Вступительных испытаний, проводимых
ПРОГРАММЫ
Вступительных испытаний, проводимых
Военным университетом самостоятельно
ИСТОРИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
знать:
– периодизацию всемирной и отечественной истории;
– основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
– современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– историческую обусловленность современных общественных процессов.
уметь:
– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
– анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, иллюстрация);
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
– систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
– использовать исторические знания для аргументации в ходе письменного описания, дискуссии, представления различных точек зрения.
История России с древности до конца XVI в.
Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Русь в IX – начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Русские земли и княжества в XII –XVI в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVI вв.
Россия в XIX – начале XX в.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война1812 г. Начало промышленного переворота. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.
Россия во второй половине XIX в. Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русско-японская война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П.А. Столыпина. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
Россия, СССР в 1914–1945 гг.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Левандовский А.А, Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. В 2-х ч. (углубленный уровень) – М.: Русское слово, 2014.
Дополнительная:
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России (базовый уровень).– М.: Дрофа, 2014.
2. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень),– М.: Дрофа, 2014.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
kleo.den-asu.ru – сайт ассоциации «История и компьютер».
zhurnal.ape.relarn.ru – сайт «Исследования в России».
www.klarino2.narod.ru/rus_history.html – история России с древнейших времен до конца XVII в., история России с конца XVII в. до конца XIX в., правители Руси, генеалогия русских князей.
http://www.codex.barrt.ru/ – материалы по истории России
http://www.pereplet.ru/history/titul.html – материалы по истории России
http://school.holm.ru/predmet/history/russia/more2.html – официальные документы по истории России до 1917 г.
http://www.lc.ru/vendors/newdisk/ history.html – энциклопедия истории России, охватывает период с 862 по 1917 г.
http://www.unn/ac.ru/ – материалы по региональной истории и истории России с древнейших времен до начала ХХ в.
http://grivik.chat.ru/predmets/his_rus.html – электронные версии классических трудов по русской истории.
http://jurfak.spb/ru/links/link_list.asp?tld=10 – собрание редких книг и статей по истории России.
http://kolibry.cyberpalm.com/01270002.html – летописи как основной источник русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия.
БИОЛОГИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
Знать:
· этапы развития биологических знаний;
· вклад российских и зарубежных учёных в развитие биологии;
· структуру комплекса современных биологических наук;
· взаимосвязь биологии с другими науками;
· характеристику основных форм жизни на Земле;
· закономерности роста и развития живых организмов;
· характеристику уровней организации живых систем (ген, клетка, ткань, система органов, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема);
· основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов;
· основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле;
· возникновение и развитие человека – антропогенез;
· основные понятия анатомии, физиологии, экологии и здоровья человека.
Уметь:
· применять полученные знаний для характеристики живых организмов и жизни в целом на Земле;
· объяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
· объяснить родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;
· объяснить родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.
· использовать выработанные навыки обучения для самостоятельного получения биологических знаний и продолжения формирования биологического мировоззрения.
Владеть:
· биологической терминологией, применять термины и понятия в зависимости от темы.
· навыками самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебниках, учебных пособиях, справочниках, ресурсах Интернет) и применять ее;
· навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Биология как наука.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Свойства живых организмов.
Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
Основы генетики.
Генетика, ее задачи. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.
Селекция растений, животных, микроорганизмов, ее задачи и практическое значение.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
Эволюция живой природы
Происхождение человека.
Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Беркинблит М.Б., Мартьянов А.А., Парнес Е.Я., Тарасова О.С., Чуб В.В. Биология: учебник для 8 класса в 2-х частях. В 2-хх частях. / М.Б. Беркинблит, А.А. Мартьянов, - БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 170 с.
2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология. 10 класс (базовый уровень)/ Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - Издательство "Просвещение". 2014. – 223 с.
3. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология. 11 класс (базовый уровень)/ Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - Издательство "Просвещение". 2014. – 225 с.
4. Викторов В.П., Никишов А.И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники. 6 класс. / В.П.Викторов, А.И. Никишов. - М.: Изд.: ВЛАДОС, 2011. - 252 с.
5. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные, 7 класс./А.И. Никишов, И.Х. Шарова. – Изд.: ВЛАДОС, 2012.- 250 с.
6. Никишов А.И., Богданов Н.А. Биология: 9 кл. Человек и его здоровье. / А.И. Никишов, Н.А. Богданов. - Изд.: ВЛАДОС, - 2014г. - 449 с.
Дополнительная:
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в ВУЗы / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. - М. : ОНИКС 21 век, 2008. – 564.
2.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.- М.: "АСТПресс", 2012. – 816 с.
3. Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. — 400 с. - ООО «Издательство Оникс».
4. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология. Пособие для поступающих вузы / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. - Спб.: Питер, 2005. — 414 с.
5. Левэ О.И. Тренажер по биологии для подготовки к централизованному тестированию и экзамену/О.И. Левэ. - Минск:ТетраСистемс, 2009. - 272 с.
6. Пименов А.В., Гончаров О.В. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы/ А.В. Пименов, О.В. Гончаров. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 504 с.
7.Шустанова Т.А. Репетитор по биологии. Готовимся к ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации. Для поступающих в учебные заведения. / Т.А. Шустанова Т.А. — 4-е изд., доп. и перераб. — Р н/Д.: Феникс, 2012. — 539 с.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
http://biology.ru Профессиональный сайт «Биология» для подготовки к ЕГЭ.
http://sbio.info/index.php Научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам, большой информационный ресурс.
www.informika.ru/text/database/biology/ Биология. Обучающая энциклопедия. Сайт содержит учебный курс по общей биологии, тесты, демо-версии обучающих программ, а также ссылки на многочисленные ресурсы Интернет, посвященные биологии и образованию.
http://humbio.ru База знаний по биологии человека ИМГ РАН. Разделы базы данных: физиология, клеточная биология, генетика, биохимия, иммунология, патология.
http://sbio.info На сайте собран материал, который соответствует стандартам вступительных экзаменов и в тоже время прост для понимания. Полный курс биологии, а также актуальные вопросы и новейшие достижения в сфере данной науки предназначен старшеклассникам, студентам средних и высших учебных заведений, а также учителям общеобразовательных школ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
знать:
- роль языка в развитии русской культуры, в межнациональном и межкультурном общении;
- смысл понятий: русский национальный язык, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические (акцентологические), лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка;
- использование языковых единиц в различных сферах общения (в текстах различных стилей и разновидностей языка);
уметь:
- оценивать письменный текст с точки зрения языкового оформления, принадлежности к тому или иному функциональному стилю, смысловому типу речи, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- создавать собственный текст, выражая согласие/несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста (рассказчика), аргументируя своё мнение;
- осуществлять речевой самоконтроль;
владеть:
- навыками структурно-смыслового анализа текста и создания собственного текста в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Простое предложение.
Простое предложение и знаки препинания в нём: а) тире между подлежащим и сказуемым; б) тире в неполном предложении. Комплексная работа с текстом.
Сложное предложение.
Сложное предложение (СП). Знаки препинания в нём: а) запятая в СП; точка с запятой в СП; двоеточие в СП; тире в СП. Комплексная работа с текстом.
Культура речи и стилистика.
Культура речи и стилистика. Нормы речи: а) нормы литературного произношения; б) морфологические нормы; в) синтаксические нормы. Комплексная работа с текстом.
Грамотность
соблюдение орфографических норм:
орфографических и пунктуационных ошибок нет – 50 баллов
допущено не более 2-х орфографических ошибок и 1-3 пунктуационные ошибки – 25 баллов
допущено 3- 4 орфографических и 4-5 пунктуационных ошибок – 15 баллов
допущено более 4-х орфографических и более 5 пунктуационных ошибок – 0 баллов.
При оценке работы считается допустимым 2 орфографически значимых исправления. Начиная с третьего исправления, итоговая оценка снижается на 1 балл за каждое последующее исправление.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
Критерии оценки задания 2 (максимум – 30 баллов)
2. а) Экзаменуемый выбрал верный вариант ответа – 5 баллов
Экзаменуемый выбрал неверный вариант ответа – 0 баллов
Экзаменуемый не выбрал ни одного варианта ответа – 0 баллов
2. б) Экзаменуемый правильно определил тип связи в словосочетании – 7 баллов
Экзаменуемый неправильно определил тип связи в словосочетании – 0 баллов
Экзаменуемый не выполнил задание – 0 баллов
2. в) Экзаменуемый правильно определил способ образования слова – 9 баллов
Экзаменуемый неправильно определил способ образования слова –0 баллов
Экзаменуемый не определил способ образования слова – 0 баллов
2. г) Экзаменуемый нашёл в тексте нужное предложение – 9 баллов
Экзаменуемый не нашёл в тексте нужное предложение – 0 баллов
Экзаменуемый не выполнил задание – 0 баллов
Критерии оценки задания 3 (максимум – 20 баллов)
3. а) Экзаменуемый верно определил стиль текста – 2 балла
Экзаменуемый неверно определил стиль текста – 0 баллов
Экзаменуемый не определил стиль текста – 0 баллов
3. б) Экзаменуемый верно определил тип текста – 2 балла
Экзаменуемый неверно определил тип текста – 0 баллов
Экзаменуемый не определил тип текста – 0 баллов
3. в) Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 4 балла
Экзаменуемый неверно сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 2 балла
Экзаменуемый не сформулировал позицию автора текста (рассказчика) – 0 баллов
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт) – 4 балла.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт) – 2 балла.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов –0 баллов.
Экзаменуемый сформулировал своё отношение к изложенному в тексте, но при этом допустил ошибки – 0 баллов.
Грамотность
соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет – 2 балла
допущено не более 2-х орфографических ошибок – 1 балл
допущено 3- 4 ошибки – 0,5 балла
допущено более 4-х ошибок – 0 баллов
соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет – 2 балла
допущены 1-3 ошибки – 1 балл
допущены 4-5 ошибок – 0,5 балла
допущено более 5 ошибок – 0 баллов
Соблюдение грамматических норм
грамматических ошибок нет – 1 балл
допущены 1–2 ошибки – 0,5 балла
допущено более 2-х ошибок – 0 баллов
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки – 1 балл
допущено 2–3 ошибки – 0,5 балла
допущено более 3-х ошибок – 0 баллов
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная:
1. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 5 изд. – М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание.
2. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях. – Учебник в 2-х частях. – Ч. 1, 2. – М.: ВУ, 2002.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал.
2. Gramma.ru: Культура письменной речи.
3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.
4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете.
5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru.
6. Словопедия: русские толковые словари.
7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники.
8. Аудиословарь «Русский устный».
ЛИТЕРАТУРА
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества литературных деятелей;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные понятия теории литературы;
уметь:
- передавать содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- определять род и жанр произведения;
владеть:
- навыками сопоставления литературных произведений;
- навыками аргументированного выражения своего отношения к прочитанному произведению.
Понятие темы, идеи, проблематики, рода и жанра, сюжета и композиции литературного произведения
Диалектика содержания и формы в литературном произведении. Понятия идеи и темы литературного произведения. Фабула и сюжет литературного произведения. Основные элементы сюжетостроения. Понятие композиции литературного произведения. Основные элементы и типы композиционного строения.
Понятия литературного рода и жанра. Определения эпоса, лирики и драмы. Прозаические, лирические и драматические жанры. Проблема исторического развития литературных жанров. Жанровое многообразие литературных произведений.
Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Язык и стиль литературного произведения
Понятие художественного метода в литературе. Историческая обусловленность возникновения и развития художественных методов. Классификация художественных методов в литературе. Обусловленность художественного метода действительностью.
Понятие языка и стиля в литературе. Взаимосвязь понятий художественного метода и стиля. Изобразительно-выразительные средства литературы. Понятие о художественном образе. Специфика образного мышления.
Основы идейно-художественного анализа литературного произведения.
Таблица перевода первичных баллов письменной экзаменационной работы в тестовые баллы по 100-бальной шкале
Первичный балл | Итоговый тестовый балл по 100-бальной шкале |
0. | |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. | |
21. | |
22. | |
23. | |
24. | |
25. | |
26. | |
27. | |
28. | |
29. | |
30. | |
31. | |
32. | |
33. | |
34. | |
35. | |
36. | |
37. | |
38. | |
39. | |
40. | |
41. | |
42. | |
43. | |
44. | |
45. | |
46. | |
47. | |
48. | |
49. | |
50. | |
51. | |
52. | |
53. | |
54. | |
55. | |
56. | |
57. | |
58. | |
59. | |
60. | |
61. | |
62. | |
63. | |
64. | |
65. |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Михайлов О.П., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлева В.П. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 кл. В 2-х ч. -М.: «Просвещение». 2014.
2.Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 кл. В 2-х ч. -М.: «Просвещение». 2012.
3.Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература. 9 кл. В 2-х ч. -М.: Изд. центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». 2009.
Дополнительная:
1.Зимин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 кл. В 2-х ч. -М.: «Русское слово». 2012.
2.Зимин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 кл. В 2-х ч. -М.: «Русское слово». 2012.
3.Чертов В.Ф., Трубина Л.Л., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х ч. -М.: «Просвещение». 2012.
4.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х ч. -М.: «Академия». 2012.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
1. http://www.gumer.info/ – электронная библиотека Гумер: книги, учебники.
2. http://www.rucont.ru – национальный цифровой ресурс РУКОНТ - межотраслевая электронная библиотека.
МАТЕМАТИКА
На вступительном испытании по математике абитуриент должен уметь:
1. выполнять (без калькулятора) действия над числами и числовыми выражениями; преобразовывать буквенные выражения; производить операции над векторами (сложение, умножение на число, скалярное произведение); переводить одни единицы измерения величин в другие;
2. сравнивать числа и находить их приближенные значения (без калькулятора); доказывать тождества и неравенства для буквенных выражений;
3. решать уравнения, неравенства, системы (в том числе с параметрами) и исследовать их решения;
4. исследовать функции; строить графики функций и множества точек на координатной плоскости, заданные уравнениями и неравенствами;
5. изображать геометрические фигуры на чертеже; делать дополнительные построения; строить сечения; исследовать взаимное расположение фигур; применять признаки равенства, подобия фигур и их принадлежности к тому или иному виду;
6. пользоваться свойствами чисел, векторов, функций и их графиков, свойствами арифметической и геометрической прогрессий;
7. пользоваться свойствами геометрических фигур, их характерных точек, линий и частей, свойствами равенства, подобия и взаимного расположения фигур;
8. пользоваться соотношениями и формулами, содержащими модули, степени, корни, логарифмические, тригонометрические выражения, величины углов, длины, площади, объемы;
9. составлять уравнения, неравенства и находить значения величин, исходя из условия задачи;
10. излагать и оформлять решение логически правильно, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
11. давать определения, формулировать и доказывать утверждения (формулы, соотношения, теоремы, признаки, свойства и т.п.), указанные во втором разделе настоящей программы;
12. анализировать формулировки утверждений и их доказательства;
13. решать задачи на построение циркулем, линейкой; находить геометрические места точек.
Основные понятия
1. Натуральные числа. Делимость. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
2. Целые, рациональные и действительные числа. Проценты. Модуль числа, степень, корень, арифметический корень, логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс числа (угла). Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
3. Числовые и буквенные выражения. Равенства и тождества.
4. Функция, ее область определения и область значений. Возрастание, убывание, периодичность, четность, нечетность. Наибольшее и наименьшее значения функции. График функции.
5. Линейная, квадратичная, степенная, показательная, логарифмическая, тригонометрические функции.
6. Уравнение, неравенства, система. Решения (корни) уравнения, неравенства, системы. Равносильность.
7. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
8. Прямая на плоскости. Луч, отрезок, ломаная, угол.
9. Треугольник. Медиана, биссектриса, высота.
10. Выпуклый многоугольник. Квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапеция. Правильный многоугольник. Диагональ.
11. Окружность и круг. Радиус, хорда, диаметр, касательная, секущая. Дуга окружности и круговой сектор. Центральный и вписанные углы.
12. Прямая и плоскость в пространстве. Двугранный угол.
13. Многогранник. Куб, параллелепипед, призма, пирамида.
14. Цилиндр, конус, шар, сфера.
15. Равенство и подобие фигур. Симметрия.
16. Параллельность и перпендикулярность прямых, плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми, плоскостями, прямой и плоскостью.
17. Касание. Вписанные и описанные фигуры на плоскости и в пространстве. Сечение фигуры плоскостью.
18. Величина угла. Длина отрезка, окружности и дуги окружности. Площадь многоугольника, круга и кругового сектора. Площадь поверхности и объем многогранника, цилиндра, конуса, шара.
19. Координатная прямая. Числовые промежутки. Декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Векторы.
Алгебра
1. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
2. Свойства числовых неравенств.
3. Формулы сокращенного умножения.
4. Свойства линейной функции и ее график.
5. Формула корней квадратного уравнения. Теорема о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Теорема Виета.
6. Свойства квадратичной функции и ее график.
7. Неравенство, связывающее среднее арифметическое и среднее геометрическое двух чисел. Неравенство для суммы двух взаимно обратных чисел.
8. Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии.
9. Формулы общего члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии.
10. Свойства степеней с натуральными и целыми показателями. Свойства арифметических корней n-й степени. Свойства степеней с рациональными показателями.
11. Свойства степенной функции с целым показателем и ее график.
12. Свойства показательной функции и ее график.
13. Основное логарифмическое тождество. Логарифмы произведения, степени, частного. Формула перехода к новому основанию.
14. Свойства логарифмической функции и ее график.
15. Основное тригонометрическое тождество. Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Формулы приведения, сложения, двойного и половинного аргумента, суммы и разности тригонометрических функций. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование произведения синусов и косинусов в сумму. Преобразование выражения asinx + bcosx с помощью вспомогательного аргумента.
16. Формулы решений простейших тригонометрических уравнений.
17. Свойства тригонометрических функций и их графики.
Геометрия
1. Теоремы о параллельных прямых на плоскости.
2. Свойства вертикальных и смежных углов.
3. Свойства равнобедренного треугольника.
4. Признаки равенства треугольников.
5. Теорема о сумме внутренних углов треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. Свойства средней линии треугольника.
6. Теорема Фалеса. Признаки подобия треугольников.
7. Признаки равенства и подобия прямоугольных треугольников. Пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора.
8. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Свойство биссектрисы угла.
9. Теоремы о пересечении медиан, пересечении биссектрис и пересечении высот треугольника.
10. Свойство отрезков, на которые биссектриса треугольника делит противоположную сторону.
11. Свойство касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки к окружности. Теоремы о вписанных углах. Теорема об угле, образованном касательной и хордой. Теоремы об угле между двумя пересекающимися хордами и об угле между двумя секущими, выходящими из одной точки. Равенство произведений отрезков двух пересекающихся хорд. Равенство квадрата касательной произведению секущей на ее внешнюю часть.
12.