Вопрос 5.Проблема истинности и устойчивости воспоминаний
Память является продуктивным процессом, но при этом наши воспоминания сильно подвержены манипуляции, проявляющейся в том, что есть расхождения между реальными характеристиками события и нашими воспоминаниями о нем.
Первыми, кто установил неточность воспоминаний были: Бинэ, Штерн, Фрейд, Мюнстерберг, Кони.
Целенаправленное экспериментальное изучение истинности и устойчивости воспоминаний пришлось на последние годы двадцатого века. Сформировалось новое направление - корреспондентный подход, представители которого развивают методологию экологической психологии памяти.
Расхождения между реальными событиями и воспоминаниями могут в себя включать:
1. потеря доступа к информации о событиях;
2. ошибки времени;
3. конфабуляция;
4. искажение значения события;
5. контаминации (перепутывание фрагментов);
6. ошибки в установлении источника информации.
1.Потеря доступа к информации о событии.
Эксперимент Элизабет Лофтус о знаке «стоп»
Участвовали 150 испытуемых, которые смотрели минутный видеоролик. Сюжет: пять автомашин столкнулись на перекрестке из-за того, что водитель первой проигнорировал сигнал «стоп». Затем испытуемым дали анкеты двух видов, которые отличались одним вопросом:
1-я группа: Как быстро первая машина проехала мимо сигнала «стоп»?
2-я группа: Как быстро ехала первая машина до того, как она повернула направо(хотя она не поворачивала).
Затем было много вопросов, а в конце главный вопрос : Видели ли вы сигнал «стоп» на видео.
Результат: Из первой группы сказали, что видели 70 %, а из второй- 30%.
Вывод: необходимо правильно задавать вопрос о воспоминании.
2.Ошибки времени: факты обыденной жизни. Время, наполненное разнообразными и интересными событиями, проходит быстрее, но кажется долгим при воспоминании. При этом незаполненное событиями время тянется долго, но оказывается коротким в ретроспекции.
3.Исследования конфабуляции.
Конфабуляция (эффект веера): чем больше фактов мы знаем о явлении, тем сильнее мы подвержены искажению воспоминания. Эффект веера заключается в том, что, во – первых, сведения, содержащиеся в памяти до заучивания материала, влияют на процессы запоминания, во – вторых, вновь заученный материал осложняет доступ к уже хранящемуся в памяти.В основе эффекта веера лежат два механизма:
1)механизм проспективного означивания ( это влияние имеющихся знаний на запоминание материала)
Эксперимент Р.Салина и Д.Дулинга на проспективное означивание материала в момент фиксации
Две группы испытуемых. Зачитывается одинаковый рассказ с разным названием:
1 группа - «потребность Кэрол Хэррис в профессиональной помощи»;
2 группа - «потребность Элен Келлер в профессиональной помощи» (знаменитая слепоглухонемая).
Спустя неделю проводился тест на узнавание. Задавался вопрос: была ли в тексте фраза « она была слепо-глухо-немой».
Результат: 1 группа сказали, что да (была такая фраза) - 5 %, 2 группа – 65%.
2)механизм ретроспективного означивания (искажающая информация дается после запоминания)
Эксперимент Кармайкла
Испытуемым предлагался набор из двенадцати рисунков, каждый из которых мог быть воспроизведен неоднозначно; например, может восприниматься как очки или как гантели. Испытуемым говорили, что сначала им будут показывать двенадцать рисунков, а затем они должны будут воспроизвести эти рисунки как можно точнее. Каждому рисунку по предъявлении давалось название — например, приведенный выше рисунок в одних случаях назывался "очки", а в других — "гантели". В результате у испытуемых наблюдалась тенденция воспроизводить рисунки так, чтобы они лучше соответствовали их словесному описанию. Например, рисунок воспроизводился примерно следующим образом: — испытуемыми первой группы и приблизительно так: — испытуемыми второй группы. Очевидно, при выполнении подобного задания испытуемым легче хранить в памяти 12 словесных описаний и создавать образы в соответствии с этими описаниями, чем хранить в памяти сами 12 изображений.
Запоминание реально происходивших событий, конечно, также подвергается изменениям, вызванным словесной формой кодирования. Это особенно четко проявляется на примере слухов, где, очевидно, запоминание событий в словесной форме изменяется со временем под влиянием стереотипов и экспектаций. Этот феномен может быть воспроизведен и в лабораторных условиях, в экспериментах, где задачей испытуемых является передача некоторого описания или истории друг другу, как в старой игре в "телефон".
Какого рода изменения происходят с хранящимися в памяти историями и событиями? Во-первых, уравнивание; многие события выпадают из памяти, история приобретает более короткий и схематичный вид. Но в то же время происходит уточнение: некоторые детали вдруг приобретают особую отчетливость и всегда повторяются при пересказе. И, наконец, ассимиляция в соответствии с некоторой схемой, или стереотипом, или экспектациями. В известной мере мы запоминаем события так, как нам этого хочется; то, что мы запомнили, часто изменяется в соответствии с нашими предубеждениями или желаниями и становится, таким образом, более достоверным или приемлемым для нас.
Эксперимент Московича на изучение конформизма
Группа из шести испытуемых, где двое помощники экспериментатора. Им демонстрировали слайды разных оттенков голубого цвета. Эти двое заявляли, что это зеленый цвет. Через некоторое время, остальные четверо хотя бы раз согласились ,что это зеленый, и в ходе опроса после показа большинство сказали, что им предъявлялись разные оттенки зеленого.
Вопрос: они реально вспоминают зеленый или просто соглашаются?
Провели дополнительную серию на проверку реальности искажений воспоминаний. Им демонстрировали серию из 5 голубых слайдов.
Задача: назвать цвет слайда и цвет послеобраза(последний должен был быть желтым).
Сначала каждый испытуемый выполнял задание в одиночку, все было правильно (синий – желтый).
Затем их ставили в разные условия:
1) одну группу помещали в ситуацию давления большинства;
2) другую в ситуации давления меньшинства.
В обоих случаях помощники настаивали, что слайды зеленые. В обоих случаях часть испытуемых соглашалась, но…послеобразы отличались. Оказалось, те, что изменили свое мнение под давлением большинства, называли неправильный цвет слайда (зеленый), но правильный послеобраз (желтый), те, которые изменили мнение под влиянием меньшинства называли неверный цвет слайда (зеленый) и неверный послеобраз (красный).
Эксперимент Д.Доулинга и Р.Кристеансена
Вместо проспективного означивания в эксперименте про Элен Келлер вводилось ретроспективное означивание: перед опросом испытуемым говорили: «Неделю назад вы прслушали историю про Элен Келлер. Утверждалось ли там, что она была слепоглухонемой?». Эффект веера сохранялся, хотя и был менее выражен.
3)механизм косвенного ретроспективного означивания материала, которое происходит под воздействием скрытых инструкций и замаскированных утверждений
Эксперимент Э.Лофтус
40 испытуемых смотрели трехминутный ролик из фильма «Дневник студенческой революции». В нем 8 студентов громили университетскую аудиторию. Затем они получали опросник, который отличался вопросом
1 группа: «Был ли лидер 4-х бунтавщиков, которые ворвались в аудиторию мужчиной?»
2 группа: «Был ли лидер 12-ти бунтавщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?»
Через неделю их снова опрашивали и спрашивали: «Сколько всего бунтавщиков было?».
Результат : 1 группа говорила, что их было 6,4.
2 группа говорила, что их было 8, 10.
4.Ошибки в установлении источника информации: человек воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации.
Эксперимент Л.Якоби
Испытуемым предъявляли список имен, который включал имена как известных, так и вымышленных персонажей. На следующий день выборочное предъявление имен из списка сопровождалось вопросом: «Принадлежат ли эти имена знаменитым людям?». Испытуемые имели тенденцию опознавать случайные имена, как знаменитые, то есть они уже слышали эти имена, но не помнили где.