золотусский И.Г. Трепет сердца: избранные работы. М., 1986.

8. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник/ В.А. Зайцев, А.П.Герасименко. М.,2004.

9. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы) Основные имена. М., 1998.

10. История русской советской литературы (40-70-е годы) М., 1983.

11. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. Книга 3, 4. Учебное пособие / Биккулова И. А., Алексеева Л. Ф., Щелокова Л. И. М., 2006 г.

12. Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. М., 2003.

13. Русская литература ХХ века в 2-х тт. / Под ред. Л. П. Кременцова.­ M., 2002.

14. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебн. пособие. М., 2001.

15. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы /В.Н.Альфонсов и др. СПб., 2002.

16. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. М., 1994.

Литература по теме Великой Отечественной войны:

1. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978.

2. Бочаров А.Г. Василий Гроссман. М., 1971.

3. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.,1985.

4. Идейно-художественное своеобразие русской литературы 60-80-х годов. М., 1991.

5. Коробов В.И. Юрий Бондарев. М., 1884.

6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. М., 2001. Кн. 1. С. 110-124.

7. Липкин С. Сталинград Василия Гроссмана. Ann Arbor: Ardis, 1986.

8. Плоткин Л. Великая Отечественная война в русской советской прозе.

9. Современная русская советская литература. М., 1987. Ч. 1, 2.

10. Чалмаев. Сквозь огонь скорбей // Литература в школе. 1995. № 3.

Литература по творчеству А. Вампилова:

1. Громова М.И. Русская современная драматургия: Уч. пособие. М., 1999.

2. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

3. Зоркин В. Не уйти от памяти. Иркутск, 1997.

4. Корзов Ю.И. Советская политическая драматургия 60 – 80-х годов. Киев, 1989.

5. Стрельцов Е. Пляж утиной (Вампилов: Творчество и судьба). Иркутск, 1998.

6. Сушков Б. Александр Вампилов. М., 1989.

Литература по «деревенской прозе» и творчеству В. Распутина:

1. Большакова А.Ю. Феномен «деревенской» прозы // Русская словесность. 1999. №3.

2. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М., 1988.

3. Макина М.А. Деревенская проза 60-70-х годов в ее историко-литературном и социальном контексте. Л., 1980.
Панкеев И.А. Валентин Распутин по страницам произведений. М., 1990.

4. Перевалова С.В. Творчество В.П. Астафьева: Проблематика. Жанр. Стиль. Волгоград, 1997.

5. Перевалова С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в прозе 1970—1980-х: В.П. Астьфьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин).

6. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

7. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М., 1987.

8. Сухих И. Однажды была земля («Прощание с Матерой» В.Распутина) // Звезда. 2002. №2.

9. Тендитник Н. Валентин Распутин: колокола тревоги: очерк жизни и творчества. М., 1999.

Литература по творчеству А.И. Солженицына:

1. Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999.

2. Жиляев Г.Е. А.И. Солженицын – художник и мыслитель на пороге XXI века. Армавир, 2001.

3. Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1998.

4. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

5. Паламарчук П.Г. Солженицын. Путеводитель. М, 1991.

6. Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.

7. Чекалов П.К. Солженицын А.И. Штрихи к творческому портрету: Монография. Невинномысск, 2002.

Литература по творчеству В. Шукшина:

1. Апухтина В.А. Проза В.М. Шукшина. М., 1986.

2. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. М., 1999.
С. 304-311.

3. Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. Барнаул, 1990.

4. Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983.

5. Карпов В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. М., 1986.

6. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992.

7. Коробов В. Василий Шукшин. М., 1984.

8. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. – Барнаул, 2000.

9. Сухих И. «Душа болит» («Характеры Шукшина, 1973) // Звезда. 2001. №10.

10. . Сигов В.К. Русская идея В.М.Шукшина. – М., 1999.

11. Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. М., 1989.

Литература по творчеству Б. Пастернака:

11. Архангельский А. «Гамлет» и «Гефсиманский сад» (начало и конец «Стихотворений Юрия Живаго»)// Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1996. С.661-664. (Школа классики)

12. «Быть знаменитым некрасиво». Пастернаковские чтения. Вып. 1. М.,1992.

13. Иванова Н. Точность тайн. Поэт и Мастер // Знамя. 2001. №11.

14. Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака // Литературное обозрение. 1987. №9.

15. Борисов В.М.; Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. N 6. С. 205-248.

16. Ким Юн, Ран. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака как «текст в тексте» // Филологические науки. М., 2000. N 2. С. 3-12.

17. Лихачев Д.С. Поэтическая проза Б.Пастернака// Лихачев Д.С. Литература –реальность – литература. Л., 1984. С.167-183.

18. Попофф А. О «толстовском аршине» в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. 2001. май-апрель.

Семинарские занятия

Тема№1. Проблематика и поэтика «лейтенантской» прозы. Анализ повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

1. «Лейтенантская проза» как художественное течение, образовавшееся на рубеже 1950-1960-х годов.

1.1.Жанрово-стилевая общность произведений «лейтенантской прозы».

1.2. «Фронтовая лирическая повесть» как жанровая модель «лейтенантской прозы». Проблематика, особенности конфликта, тип героя, «лирическая доминанта» повествовательной структуры, специфика психологизма.

1.3. Роль детали в произведениях «лейтенантской прозы».

1.4. Автобиографическое начало в произведениях лейтенантской» прозы.

Наши рекомендации