Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста

Опыт и результаты диагностики показывают, что, готовя обучаемых к итоговому сочинению, необходимо повторить и закрепить основные навыки, востребованные при создании связного текста.Это тем более необходимо, потому что сочинение - основной универсальный жанр письменных работ учащихся, без освоения которого трудно достигать успеха практически в любой предметной области.

Сочинение как школьный жанр возникло давно. Российская школа всегда была призвана научить читать, рассуждать, думать. Уточним значение слова «сочинение». Прежде всего заметим, что в состав слова «сочинение» входит славянский корень "-чин-", имеющий древнее значение "порядок, иерархия". Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Эволюцию жанра сочинения в разных типах учебных заведений России в 19-20 вв. можно кратко представить в виде схемы:

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru ПОВТОР ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru ДВИЖЕНИЕ К ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru СОЧИНЕНИЕ-ИЗЛОЖЕНИЕ

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru СОЧИНЕНИЕ КАК УПРАЖНЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗЛОЖЕНИИ МЫСЛИ

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ УМК

Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста - student2.ru СОЧИНЕНИЕ КАК ДИАЛОГ С ИСКУССТВОМ И САМИМ СОБОЙ

СОЧИНЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

Схема помогает нам представить эволюцию школьного сочинения, с одной стороны, а с другой, - понять, что все перечисленные формы работы с художественным текстом закрепились в системе школьного обучения до сего дня.Многие действующие УМК по русскому языку и литературе содержат систему последовательного обучения сочинениям разных видов и жанров. Сочинение по литературе постепенно становится личностным рассуждением, диалогом с произведением и с самим собой. Сочинение в формате ЕГЭ, ОГЭ и итоговое подытоживает умение учащихся создавать различные виды письменных работ.

Представим в виде таблицы основные виды итоговых работ учащихся.

Таблица 1

Виды итоговой и конкурсной проверки   Основа сочинения
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку Сочинение-рассуждение как диалог с автором.
Задания 8 и 15 ЕГЭ по литературе Анализ фрагмента для отражения авторского миропонимания. Форма сочинение-рассуждение.
Задания 9 и 16 ЕГЭ по литературе Рассуждение о миропонимании 3-х авторов. Важны навыки сопоставления.
Задание 17 Сочинение-рассуждение об авторском миропонимании с выходом на диалог с текстом и автором.
Итоговое сочинение в 11 классе Сочинение-рассуждение или эссе на этическую тему.
Общероссийский конкурс сочинений в 2015/16/17 г.г. Все типы сочинений: рассуждение, эссе, дневник, очерк, заочная экскурсия и др. НОВОЕ!

Как видим, вся система школьного обучения связана с освоением многообразия жанров сочинений.

Приводя в систему разрозненные умения по созданию связного текста, необходимо восстановить в памяти, привести в систему основные правила, слагаемые работы с текстом. Рассмотрим и проанализируем необходимые и возможные процессные действия переопосредования художественного текста при создании сочинения объёмом не менее 250 слов, минимумом для итогового текста.

Сочинение-рассуждение можно представить в виде общей формулы:

Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 …= вывод

Тезис– это основная мысль, которую надо объяснить или доказать.

Доводы – это доказательства, аргументы.

Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац. При формулировании доводов обычно возникает вопрос, в каком порядке их располагать. Приведем высказывание М.В. Ломоносова, которое может помочь при выстраивании иерархии доказательств. «Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят».

Виды аргументов могут быть представлены в таблице:

Таблица 2

Виды аргументов
Рациональные (логические) иллюстративные Ссылки на авторитет
ü Факты из художественного произведения ü Логика (законы) природных явлений ü Сопоставление с другими произведениями ü Ссылка на конкретный эпизод или случай из жизни ü Предположительные примеры: предположим, представим, что… (не злоупотребляйте ими) ü Мнения выдающихся людей ü Цитаты из авторитетных источников ü Характеристика авторской позиции в других произведениях ü Традиционное общественное мнение

Тема– это то, о чем спрашивают, круг событий и лиц, произведений, составляющих основу будущего текста; то, о чем говорится в выбранной формулировке. Через раскрытия темы выражается идея текста. В самой формулировке темы важно найти ключевые слова, определить понятия, которые предстоит раскрыть в сочинении-рассуждении.

Полезно на черновике составить план будущего сочинения,он отражает структурно-смысловую организацию текста.

Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.

Таблица4

Назывной план Вопросный план Тезисный план
Отношение спорщиков друг к другу. Как держатся в споре по отношению друг к другу оппоненты? Существует необходимость толерантного отношения в полемике.

Обучаемые иногда затрудняются в случаях перехода от одной мысли, части плана к другой. Полезно тренировать навык логического перехода с использованием следующей таблицы.

Наши рекомендации