Две придут сами, третью приведут. (А. Пушкин )

Оксюморон (оксиморон) – троп, основанный на сочетании резко контрастных, антиномичных понятий, явлений или признаков.

«Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной». (А. Ахматова)

Олицетворение – троп, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость. (А. Пушкин)

Онегинская строфа – строфа из 14 стихов /трех катренов и заключительного двустишия/, написанных четырехстопным ямбом. Первый катрен – с перекрестной рифмой; во втором рифмуются смежные строки, в третьем – рифмы охватные; в заключительном двустишии – смежная рифма /АбАбВВггДееДжж/.

Охватные (кольцевые) рифмы – рифмы, расположенные через две строки, по схеме АББА.

Параллелизм – стилистическая фигура: тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф).

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, кабы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила.

Парные (смежные) рифмы – рифмы, стоящие рядом, по схеме ААББ.

Пентаметр – вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишены безударных слогов. Стих, написанный пентаметром, рассекается цезурой на полустишия, каждое из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога.

- È È / - È È / - // - È È / - È È / -

Мальчик от/цу помо/гал. // Отрок, о/ставь рыба/ка! (А. Пушкин)

Перенос (анжанбеман) – несовпадение синтаксического и ритмического деления, перенесение части фразы из одного стиха в другой.

Его зовут Алеко – он

Готов идти за мною всюду. (А. Пушкин)

Перекрестные рифмы – рифмы, расположенные через строку, по схеме АБАБ.

Перифраз – троп, основанный на замене названия предмета, явления описанием существенных его признаков.

Он в том покое поселился,

Где деревенский сторожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил. (А. Пушкин )

Пиррихий – вспомогательная стопа, состоящая из двух безударных слогов.

È È / È - / È È / È - /

Адми / ралтей / ская/ игла / (А.Пушкин)

Поэтика – 1) область теории литературы, изучающая звуковое, словесное и образное строение литературного текста. Различают поэтику общую (теоретическую), частную (описательную) и историческую; 2) целостная система художественных средств (образных, композиционных, сюжетных, ритмичных, речевых и др., определяющих своеобразие отдельного литературного произведения, всего творчества писателя, какого-либо жанра, целого литературного направления. Напр., поэтика «Сентиментального путешествия» Стерна, поэтика романов Достоевского, поэтика классицизма.

Предмет литературы – человек в его многообразных отношениях к миру.

Пролог – факультативный элемент сюжета: вступительная часть, предваряющая общий смысл, основные мотивы произведения или знакомящая читателя с теми событиями, которые предшествуют основному повествованию. Напр., «Вступление» в поэме Пушкина «Медный всадник».

Развязка – элемент сюжета: заключительный этап в развитии конфликта.

Реминисценция – напоминание, (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция может быть бессознательной, но нередко это содержательный прием, рассчитанный на память и ассоциации читателя :

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги. (И.Бродский)

Рефрен – стихи, повторяющиеся после каждой строфы или после определенного сочетания их.

Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста (звуковых, речевых, изобразительных и т.д.).

Ритмика – элемент стиха: ритмическая организация или система ритмических вариаций того или иного стихотворного размера, целого поэтического текста. Напр., ритмика пушкинского 4-стопного ямба, ритмика поэмы Есенина «Пугачев».

Рифма – созвучие клаузул.

Роды, виды, жанры литературные.

Род литературный – способ /тип/ высказывания, изображение человека в жизненном процессе, Основные роды: эпический, лирический, драматический, Род – ствол, от которого идут отпочкования – виды и жанры.

Вид – тип художественной структуры, характерный для группы литературных произведений, выделяющийся в пределах рода.

Виды лирических произведений: ода, стансы, элегия, послание, дума, эпиграмма, пейзажная миниатюра, любовная исповедь, песня, романс и др.

Виды эпических произведений: эпопея, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк, эссе, басня;

Виды драматических произведений: трагедия, комедия, драма, мелодрама, трагикомедия, водевиль, фарс.

Жанр – конкретизация вида: по тематике /роман воспитания, бытовая повесть/; по композиции /роман путешествия, сонет/; по методу исследования жизни /сатирическая новелла, романтическая поэма/ и др.

Соотнесенность терминов «род – вид – жанр» в современном литературоведении не является общепринятой. Иногда «жанр» рассматривают как более широкое понятие (род), а «вид» как его дополнительную характеристику.

Сарказм – едкая язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи.

(Ждущей смерти твоей с нетерпением). (Н.Некрасов)

Сатира – один из способов художественного отражения действительности, основанный на беспощадном осмеянии и обличении отрицательных явлений, раскрывающий их несообразность, внутреннюю несостоятельность. Напр., в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

Секстина – шестистрочная строфа, состоящая из четверостишия с перекрестной или кольцевой рифмовкой и парно зарифмованного двустишия /аБаБвв или АббАвв/, а также шестистишие с двумя тройками рифм /АбАбАб/.

Пример секстины:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне. (/А.Пушкин)

Силлабическая система) стихосложения(силлабика)система стихосложения, основу которой образует явление изосиллабизма (равносложности).

Страшно со львом любым брань есть совершати,

Или со медведем борьбу содевати. (С. Полоцкий)

Силлабо-тоническая система стихосложения (силлабо-тоника) – система, сочетающая принципы изотонизма и изосиллабизма, основанная на упорядочном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Символ – это о б р а з , обладающий всей предметной, изобразительной полнотой, и одновременно з н а к , и н о с к а з а н и е, указывающее на глубинные смысловые планы, «просвечивающие» через образ. Символ не может быть однозначно «расшифрован», смысл его многослоен и динамичен. Напр., символичны образы «вишневого сада» и «звука лопнувшей струны» в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Синекдоха – троп, основанный на перенесении значения с одного предмета на другой по количественному признаку: а) целое обозначается как часть или наоборот «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.Гоголь); б) единственное число употребляется вместо множественного или наоборот «И слышно было до рассвета, как ликовал «француз» (М.Лермонтов).

Сонет – твердая стихотворная форма, лирическое стихотворение из 14 строк, образующих два катрена (на 2 рифмы) и два терцета (на 2 или 3 рифмы). Напр., сонеты Ф.Петрарки, В.Шекспира, А.Пушкина и др.

Составная рифма – рифма, состоящая из двух или трех слов.

«тем горше нам – коршунам» (О.Мандельштам).

Спондей – два рядом стоящих ударных слога в ямбе и хорее: «Был день».

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Различают сравнения:

1) простые («щеки алые, словно маков цвет»);

2) степенные («чернее ночи»);

3) отрицательные –

Не тростник высок колышется,

Не дубравушки шумят,

Молодецкий посвист слышится,

Под ногой сучки трещат. (Н.Некрасов)

Стансы – лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший, объединенных одной темой, но одновременно обладающих относительной смысловой и композиционной законченностью. Напр., «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А.Пушкина.

Стилизация – воспроизведение существенных черт стиля, манеры какого-либо писателя, литературного направления.

Стиль (художественный) – это «закон художественной формы», сообщающий явлению ощутимую целостность, единство и колорит. Предстает как устойчивая система средств художественной выразительности, характеризующая творчество писателя ( «индивидуальный стиль»), отдельное произведение (стиль в узком смысле), целое литературное направление, художественную эпоху, национальную литературу («большой стиль»).

Стих – 1) художественная речь, фонетически расчлененная на короткие, соизмеримые, графически оформленные отрезки; противоположна прозе;

2) ритмическая единица, речевой отрезок данного ритмического строя. Стих обычно совпадает со строкой, но иногда пишется в несколько строк ( «лесенка» у Маяковского и др. поэтов ХХ в.).

Стопа – мера стихотворного ритма, состоящая из определенного количества слогов.

Строфа – группа стихов, скрепленных общей рифмовкой и интонацией.

Сюжет – динамика художественного целого; действие произведения во всей его полноте; художественно упорядоченная цепь изображенных событий, движений, жестов; способ исследования жизни и человека в развитии. Наиболее наглядно представлен в эпических и драматических произведениях как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера» (М.Горький).

Элементы классического (линейного) сюжета:

пролог; экспозиция, завязка /прямая, задержанная, обратная/; развитие действия (перипетии), кульминация; развязка действия; эпилог.

Тавтология – повторение тождественных по смыслу слов (плачет, слезами заливается).

Тактовик – неклассическая форма стиха, близкая тоническому стиху. Междуударный интервал колеблется от 0 до 2-х или от 1 до 3-х слогов.

Тема – проблемный жизненный материал, положенный в основу произведения.

Текст ( литературный) – лингвистически организованный художественный смысл. Литературный текст и литературное произведение – не одно и то же: литературное произведение – это текст в индивидуальном читательском восприятии.

Терцет – строфа, состоящая из трех стихов. Два терцета заканчивают сонет.

Терцина – вид трехстишия. Строится по принципу «бесконечной цепи» так, что средняя строка каждой терцины рифмуется с двумя крайними строками следующей терцины. Схема: АБА/БВБ/ВГВ. Терцинами написаны «Божественная комедия» Данте, стихотворение Пушкина «В начале жизни школу помню я…»

Тетралогия – четыре литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Пряслины» Ф.Абрамова.

Тоническая система стихосложения (/тоника) –система, основу которой образует явление изотонизма (равноударности). Количество безударных слогов между ударными произвольно, т.е. междуударный интервал – не фиксированный (0/8).

Точная рифма – полное совпадение рифмующихся звуков.

Нам – волнам.

Трилогия – три литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Живые и мертвые» К.Симонова.

Триолет – стихотворение, состоящее из восьми стихов на две рифмы по схеме: Аб бАбА Аб. Кроме того, здесь четвертый и седьмой стих полностью повторяют первый, а восьмой – второй; твердая стихотворная форма.

Твой лик загадочный и нежный

Как отраженье в глубине,

Явился медленно ко мне.

Твой лик загадочный и нежный

Возник в моем тревожном сне.

Встречаю призрак неизбежный:

Твой лик загадочный и нежный,

Как отраженье в глубине. (В.Брюсов)

Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном смысле (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, перифраз, оксюморон и др.).

Фабула – событийный «костяк», схема сюжета; объективная последовательность событий в их причинно-следственной, хронологической связи.

Фигуры (стилистические или синтаксические) – поэтический синтаксис; обороты речи, отступающие от норм речевой естественности (антитеза, анафора, инверсия, риторический вопрос, параллелизм, градация и др.).

Фоника – звуковая организация поэтической речи. Включает в себя 1) все явления звуковых повторов (аллитерацию, ассонанс, анафору, эпифору), 2) звукопись, 3) рифму.

Холостые стихи – стихи, не имеющие рифмованной пары.

Во Францию два гренадера

Из русского плена брели,

И оба душой приуныли

Дойдя до немецкой земли. (Г.Гейне)

Хорей – двусложная стопа , в которой ударение падает на первый слог.

- È / - È / - È / - È /

Мчатся / тучи, / вьются / тучи. / (А.Пушкин)

Художественное время и художественное пространство – важнейшие характеристики образа, обеспечивающие целостное восприятие художественной картины мира и организующие композицию произведения. Пространственно-временные модели обладают ценностной, символико-идеологической, эмоционально-психологической содержательностью (как исторически закрепленной, так и создаваемой в индивидуальных художественных системах.

Художественное содержание – жизненный материал, «пропущенный» сквозь мысли, чувства, волю, идеалы писателя и воплотившийся в определенной художественной форме.

Художественная форма – способ существования художественного содержания; единство и взаимодействие художественных образов.

Цезура – особый вид паузы. Малая цезура отделяет в стихе одно слово от другого; большая цезура делит стих на полустишия.

1). Минувшее / проходит предо мною. (А.Пушкин)

2). Урну с водой уронив, // об утес ее дева разбила. (А./Пушкин)

Эвфемизм – фигура, представляющая собой замену грубых или резких слов, выражений более мягкими, как бы устраняющими остроту истинного смысла. У Шекспира: «Крадет – экое глупое слово; мудрый человек сказал бы – перемещает».

Экспозиция – исходная часть (элемент) сюжета, изображение общественной среды, бытовой обстановки и психологической ситуации, в которой складывались характеры действующих лиц, или исторических условий, в которых развиваются события. Экспозиция может быть: прямой – предваряющей события; задержанной – когда дается после завязки; обратной – если располагается в финале произведения.

Элегия – лирический жанр, стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, скорбь. Напр., "Элегия" («Безумных лет угасшее веселье…») А. Пушкина.

Эпилог – заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе персонажей через значительный промежуток времени после развязки.

Эпитет – троп, художественное определение. Может быть выражен

1) существительным (старуха – зима);

2) прилагательным (седые туманы);

3)наречием («ты любишь горестно и трудно, а сердце женское – шутя»),

4) деепричастием ( «их ведет, грозя очами, командир седой»);

5) причастием ( «замирающий звук»).

Эпифора – фигура, повторение в конце нескольких стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.Блок)

Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге.

È - / È - / È - / È - /

Пора! / Пора! / Рога / трубят!../ (А.Пушкин)

Наши рекомендации