Урок 51. Закрепление изученного о бессоюзном сложномпредложении
Цель урока: систематизировать изученное о постановке двоеточия итире в простом и сложном предложениях; совершенствовать навыки выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Ход урока
1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
Пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахомвлаги, сырых садовых дорожек. Впереди — затерянность вэтом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания,затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность а всегда ощущаю как счастье.
(К. Паустовский.)
(Тире при приложении и пропуске членов предложения; союз как имеет значение «в качестве».)
2. Какие правила определяют постановку тире в предложениях? (Устно.)
1) Поэзия — та же добыча радия. (В. Маяковский.)
2) Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле. (А. Твардовский.)
(Противопоставление однородных членов предложения.)
3) Из малого зернышка вымахнет рожь,
Из слова неверного вырастет ложь,
Посеешь привычку — характер пожнешь,
Посеешь характер — судьбу обретешь. (А. Марков.)
4) Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И. Тургенев.)
5) Скажи: которая Татьяна?
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. (А. Пушкин.)
3. Выборочная проверка домашнего задания.
— Выберите примеры, в которых постановка тиререгулируется теми же правилами.
4. Упражнение 156 (235).
— Из каждой пары простых предложений составьтедва бессоюзных сложных, меняя порядок их расположения. Как это отразится на интонации и выборе знакапрепинания?
(Образец: Поднялся занавес — в зрительном зале стало тихо.
В зрительном зале стало тихо: поднялся занавес.)
5. Вопросы для повторения (стр. 66 (108)).
Дополнительный материал для примеров.
1) С кого начнёт он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
2) Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам.
3) Я к вам пишу — чего же боле?
4) Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все пьют и все крячат;
Он засмеется — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат.
5) Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета...
6) Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
7) Я думал: вольность и покой —
Замена счастью.
(Из романа «Евгений Онегин» А. Пушкина.)
6. Диктант с творческим заданием.
Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.
Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку... В мечтах мне рисуется именно полка — никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа. Где раздобыть такую? Пожалуй, можно заказать столяру. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Что, трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. Увы, все же я не зову, и мечта остаётся неисполненной. Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью — все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме.
(Ю. Олеша.)
— Почему, по вашему мнению, не исполняется мечта о золотой полке? Ответьте письменно на этот вопрос.
Домашнее задание. § 11, 12 (16, 17), упражнения 146 (224)(письменно), 148 (226) (устно).
Урок 52. Развитие речи. Портретный очерк. Подготовка к сочинению
Портретный очерк — сложный вид сочинения. При раскрытии его темы нельзя ограничиться описанием только внешности человека. Работа над текстом публицистического характера требует подготовки, поэтому необходимо познакомить учащихся с условиями появления очерка, особенностями этого жанра.
Очерк как жанр публицистики получил широкое распространение на рубеже ХIХ и ХХ веков с увеличением числа газет.Очерки (путевой, зарубежный, военный, портретный и др. создавались в краткие сроки и оперативно знакомили читателей с важнейшими событиями в стране и мире, затрагивал актуальные проблемы.
Особенность очерка — передача реальных фактов, повествование о действительных лицах. Очеркист не может приписывать героям произведения того, чего у них нет, поэтому художественный вымысел в этом жанре неуместен.
Портретный очерк предполагает, что в центре внимания будет человек, описание его внешности.
— Послушайте отрывки из очерков известных журналистов В. М. Пескова и Л. Почивалова. Что, кроме описания внешности героя, может включать в себя портретный очерк?
Учитель читает отрывки из очерков В. М. Песков «Рисунок с буквой К», «Останкинская игла» и Л. Почивалова о выдающемся физике П. Л. Капице. (Никитина Е. И. «Русская речь».Развитие речи. 9 класс.)
Учащиеся определяют, что в очерк можно включить описание дома, рабочего кабинета, уместить сведения о профессии или увлечениях героя. Рассказывая о П. Л. Капице, автор обращает внимание на круг общения учёного, широту его интересов, отношение к людям.
С чего начать очерк? Это нелегкий вопрос даже для мастера. «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как и в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго», — писал М. Горький. Не только писатели, но и художники подчас мучительно трудно ведут поиски начала картины.
Вы все хорошо знаете картину В. М. Васнецова «Аленушка». Как возник у художника замысел картины[13]?
«Он пошёл поглядеть, что тут, за зелёной стеной бересклета, и опять очутился у воды. Но здесь была иная вода. Черная, старая, а может быть, и древняя. По берегам росла не осока — тучный таинственный аир. Сгнившее на корню дерево, может, век тому назад ухнулось вершиною в омут, и уж не понять, что это было за дерево: черное, осклизлое — приют подводных каракатиц.
Возле корневища из-под воды что-то светилось. Похоже и на луну, и на человеческое лицо. Васнецов вздрогнул, шагнул ближе — и перевёл дух: камень! Обыкновенный камень.
«Аленушкино место», — подумал он. И удивился: с чего бы сказка припомнилась, да не больно-то любимая... С детства ему всегда становилось страшно, когда их милая стряпуха рассказывала об Аленушке... Более горькой сказки не было в его детстве.
Возвращаясь домой, он не сделал крюка, чтобы ещё раз постоять над старицей, но он думал... об Аленушке. Только не надо, чтобы зрители испытывали страх, который с детства поселился в нем. Нужно иное! Нужно Алёнушкино сердце, которому цены нет».
Какой будет Аленушка? «Ведь тут хорошеньким личиком не обойдёшься. Здесь иная красота должна торжествовать. Красота боли и печали по всем болям и печалям». Много вариантов отверг художник, пока не увидел задумавшуюся Верочку Мамонтову...
На картине В. Серова «Девочка с персиками» она же, Верочка Мамонтова. Но как по-разному изобразили ее художники! Так же по-разному расскажут об одном человеке авторы очерков.
Задание: собрать материал для портретного очерка.