Уроки 43—44. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Цель уроков: познакомить учащихся с основными группами сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания.
Ход уроков
I. Повторение.
Словарный диктант.
Профессионально комментировать, талантливый коллектив, количество экспонатов в планетарии, доблестный ветеран, ответственный секретарь, традиционный фестиваль, картинная галерея, юный пропагандист, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, ветреная погода, коллекционировать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.
Допишите 5 словосочетаний с такими же орфограммами.
Дополнительные задания.
— Разберите по составу прилагательные юный, старинные, пряная, гостиный.
— Укажите средства связи и виды подчинительной связи в словосочетаниях: профессионально комментировать, картинная галерея, количество экспонатов в планетарии.
(С р е д с т в а с в я з и: окончание, предлог, порядокслов.)
Синтаксический разбор предложений.
А на холмах ветер начисто срывах сухую листву, кружил ее и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца, листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
(К. Паустовский.)
Дополнительное задание (устно).
— Составьте предложения с данными словами (Запись на доске).
Вдали в дали(в дали степей)
вглубь в глубь(в глубь озера)
навекина веки(на веки веков остались)
вначалев начале(в начале тайма)
сначалас начала(начать с начала)
II. Блиц-опрос. Определите виды придаточных предложений (устно).
1) Ничто не нарушало отдалённо-гулкой тишины, что наступила вокруг. (А Фадеев.)
2) Я замолчал оттого, что глаза мои остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах. (И. Тургенев.)
3) Свежий ветер вдруг рванул в комнату, сдул улежавшуюся пыль так, что поднялся серый туман. (Б. Полевой.)
4) Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался лететь. (А. Куприн.)
5) Как ни жалко было Ленину мять траву, он въехал на луг. (Л. Толстой.)
Придаточное определительное.
Придаточное причины.
Придаточное образа действия.
Придаточное сравнительное
Придаточное уступительное.
III. Новый материал.
1. Частичная проверка домашнего задания — упражнение 128 (196).
— Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
В 1-м предложении сочинительной связью соединены простые предложения (сказуемые выражены разными наклонениями глагола), запятая перед союзом и ставится.
2. Упражнение 130 (199) — материал для наблюдения.
— Просмотрите теоретический материал на стр. 53—54 (86—87) (без примечания). Обратите внимание на нумерацию частей и терминов, выделенных разрядкой.
— Назовите виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.
(Обучение ознакомительному чтению.)
IV. Закрепление.
1. Упражнение 131 (201) (часть 1).
— Найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. (Предложения 1, 5.)
— Прочитайте теоретический материал о классификации таких предложений (стр. 53 (86), п. 1) и определите вид каждого придаточного.
(В пятом предложении придаточное первой степени — следствия, второй степени — изъяснительное, третьей степени — причины.)
2. Анализ предложений, записанных на доске (или примеров из учебника:Она сказала ему, что, если...)
Он сказал, что, если будет свободен вечером, придет к нам.
Он сказал, что если будет свободен вечером, то придёт кнам.
Учитель поясняет, что при последовательном подчинении могут оказаться рядом два союза (или союз и союзное слово). Запятая на стыке двух союзов ставится или не ставится в зависимости от следующих условий:
а) если изъятие придаточного предложения, оказавшегося после первого союза, не требует перестройки главного, то запятая ставится (первый пример);
б) если изъятие придаточного предложения, оказавшегося после союза, невозможно (при наличии второй части двойного союза то, так, но), то запятая на стыке союзов не ставится.
При объяснении учитель стирает с доски придаточную часть, ученики определяют, изменился ли смысл предложения.
Примеры для закрепления.
I вариант
1) Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. (М. Пришвин.)
2) Держалась она с таким достоинством, что, когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность привстать. (В. Короленко.)
II вариант
Упражнение 134 (204) — предложения 6, 7(5, 6).
Учащиеся составляют схемы записанных предложений.
Образец.
[... глаг.], (что (если...), то ...);
[... глаг.], (что, (куда...), ...).
3. Рассмотрите схему предложения (стр. 54(86), п. 3).
— Соотнесите конструкцию предложения с однородным подчинением с однородными членами в простом предложении.
(Придаточные тоже относятся к одному, общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению.)
Учитель сообщает, что знаки препинания ставятся так же, как при однородных членах предложения (учащиеся могут самостоятельно прочитать материал на стр. 54, п. 3).
4. Упражнение 131 (201). Найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. (Часть I — предложение 4; часть II — предложения 1, 3.)
5. Упражнение 132 (202) (устно).
6. Упражнение 133 (203) — редактирование предложений.
7. Совершенствование пунктуационных навыков — упражнения 134, 135 (204, 206) (или объяснительныйдиктант).
В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять. Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня; потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя...
(А. Чехов.)
— Каким настроением пронизав текст?
— Какие средства выразительности использует для этого автор?
(Лексические средства: подбор прилагательных-определений и наречий — тихая, тягучая, заунывная, странная, жалобно, слов состояния — больно, грустно, жалко; ощущение тревоги усиливает повтор союза то и отрицательной частицы не; синтаксические средства: сложные конструкции с однородными придаточными предложениями и однотипные предложения, содержащие перечисление, сравнения.Звукопись: слова с гласными а, у, о помогают представить звучание песни.)
Подведение итогов работы — чтение теоретического материала на стр. 54(87), п. 4.
— Какие виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными вы изучили?
Домашнее задание. Одно из упражнений по выбору учителя — 134, 135, 136.
Уроки 45—46. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения или публицистическое сочинение на морально-нравственную тему. (Упражнение 208)
См.: упражнения 164, 177, 224.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе. — М.: Просвещение, 1999. — С. 107—108.
Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку...