Особенности редактирования научно-популярной литературы

Научно-популярные издания предназначены читателю — неспециалисту в данной области знания, поэтому для них характерна простота изложения. Под простотой следует понимать необходимость писать ясно и понятно дл аудитории, к которой обращено произведение. Это требование влияет на систему изложения, подбор фактического материала и приемы его объяснения, композицию, язык и стиль книги. Простота изложения, доступность читателю — важнейшее требование, которое предъявляется при подготовке научно-популярного произведения к печати.

Приступая к редактированию научно-популярного произведения, редактор должен обратить внимание, насколько оно глубоко отражает информацию о последних достижениях данной науки. При этом надо добиваться, чтобы система понятий и законов данной науки была изложена, не искажая их сущности. Вслед за автором редактор обязан осмыслить фактический материал — насколько он доказателен, убедителен. Всё лишнее, надуманное, не связанное с доказательством выдвигаемого тезиса вычеркивается. Чтобы вызвать интерес к книге популярного характера, автор и редактор должны позаботиться о том, чтобы она была занимательна от начала до конца. Занимательность — форма подачи материала и содержание. Эти две стороны произведения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Язык научно-популярной литературы — часть литературного языка в широком смысле. Он должен учитывать язык классиков художественной литературы и язык учёных — пропагандистов научных знаний. Язык научно-популярных книг не может содержать отступлений от грамматики и должен удовлетворять трем требованиям: обладать точностью языка научной литературы, яркостью художественной литературы и быть понятным читателям, на внимание которых рассчитано произведение. Простота изложения достигается стремлением приблизить язык научно-популярной литературы к общеупотребляемому, всем понятному.

Говоря о языке научно-популярной лит-ры, след особо остановиться на употр терминов. Их употр имеет много преимуществ: позволяет обозначить понятие точно и кратко, облегчает чтение специальных руководств и пособий. Но неправильно думать, что любой термин обогащает язык читателя, придаёт научность тексту. Установление сферы употребления терминов и осторожность при введении узкоспециальных обозначений в значительной мере определяют простоту, доступность популярной литературы. Редактору нужно руководствоваться: 1) оправдано ли употребление терминов; 2) следует вводить лишь те новые термины, без которых обойтись невозможно; 3) следует расшифровывать их значение. Задача редактора вместе с автором состоит в том, чтобы при издании научно-популярной книги были обеспечены простота изложения, доступность читателю, новизна информации, занимательность изложения, языковая и стилистическая грамотность.




30. Понятие «справочная литература»

Справочная литература — это совокупность произв-ий, содержащих и систематизирующих разнообразные фактические данные. В отличие от др. видов лит-ры она не предназначена для сплошного чтения, ее основное назначение связано с быстрым наведением справки по тому или иному вопр.

Сегодня практически в каждом белорусском издательстве издаете такая литература. Главная задача всех справочников — представить читателю необходимые сведения в максимально короткие сроки и в сжатом виде.

В справочнике прежде всего должна быть достигнута полнота фактического материала. Она определяется отбором данных в каждой конкретном издании в зависимости от его целевого назначения и читательского адреса. Показателем включения тех или иных сведений в справочную книгу служит их научная и практическая значимость.

Второй критерий, характеризующий качество справочного изда­ния, —удобопоисковость. Расположение материала должно доставить чит-лю удобный доступ к инф-ции. Именно поэтому алфавитное расположение материала в спр-ых пособиях получили наиб. распространение. Удобство поиска инф-ии диктует и особые требования к тексту. Здесь необходимо сказать о достаточном для данного издания количестве спр-ых или словарных статей — основных структурных единиц спр-ого пособия; отметить специфический язык и стиль изложения (лаконизм насыщенность терминами, наличие таблиц и формул и т. п.), отвечающую науч. терминологии в данной предметной области формулировку заголовка статьи; системное изложение материала (прежде всего аналогичное построение и примерно равный объем равнозначных статей, несущих одинаковую инф-ную нагрузку); наличие ссылок и отсылок, связывающих тематически близкие, но лексически разные понятия. Спр-ое пособие можно считать удобным для поиска, если чит-ель на­ходит нужные сведения с первого, второго или, в крайнем случае, третьего раза.

Третьим критерием оценки справочного издания является культураего исполнения, существенными элементами которой следует назвать: выбор шрифтов, удобный формат, качество бумаги и переплетных материалов; характер иллюстраций, таблиц, выделений в тексте и т. п.

Обязательным компонентом издательской культуры являются пристатейные библиографические списки, вспомогательные указатели, предисловия, правила пользования и другие элементы справочного аппарата, позволяющие ускорить поиск необходимых сведений.

Наиболее существенным из названных критериев является полнота справочного издания. Она определяет характер представленной инфор­мации, ее соответствие читательскому и целевому назначению, науч­ность, степень апробированности материала, необходимость и доста­точность приведенных справочных данных.

52 Понятие «учебная литература»

Учитывая большую потреб-ть в учеб лит-ре, планируется выпуск в изд-ах "Народ асвета", "Выш школа" и во мн. др. Учеб. книга занимает одно из ведущих мест в системе книгоиздания. Учеб. лит-ра — это комплекс изд-ий, содержащих сведения науч. или прикладного хар-ра, изложенных в форме, удобной для преподавания и изучения.

Учеб. книга выполняет три соц. функции: обучение определенному предмету, дисциплине; воспитание, нравственное развитие; формирование мыслительной, интеллектуальной деятельности личности. Учеб. изд. имеют гриф Министерства образования, какого-то другого министерства или Научно-методического центра учебной книги и средств обучения с указанием предмета и читат-ого адреса. Но могут быть и без грифа. Особенно много пособий без грифа для поступ-их в вузы, средние спец. учеб. заведения.Вся учеб. лит-ра может быть сист-на в завис-ти от читат-го адреса и от целевой направленности. По чит. адресу делится на: изд. для обучения общеобраз-ого, профессионально-технич., среднего спец. (очного и заочного), высшего (очного и заочного), для педагог-го персонала (включая воспитателей детских садиков), для поступ-их в средние спец. и высш. учеб. заведения. Чит. адрес обусловливает не только объем учеб. изд., но и стиль подачи текста, художественно-техническое оформление, даже гарнитуру и кегель шрифта. По целевой направленности учебная литература делится на:

1. Учебник — учеб. изд., которое содержит систем-ое изложение учеб. дисциплины. Он должен быть написан в соотв-ии с программой по данному курсу. Учеб. программа определяет содержание, а также порядок изучения опред-ой дисциплины, ее разделов, частей. Вторая особенность учебника — быть стабильным. Стабильность учеб-ка вызывается прежде всего необходимостью давать одинаковую сумму знаний (единство подготовки) как в обще-образовательной школе, так и в высших учеб. заведениях по каждой спец-ти. Частая смена учебников кроме морального ущерба влечет за собой и большие материальные потери. Однако новые положения в науке, а также в технике и технологии вызывают необх-ть вносить изм-ия или даже перерабатывать тот или иной учебник.

2. Учебное пособие — учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник. Оно даже полностью может заменять учеб­ник, если такого нет по конкретной дисциплине. Учебное пособие предна­значено для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, пре­дусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. Учеб. пособия отличаются от учебников меньшей системностью. Они выполняют прежде всего развивающие, воспитательные, закреп­ляющие функции.

Разновидностью учебных пособий являются хрестоматии. Хре­стоматии содержат литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Обычно учебные пособия подразделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным учебным пособиям относятся хрестоматии, а также практикумы, в которых содержатся практич. упражнения и задания; комплексы карт по истории и географии; адаптированные тексты на иностранных языках.

3. Учебно-методические — это, с одной стороны, учебные издания, которые содержат материалы по методике преподавания учеб. дисциплины или по методике воспитания, предназначенные преподавательскому составу или воспитателям, а с др.стороны это методические рекомендации, широко распростр-ые в системе заочного обучения в высших учеб. заведениях. Основная задача таких изданий — изложить методику самостоятельной работы над материалом, объяснить задачи данного учебного предмета, курса, методические и дидактические принципы учебника.

29 Работа редактора над справочным аппаратом в научно-техн. литературе

Удачно разработанный справочный аппарат создаёт необходимые условия для работы с научно-технической книгой, позволяет читателю быстро ориентироваться в её содержании, повышает эффективность издания. Нередко справочный аппарат даёт возможность сократить объём основного текста за счёт рационального распределения избыточной информации между элементами сопроводительного характера.

Важн частью справ аппарата явл аннотация. Одним из обязательных элементов справочного аппарата является внутрикнижная библиография: библиографические ссылки и библиографические списки. В отличие от общественно-политической литературы (используются внутритекстовые и подстрочные ссылки), в научно-технической литературе используются затекстовые ссылки, т. е. цитата или ссылка на произведение обозначается номером, который соответствует порядковому номеру списка литературы. Наряду с библиограф ссылками в науч-техн лит-ре присутствуют прикнижные списки лит. В задачу ред входит оценка их соответствия виду и типу издания, анализ с точки зрения полноты отражения лит вопроса, унификация библиограф описаний источников и проверка их правильности. Списки литературы бывают: – рекомендательные; – информирующие; – дополняющие; – персональные.

К элементам справ аппарата относ предисловие, вступ статья, послесловие. Они призваны расширить сведения читателя о задачах издания, его специфике, помочь рационально использовать публикуемую научную информацию. Также в научно-технической литературе широко представлены примечания и комментарии. Они помещаются как в тексте, так и в постраничных сносках или после произведения в целом. Примечания позволяют уточнить или пояснить научные факты.

Обязат эл-ом всякого науч-техн издания явл указатель. Выделяют несколько видов указателей. Чаще всего встречаются предметные. Указатель состоит из собранных в определенном порядке сведений, содержащихся в различных фрагментах произведения. Указатель даёт представление об информац структуре текста и выступает своеобразным поисковым аппаратом научного документа. В качестве справ аппарата исп-ся приложение. В нём помещаются описания опытов и экспериментов, чертежи аппаратуры. Обязательным элементом научно-технической книги является оглавление или содержание. Традиционно его располагают в конце издания, но многие исследователи настоятельно рекомендуют помещать в содержание в начале издания, что даёт читателю возможность сразу получить общее представление об издании и выборочно ознакомиться с наиболее важными его разделами. Работа редактора над содержанием и оглавление сводится к проверке правильности его состояния, т. е. все ли рубрики отражены, правильно ли приведены названия разделов, глав, параграфов, точно ли отражена соподчинённость рубрик.


Наши рекомендации