Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Шляпа – лучший друг на свете, Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность   Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка Н. Н. Носов «Затейники».     К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет – Ты живая или нет? – Прочитайте стихотворение медленно, вполголоса; быстро на выдохе; с радостным настроением; обиженно Пересказывают по плану.   Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуще-ствляют смысловое чтение в соответствии с целями и задачами, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; активно используют речевые средства для решения учебных задач; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка темы, цели урока   – По прочитанным стихотворениям определите название рассказа Прогнозируют название рассказа Фрон-тальная Устные ответы
IV. Работа по теме урока 1. Словарная работа.   2. Чтение учителем, прогнозирование развития сюжета Комод– низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть – ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Читают учитель и хорошо читающие дети. В ходе чтения учитель делает остановки. Читают 1-ю часть (до слов «увидели возле комода шляпу»). – Что произойдет дальше? Читают 2-ю часть (до слов «Вовка за ним»). – Как далее будут развиваться события? – Что шляпа будет делать в дальнейшем? – Смогут ли ребята преодолеть свой страх? Читают 3-ю часть (до слов «Ну, пойди посмотри»). – Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель? – Как далее будут развиваться события? – Возвратятся ли ребята в комнату? – Как будут защищаться, если шляпа набросится на них? Читают 4-ю часть (до слов «шляпа как подскочит кверху»). – Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы? Рассказывает о событиях 5-й части Объясняют значение слов с помощью словаря.     Следят по тексту. Думают над тем, как дальше будут развиваться события, отвечают на вопросы Фронтальная Работа со словарной статьей.     Выполненные задания, устные ответы
Физкультминутка См. Приложение Выполняют упражнения Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу Выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий Анализ произведения, выборочное чтение – Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков? – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста. – А читатели? – Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? – Какие они были по характеру? – Что же испугало мальчиков? – Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. – Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно? – Как можно побороть свой страх? – Определите идею (главную мысль рассказа). – Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу? – Найдите слова, характеризующие их поведение. – Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? – Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение? Прочитаем диалог на кухне. – Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? – Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? – Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? – Как автор относится к своим героям? – Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? • Волков бояться – в лес не ходить. • Семь раз отмерь – один раз отрежь. • У страха глаза велики Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказатель- ство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей Устные ответы
VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал? – Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – Оцените свою работу на уроке. – Продолжите предложение: • Мне было интересно… • Мне захотелось… • Я узнал, что… • У меня получилось… Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Прочитать текст по ролям Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Выполненные задания




3 класс

Урок 61. Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
(учебник, с. 57–59; рабочая тетрадь, с. 65)

Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя М. Пришвина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Наши рекомендации