Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59)

Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59)

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные:проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы 1. http://festival.1september.ru/articles/595157/ 2. http://pedsovet.su/load/143-1-0-7340
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор: шляпа

Ресурсный материал к уроку

КРОССВОРД

Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59) - student2.ru

1. Глаза – на рогах, а домик – на спине. (Улитка.) 2. Идет с бархана на бархан Двугорбый желтый великан. Нести поклажу – тяжкий труд – В пустыне может лишь… (верблюд).
3. Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка.) 4. Пришла из лесу Птичница в рыжей шубке – Кур посчитать. (Лиса.)
5. Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук.) 6. Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан.)
7. Прилетела на базар, Громко всем сказала: «Кар! Пусть я в школе не учена, Но умна, ведь я – … (ворона)». 8. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.)
9. С ветки на ветку могу я летать Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать. (Белка.)  

ТЕКСТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О М. ПРИШВИНЕ

1-я группа. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там Пришвин окончил университет, стал агрономом. Собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

2-я группа. …Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

3-я группа. «Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо».

4-я группа. «Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом».

ТЕСТ

1. Мать угостила меня… а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе… а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю… а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца… а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. Я прочитал(а)… а) сказку; б) рассказ; в) очерк. 6. Пришвина зовут… а) Михаил Михайлович; б) Михаил Максимович; в) Максим Михайлович.

СХЕМА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Урок 62. О братьях наших меньших. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
(учебник, с. 60–67; рабочая тетрадь, с. 66–67)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план Метапредметные: познавательные:анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ

И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.

Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.

СХЕМА СКАЗКИ

Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59) - student2.ru

КРОССВОРД

1 1. Перелетные птицы. (Журавли.) 2. Животные, залегающие на зиму в спячку. (Ежи.) 3. Время года, когда рождаются листопаднички. (Осень.) 4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» родились зайчата. (Болото.) 5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам. (Бобры.) 6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды. (Плотина.) 7. Жилище бобров. (Хатка.) 8. Враг бобров. (Выдра.) 9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»? (Рыбина.) 10. Растение, веточками которого питаются бобры. (Ива.) 11. Листопадничек – это… (зайчонок). 12. Лакомство зайцев. (Репка.) 13. Произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» – это… (сказка).
4 9
11
2 8
3 5 7 12 13
6 10

ТЕСТ

1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?

а) Мать-зайчиха;

б) седой Бобр;

в) выдра.

2. Как называется в хатке бобров место хранения корма?

а) Кладовая;

б) плотина;

в) нора.

3. У старой зайчихи на болоте родились…

а) Три маленьких зайчонка;

б) два маленьких зайчонка;

в) четыре маленьких зайчонка.

4. Этот незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.

а) Жадная росомаха;

б) разбойница-выдра;

в) злая рысь.

5. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?

а) Беляками;

б) русаками;

в) листопадничками.

6. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?

а) Чтобы поиграть в лесу;

б) искать журавлиные теплые страны;

в) ходить по плотине.

7. Для кого стал нянькой маленький зайчонок?

а) Для долговязых журавлят;

б) маленьких зайчат;

в) пушистых бобряток.

8. Какие звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок?

а) Бобры;

б) лисицы;

в) выдры.

9. А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку…

а) Лапки;

б) хвостик;

в) ушки.

10. Выход из бобровой хатки один – …

а) Под водою;

б) на болоте;

в) в уголке на сене.

11. Бобровое кушанье – это…

а) Репка;

б) рыбина;

в) ивовая и осиновая кора.

12. Сколько в бобровой хатке этажей?

а) Два;

б) три;

в) четыре.

Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59) - student2.ru

Урок 63. Верность и преданность. В. И. Белов «Малька провинилась»
(учебник, с. 68–70; рабочая тетрадь, с. 68)

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для формирования умений выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; обучения определению жанра и темы литературного произведения; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

КАРТОЧКИ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ

1. С какой целью Листопадничек согласился жить в бобровой хатке? Выбери правильный вариант ответа: а) Обиделся на маму. б) Боялся замерзнуть. в) Хотел научиться плавать. г) Хотел стать взрослым. 2. Вставь подходящее слово из текста. Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке). Остался Листопадничек в бобровой (хатке). Любят (бобры) чистоту и порядок. За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок. Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери). Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

Урок 64. В. И. Белов «Еще про Мальку»
(учебник, с. 70–72)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру
Планируемые результаты
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы Личностные: предлагают собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова, выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

ФИЛВОРД СЛОВАРЬ ЧУВСТВ

Урок 85. Н. Н. Носов «Живая шляпа» (с. 54–59) - student2.ru

ТЕСТ

1. Как автор и рассказчик называет Мальку?

а) Матушка; б) верная мамаша; в) животное.

2. Два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой, называют…

а) Лава; б) плесо; в) верши.

3. За что Лидия ругала Мальку?

а) Что та принесла двух щенят; б) что та уши выставила; в) что одного щенка забрал тракторист.

4. В какое время года Малька родила кутят?

а) Весной; б) зимой; в) летом.

5. За ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плесо заполнило всю низину.

а) Это ледоход; б) это наводнение; в) это половодье.

6. Где беспомощно барахтались два крохотных кутенка?

а) В воде; б) в старой шапке-ушанке; в) в избе.

7. Как Федя называл щенка Мальки?

а) «Ох, блудня! Ну погоди!» б) «Дитятко»; в) «Дурак, большой обормот».

8. А где же лава?

а) Подняло и водой унесло; б) ступила в воду и поплыла; в) плыла наперерез струям.

9. Что Федя в рассказе В. Белова поставил поперек течения и подправил веслом?

а) Шапку; б) лодку; в) дощечку.

10. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой ________ и холодной ______!

а) Лавы и избы; б) реки и воды; в) воды и реки.

11. Куда Малька каждый день бегает?

а) За реку в соседнюю деревню; б) на соседнюю улицу к Феде; в) погулять у реки.

Урок 65. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением В. В. Бианки «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента Личностные: самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

– Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов».

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О МЫШКЕ-МАЛЮТКЕ

«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. В естественных условиях они встречаются на территории от Пиренейского полуострова до Тихого океана. Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами, среди пойменных кустарников. Летом устраивают из растительных волокон шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела едва достигает 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых особей окраска шерсти тусклая, коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая.

Мышь-малютка окрашена ярче и разнообразнее других видов. Это изящное и симпатичное животное легко привыкает к новым условиям жизни, при этом ведет себя спокойно и миролюбиво. Для грызунов этого вида требуется просторная клетка, чтобы они могли свободно передвигаться и лазать. В рацион мышей-малюток должны быть включены насекомые и другие беспозвоночные, а также свежая зелень и зерновые корма».

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Ребята пускали по реке лодочки? (–)

2. Брат делал их из бумаги. (–)

3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+)

4. Мышонок был один и жил под камнем. (–)

5. Он был серого цвета. (+)

6. Это был дикий мышонок. (+)

7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (+)

8. Ребята решили убить мышонка. (–)

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?

а) Сказал мальчик; б) закричала сестренка; в) объяснил брат.

2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?

а) Рыболов-скопа; б) мышонок Пик; в) сорокопут-жулан.

3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.

а) Змея; б) скопа; в) щука.

4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.

а) Красивая птичка с розовой грудью;

б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

в) пучеглазый маленький лягушонок.

5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.

а) Колосок; б) молоко мыши-матери; в) теплый сок.

6. Что помогало мышонку отлично лазать?

а) Розовый ротик; б) хвост; в) ушко в крови.

7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?

а) Это сорокопут-жулан; б) это рыболов-скопа; в) большие белые чайки.

8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?

а) Хитрый «соловей-разбойник»; б) большие белые чайки; в) мыши.

9. Что понадобилось на самый большой кораблик?

а) длинная мачта; б) паруса из тряпочек; в) твердая кора.

10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.

а) наводнение; б) землетрясение; в) кораблекрушение.

11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.

а) его голую скользкую кожу;

б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

в) стадо перепуганных лягушат.

12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.

а) рыболов-скопа; б) «соловей-разбойник»; в) жулан.

Урок 67. Б. С. Житков «Про обезьянку»
(учебник, с. 83–97; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Б. С. Житкова «Про обезьянку»; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям Личностные: осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. Житкова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вставьте пропущенные слова.

«Его разбудила ______________ песня. Пик выглянул из-под корней и увидел у себя над головой_________________ птичку с _____________грудью, ______________головкой и __________________________спинкой. Мышонку сразу понравилась ее _________________ песня. Ему захотелось послушать певичку поближе. Он полез к ней по кусту. Певчие птицы никогда не трогали Пика, и он их не боялся. А эта птичка и ростом была немного крупнее воробья…»

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ О МАКАКАХ

Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Их густая шерсть окрашена в серо-коричневый цвет, однако порою бывает и черной. На продолговатой морде волосяной покров отсутствует. У некоторых видов на голове имеются заметные «шапки» либо своеобразные бороды. Важным отличительным признаком является длина хвоста: у маготов он полностью отсутствует, у некоторых видов он куцый, а у остальных почти такой же длинный, как все туловище. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. Самцы в среднем в два раза тяжелее самок.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Б. ЖИТКОВЕ

Борис Степанович Житков (1882–1938) – писатель, путешественник.

Писатель родился 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.

После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Борис Степанович Житков испробовал множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.

Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Так он начал со своими познаниями и впечатлениями от путешествий знакомить всех. Борисом Житковым было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998). Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.

Урок 68. Б. С. Житков «Про обезьянку»
(учебник, с. 83–97; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Б. С. Житкова «Про обезьянку»; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. Житкова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. У какой обезьянки нет хвоста?

а) У павиана; б) у игрунка; в) у макаки.

2. За что папа рассердился на Яшку?

а) Яшка обрывал цветы, что стояли у нас на окнах.

б) Яшка на занавесках качается.

в) Катался на дверях, как на каруселях.

3. Ему очень нравилось греться около лампы. Он дремал, ______________, глядя, как я тыкаю пером в чернила.

а) как старичок на солнышке;

б) совсем как ребеночек;

в) как игрушечный человек.

4. Яшка долго злился на отца. Из-за чего примирился Яшка с папой?

а) Из-за изюма; б) сахара; в) конфет.

5. Яшка становился очень ласковым, залезал на плечи и начинал в голове искать.

а) Это значит – он вас уж очень любит.

б) Вот и ребеночек!

в) Всю прическу маме осадил.

6. Яшка поймал _________, повертел – прыг на колени к даме и стал ________ на зуб пробовать.

а) Яблоко; б) зеркальце; в) портсигар.

7. Как звали рыжего пса?

а) Яков; б) Барбос; в) Каштан.

8. Сажа летает по комнате, а он сидит и рычит на ___________.

а) лампу; б) собаку; в) страшного зверя.

9. А _____________ ему так понравилась, что он стал орать, чтоб ему еще дали. Его запеленали и три дня не пускали на двор.

а) Известка; б) касторка; в) штукатурка.

10. Кто стал врагом Яшки?

а) Кот; б) пес; в) дама.

11. И раз так на дворе ________ наелся, что еле-еле его отходили. Яшка стонал, на глазах слезы, и на всех капризно смотрел.

а) Объедками; б) чаю с сахаром; в) изюму.

12. Как не стало Яшки в доме, я видел, что ____________________, хоть признаваться и не хотели.

а) Все немного скучали;

б) Яков стал царем во дворе;

в) Яшка ожил и еще больше проказил.

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОЕЗД»

Цель: оценка содержания урока.

Содержание: на парте перед каждым ребенком два жетона-смайлика: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске – поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают поместить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» – в тот, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

Урок 69. в. п. астафьев «капалуха». герои произведения
(учебник, с. 98–102; рабочая тетрадь, с. 70)

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением В. П. Астафьев «Капалуха»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции Личностные: применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения
Образов ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Ресурсный материал к уроку

КРОССВОРД

Наши рекомендации

        1         1. В воде купался, А сух остался. (Гусь.) 2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.) 3. Не ц