Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста
Опыт и результаты диагностики показывают, что, готовя обучаемых к итоговому сочинению, необходимо повторить и закрепить основные навыки, востребованные при создании связного текста.Это тем более необходимо, потому что сочинение - основной универсальный жанр письменных работ учащихся, без освоения которого трудно достигать успеха практически в любой предметной области.
Сочинение как школьный жанр возникло давно. Российская школа всегда была призвана научить читать, рассуждать, думать. Уточним значение слова «сочинение». Прежде всего заметим, что в состав слова «сочинение» входит славянский корень "-чин-", имеющий древнее значение "порядок, иерархия". Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Эволюцию жанра сочинения в разных типах учебных заведений России в 19-20 вв. можно кратко представить в виде схемы:
ПОВТОР ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ
ДВИЖЕНИЕ К ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ-ИЗЛОЖЕНИЕ
СОЧИНЕНИЕ КАК УПРАЖНЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗЛОЖЕНИИ МЫСЛИ
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ УМК
СОЧИНЕНИЕ КАК ДИАЛОГ С ИСКУССТВОМ И САМИМ СОБОЙ
СОЧИНЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Схема помогает нам представить эволюцию школьного сочинения, с одной стороны, а с другой, - понять, что все перечисленные формы работы с художественным текстом закрепились в системе школьного обучения до сего дня.Многие действующие УМК по русскому языку и литературе содержат систему последовательного обучения сочинениям разных видов и жанров. Сочинение по литературе постепенно становится личностным рассуждением, диалогом с произведением и с самим собой. Сочинение в формате ЕГЭ, ОГЭ и итоговое подытоживает умение учащихся создавать различные виды письменных работ.
Представим в виде таблицы основные виды итоговых работ учащихся.
Таблица 1
Виды итоговой и конкурсной проверки | Основа сочинения |
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку | Сочинение-рассуждение как диалог с автором. |
Задания 8 и 15 ЕГЭ по литературе | Анализ фрагмента для отражения авторского миропонимания. Форма сочинение-рассуждение. |
Задания 9 и 16 ЕГЭ по литературе | Рассуждение о миропонимании 3-х авторов. Важны навыки сопоставления. |
Задание 17 | Сочинение-рассуждение об авторском миропонимании с выходом на диалог с текстом и автором. |
Итоговое сочинение в 11 классе | Сочинение-рассуждение или эссе на этическую тему. |
Общероссийский конкурс сочинений в 2015/16/17 г.г. | Все типы сочинений: рассуждение, эссе, дневник, очерк, заочная экскурсия и др. НОВОЕ! |
Как видим, вся система школьного обучения связана с освоением многообразия жанров сочинений.
Приводя в систему разрозненные умения по созданию связного текста, необходимо восстановить в памяти, привести в систему основные правила, слагаемые работы с текстом. Рассмотрим и проанализируем необходимые и возможные процессные действия переопосредования художественного текста при создании сочинения объёмом не менее 250 слов, минимумом для итогового текста.
Сочинение-рассуждение можно представить в виде общей формулы:
Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 …= вывод
Тезис– это основная мысль, которую надо объяснить или доказать.
Доводы – это доказательства, аргументы.
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац. При формулировании доводов обычно возникает вопрос, в каком порядке их располагать. Приведем высказывание М.В. Ломоносова, которое может помочь при выстраивании иерархии доказательств. «Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят».
Виды аргументов могут быть представлены в таблице:
Таблица 2
Виды аргументов | ||
Рациональные (логические) | иллюстративные | Ссылки на авторитет |
ü Факты из художественного произведения ü Логика (законы) природных явлений ü Сопоставление с другими произведениями | ü Ссылка на конкретный эпизод или случай из жизни ü Предположительные примеры: предположим, представим, что… (не злоупотребляйте ими) | ü Мнения выдающихся людей ü Цитаты из авторитетных источников ü Характеристика авторской позиции в других произведениях ü Традиционное общественное мнение |
Тема– это то, о чем спрашивают, круг событий и лиц, произведений, составляющих основу будущего текста; то, о чем говорится в выбранной формулировке. Через раскрытия темы выражается идея текста. В самой формулировке темы важно найти ключевые слова, определить понятия, которые предстоит раскрыть в сочинении-рассуждении.
Полезно на черновике составить план будущего сочинения,он отражает структурно-смысловую организацию текста.
Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.
Таблица4
Назывной план | Вопросный план | Тезисный план |
Отношение спорщиков друг к другу. | Как держатся в споре по отношению друг к другу оппоненты? | Существует необходимость толерантного отношения в полемике. |
Обучаемые иногда затрудняются в случаях перехода от одной мысли, части плана к другой. Полезно тренировать навык логического перехода с использованием следующей таблицы.