Правописание гласных и согласных в различных частях слова.
Правописание гласных и согласных а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах различных частей речи; г) в окончаниях различных частей речи. Комплексная работа с текстом.
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание имён существительных, прилагательных, числительных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Комплексная работа с текстом.
Простое предложение.
Простое предложение и знаки препинания в нём: а) тире между подлежащим и сказуемым; б) тире в неполном предложении. Комплексная работа с текстом.
Простое осложнённое предложение.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в нём: а) знаки препинания при однородных членах предложения; б) знаки препинания при обособленных и необособленных членах предложения; в) знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов, предложениях и вставных конструкциях. Комплексная работа с текстом.
Сложное предложение.
Сложное предложение (СП). Знаки препинания в нём: а) запятая в СП; точка с запятой в СП; двоеточие в СП; тире в СП. Комплексная работа с текстом.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи и при диалоге. Цитация в тексте: употребление кавычек. Комплексная работа с текстом.
Культура речи и стилистика.
Культура речи и стилистика. Нормы речи: а) нормы литературного произношения; б) морфологические нормы; в) синтаксические нормы. Комплексная работа с текстом.
Лексика как средство выражения содержания.
Смысловая точность и ясность речи: а) многозначность слова; б) паронимия. Средства речевой выразительности: синонимы, антонимы, омонимы; тропы и фигуры речи. Комплексная работа с текстом.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ.
Экзамен по русскому языку проводится в письменной форме.
Время проведения экзамена– 180 мин.
Примерный вариант заданий.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях № 2-6.
ТЕКСТ.
2. а)Укажите, в каком варианте допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) ……. 2) …….. 3) ….. 4) …….
б)Определите способ связи в словосочетании «……………..» (предложение № 8).
1) управление 2) примыкание 3) согласование
в) Укажите способ образования слова ………….. (предложение № 9).
1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный
г)Найдите в тексте предложение с несколькими придаточными изъяснительными, запишите его номер:_____.
3. Прочитайте текст из задания 1:
а) определите стиль текста:
1) научный
2) публицистический
3) официально-деловой
4) художественный
б) определите тип текста:
1) описание
2) повествование с элементами описания
3) рассуждение
4) повествование
в) Сформулируйте позицию автора текста (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте (не менее двух аргументов), опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
На письменном испытании по русскому языку проверяется:
1) умение применять теоретические знания (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования) при лингвистическом и смысловом анализе текста;
2) умение выявлять и формулировать позицию автора текста (рассказчика), выражать своё мнение по проблеме, соглашаясь/ не соглашаясь с автором, приводя соответствующие аргументы;
3) умение излагать свои мысли точно, логично, в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Качество знаний абитуриентов на экзамене оценивается по следующим критериям:
· правильность и полнота ответа;
· степень понимания изученного материала по русскому языку;
· умение применять теоретические знания на практике при выполнении предложенных заданий;
· последовательность, аргументированность и связность, смысловая целостность собственного текста, соблюдение современных норм литературного языка.
Максимальное количество баллов,которое возможно получить, 100.
Критерии оценки задания 1 (максимум – 50 баллов)
Грамотность
соблюдение орфографических норм:
орфографических и пунктуационных ошибок нет – 50 баллов
допущено не более 2-х орфографических ошибок и 1-3 пунктуационные ошибки – 25 баллов
допущено 3- 4 орфографических и 4-5 пунктуационных ошибок – 15 баллов
допущено более 4-х орфографических и более 5 пунктуационных ошибок – 0 баллов.
При оценке работы считается допустимым 2 орфографически значимых исправления. Начиная с третьего исправления, итоговая оценка снижается на 1 балл за каждое последующее исправление.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
Критерии оценки задания 2 (максимум – 30 баллов)
2. а) Экзаменуемый выбрал верный вариант ответа – 5 баллов
Экзаменуемый выбрал неверный вариант ответа – 0 баллов
Экзаменуемый не выбрал ни одного варианта ответа – 0 баллов
2. б) Экзаменуемый правильно определил тип связи в словосочетании – 7 баллов
Экзаменуемый неправильно определил тип связи в словосочетании – 0 баллов
Экзаменуемый не выполнил задание – 0 баллов
2. в) Экзаменуемый правильно определил способ образования слова – 9 баллов
Экзаменуемый неправильно определил способ образования слова –0 баллов
Экзаменуемый не определил способ образования слова – 0 баллов
2. г) Экзаменуемый нашёл в тексте нужное предложение – 9 баллов
Экзаменуемый не нашёл в тексте нужное предложение – 0 баллов
Экзаменуемый не выполнил задание – 0 баллов
Критерии оценки задания 3 (максимум – 20 баллов)
3. а) Экзаменуемый верно определил стиль текста – 2 балла
Экзаменуемый неверно определил стиль текста – 0 баллов
Экзаменуемый не определил стиль текста – 0 баллов
3. б) Экзаменуемый верно определил тип текста – 2 балла
Экзаменуемый неверно определил тип текста – 0 баллов
Экзаменуемый не определил тип текста – 0 баллов
3. в) Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 4 балла
Экзаменуемый неверно сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 2 балла
Экзаменуемый не сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 0 баллов
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт) – 4 балла.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт) – 2 балла.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов –0 баллов.
Экзаменуемый сформулировал своё отношение к изложенному в тексте, но при этом допустил ошибки – 0 баллов.