Из зарубежной литературы 9ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен.Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.



Развёрнутое календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе

Примечание

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;

Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);

КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция.


№ п/п Система уроков Дидактическая модель обучения Педагогические средства, формы Вид деятельности учащихся Планируемый результат и уровень освоения Информационно-методическое обеспечение РК Дом. задание Дата проведения
Тема Цель план факт
 
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с книгой, опорные записи Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. Индивидуальная: написать рассказ по пословице Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.). Продвинутый уровень: Создание связного текста на необходимую тему (Я.) Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)   C.5-6 3.09.  
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Чувашские пословицы и загадки Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок Репродуктивная Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.). Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.) В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983) Чувашские пословицы и загадки c. 8, придумать загадку, считалку, нарисовать иллюстрацию 6.09.  
  4-5 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки Поисковая Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) Афанасьев. Народные русские сказки Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Чувашские народные сказки Подг. пересказ, ответить на вопросы 7.09.   10.09.   13.09.  
6-7 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Си­стема образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)   Подг. Пересказ, выполнить задание на с. 39, инд. задания 14.09.     17.09.  
Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций Групповая: вспомнить любимые сказки Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс Чувашские бытовые сказки и сказки о животных С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации 20.09  
УВЧ Сказки народов мира. Чувашские народные сказки Поддерживать интерес учащихся к сказкам народов мира, развивать навыки пересказа, анализа текста Поисковая Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) Афанасьев. Народные русские сказки . Сказки народов мира Чувашские народные сказки Читать русские народные сказки 21.09  
Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки” Урок-путешествие Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг Работа по группам: творческое чтение, задания Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.) Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002   Написать сочинение 24.09  
Из древнерусской литературы
11-12 Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.). Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.) Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)   Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Обогащаем устную речь». С.50 27.09     28.09  
Из русской литературы XVIII века
В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Работа по группам: творческое чтение, задания Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: иметь понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.) Портрет Ломоносова, репродукции мозаик, сборники стихов   Отв. на вопросы 1.10.  
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) Познакомить с истоками басенного жанра Проблемное изложение Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.). Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.) Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация Басни чувашских писателей Читать о Крылове, отв. на вопросы 4.10.  
Русская литература XIX века
И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова Проблемное изложение Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Базовый: знатьспецифику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.). Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.) Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.) Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация   Подг. инсценир. басни, отв. на вопросы 5.10.  
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали Рецептивная: творческая:; поисковая: Рецептивная: Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; исследователь- ская: анализ текста, сопос- тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Понимать,что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; знатьтворческую историю басни, понимать ее драма Русский язык: словарная работа (невежа, невежда). ИЗО:иллюстрации художников Г. Куприянова, Е.Рачева:»: ИЗО: иллюстрация художника А. Лаптева.   Выразительное чтение басен (одну из них наизусть); нарисовать иллюстрации к басне ; 8.10.  
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц Продуктивная, творческая: Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен Индивидуальная: выразительное чтение Знать художественные особенности басни; уметьна основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр Русский язык: словарная работа (мораль, алле-гория, басня, тип речи повествование)   Создание басни (черновой вариант), Оформить басню письменно 11.10.  
УВЧ Басни И. А. Крылова               12.10.  
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка” Объяснительно-иллюстративная Беседа, работа с книгой, иллюстрации Индивидуальная: выразительное чтение сказки Базовый: знатьотличие литературной сказки от народной (К.). Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.) Презентация     15.10.  
20-21 В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады Познакомить с жанром баллады Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая Рассказ, беседа, проблемные задания Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций Базовый: знать особенности жанра баллады (К.). Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.). Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс   Подг. выразительное чтение баллады, выучить отрывок наизусть 18.10. 19.10.  
А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения Репродуктивный Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.). Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.) Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”   Подг. выразит. чтение 22.10.  
  23-25   А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки   Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа Базовый: знать содержание сказки   Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского Индивидуальная: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского Русский язык: словарная работа Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс     Подг. выразительное чтение, выучить отрывок наизусть, отв. на вопросы (с.109-110)   25.10.   26.10.  
        Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Р. р. Обучение домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина Исследовательская Самостоятельное планирование и проведение исследования Индивидуальная: раскрыть одну из тем : – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок). – В чем превосходство царевны над царицей? – Что помогло Елисею в поисках невесты?   Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) Сборники литературных и народных сказок Мультимедийная презентация   Написать сочинение 29.10.     8.11.  
Тестирование Контроль знаний учащихся Репродуктивный Самостоятельная работа Индивидуальный Базовый: знать содержание сказки       9.11.  
29-31 Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, показать соотношение реального и фантастического в сказке Исследовательская Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) Сборники литературных и народных сказок   Читать статью учебника о Гаршине, нарисовать иллюстрации к сказке 12.11.   15.11.   16.11.  
32-33 В. М. Гаршин «Attalеa princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения Развить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа текста Объяснительно-иллюстративная Комментированное чтение, беседа Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс   Задание: подг. развернутый ответ на вопросы (с.163) 19.11.   22.11.  
УВЧ Сказки А. С. Пушкина, А. П. Платонов «Умная внучка»             23.11.  
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании батальных сцен Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией Объяснительно-иллюстративная Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963), презентация   Задание на с. 170-171 26.11.  
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения Познакомить со средствами художественной выразительности, особенностями поэтических интонаций стихотворения Объяснительно-иллюстративная Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) ), презентация   Выучить наизусть отрывок из стихотворения 29.11.  
УВЧ Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»             30.11.  
38-39 Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения Объяснительная иллюстрация Рассказ, чтение текста произведения, комментирование Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.) А. Полторац. Детство Гоголя Мультимедийная презентация   Отв. на вопросы 1-4 (с. 184), подготовить пересказ преданий, легенд фантастического содержания 3.12.   6.12.  
Р. р. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Показать характер изображения писателем народной жизни, выявить соотношение реального и фантастического, трагического и комического в повести Гоголя, развивать навыки анализа текста Объяснительная иллюстрация Рассказ, чтение текста произведения, комментирование Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.) Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе   Найти примеры использования в повести эпитетов, сравнений, гипербол, определить их роль в тексте. 7.12.  
УВЧ Н. В. Гоголь. Избранные повести             10.12.  
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения; Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.) Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, его символическое значение (КУЛЬТ., Я.) В. А. Никольская. Преподавание литературы в школе. (М., 1985)   Отв. на вопрос 3 на с. 192, подг. рассказ по картине Репина с использованием цитат 13.12.  
43-44   Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.   Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному Исследовательская Самостоятельное планирование и проведение исследования Индивидуальная: раскрыть одну из тем: – Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”; – Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос”   Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.) Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Мультимедийная презентация   Выучить наизусть отрывок, отв. на вопросы на с.205-206 14.12.   17.12.  
УВЧ Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей             20.12.  
46-47 И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму» Объяснительно-иллюстративный Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве Тургенева Базовый: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс   Отв. на вопросы 21.12.   24.12.  
48-49 Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми Объяснительно-иллюстративная Работа с главами повести, беседа Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001)   Отв. на вопросы, подготовить краткий пересказ всего текста 27.12.   28.12.  
Р. р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»   Показать роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе Объяснительно-иллюстративная Работа с главами повести, беседа Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001)   Написать сочинение 14.01.2011.  
УВЧ И. С. Тургенев. Избранные рассказы             17.01.  
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева (тестирование) Контроль знаний учащихся Репродуктивный Самостоятельная работа Индивидуальный Базовый: знать содержание произведений       18.01.  
 
А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия “лирический герой”; учить выразительному чтению стихов Исследовательская Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования. Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов. Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов. Продуктивный: Я., Р. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Мультимедийная презентация   Подг. выразительное чтение 21.01.  
54-55 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы Познакомить с биографией и творчеством писателя, показать гуманистическую направленность рассказа Толстого, развивать навыки анализа текста Рецептивная, репродуктивная, исследовательская Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление Коллективная: Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине. Инд. задания: подготовить устный рассказ о Костылине, дружбе Жилина с Диной Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. Литература: сопоставление с рассказом-былью Н.В.Гоголя «Заколдованное место». История: Историческая справка о Кавказской войне   Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. 24.01.   25.01.  
Р. р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник» Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни   Продуктивная, творческая, поисковая Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы. Коллективная: комментирование глав Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев Русский язык: план (простой, сложный), работа с Толковым словарем: определение значений слов «жила» и «костыль»   Составить сравнительную характеристику героев   28.01.  
57-58 А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» Краткий рассказ о писателе (детство, начало литер. деятельности). «Хирургия» как юмористическмй рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе Рецептивная, репродуктив- ная: творческая:чтение по ролям; поисковая   Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы. Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы. Коллективная: комментирование Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации ИЗО: иллюстрация худ. Кукрыни




Наши рекомендации