Из зарубежной литературы 9ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен.Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе
Примечание
Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:
К. – коммуникативная компетенция;
И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;
Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);
КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;
Р. – рефлексивная компетенция.
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства, формы | Вид деятельности учащихся | Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение | РК | Дом. задание | Дата проведения | ||
Тема | Цель | план | факт | ||||||||
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, опорные записи | Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. Индивидуальная: написать рассказ по пословице | Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.). Продвинутый уровень: Создание связного текста на необходимую тему (Я.) | Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001) | C.5-6 | 3.09. | |||
Устное народное творчество | |||||||||||
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Чувашские пословицы и загадки | Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок | Репродуктивная | Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации | Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню | Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.). Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.) | В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983) | Чувашские пословицы и загадки | c. 8, придумать загадку, считалку, нарисовать иллюстрацию | 6.09. | ||
4-5 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика | Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки | Поисковая | Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию | Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) | Афанасьев. Народные русские сказки Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс | Чувашские народные сказки | Подг. пересказ, ответить на вопросы | 7.09. 10.09. 13.09. | |
6-7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа | Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций | Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки | Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) | Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002) | Подг. Пересказ, выполнить задание на с. 39, инд. задания | 14.09. 17.09. | ||
Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках | Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций | Групповая: вспомнить любимые сказки | Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс | Чувашские бытовые сказки и сказки о животных | С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации | 20.09 | ||
УВЧ Сказки народов мира. Чувашские народные сказки | Поддерживать интерес учащихся к сказкам народов мира, развивать навыки пересказа, анализа текста | Поисковая | Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию | Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) | Афанасьев. Народные русские сказки . Сказки народов мира | Чувашские народные сказки | Читать русские народные сказки | 21.09 | ||
Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» | Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки” | Урок-путешествие | Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг | Работа по группам: творческое чтение, задания | Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.) | Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002 | Написать сочинение | 24.09 | |||
Из древнерусской литературы | |||||||||||
11-12 | Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи | Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова | Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов | Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.). Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.) | Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998) | Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Обогащаем устную речь». С.50 | 27.09 28.09 | ||
Из русской литературы XVIII века | |||||||||||
В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. | Работа по группам: творческое чтение, задания | Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: иметь понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.) | Портрет Ломоносова, репродукции мозаик, сборники стихов | Отв. на вопросы | 1.10. | |||
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | Познакомить с истоками басенного жанра | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации | Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.). Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.) | Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация | Басни чувашских писателей | Читать о Крылове, отв. на вопросы | 4.10. | ||
Русская литература XIX века | |||||||||||
И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали | Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням | Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | Базовый: знатьспецифику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.). Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.) Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.) | Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация | Подг. инсценир. басни, отв. на вопросы | 5.10. | |||
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали | Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали | Рецептивная: творческая:; поисковая: Рецептивная: | Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; исследователь- ская: анализ текста, сопос- тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» | Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | Понимать,что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; знатьтворческую историю басни, понимать ее драма | Русский язык: словарная работа (невежа, невежда). ИЗО:иллюстрации художников Г. Куприянова, Е.Рачева:»: ИЗО: иллюстрация художника А. Лаптева. | Выразительное чтение басен (одну из них наизусть); нарисовать иллюстрации к басне ; | 8.10. | |||
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни | Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц | Продуктивная, творческая: | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен | Индивидуальная: выразительное чтение | Знать художественные особенности басни; уметьна основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | Русский язык: словарная работа (мораль, алле-гория, басня, тип речи повествование) | Создание басни (черновой вариант), Оформить басню письменно | 11.10. | |||
УВЧ Басни И. А. Крылова | 12.10. | ||||||||||
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка” | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, иллюстрации | Индивидуальная: выразительное чтение сказки | Базовый: знатьотличие литературной сказки от народной (К.). Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.) | Презентация | 15.10. | ||||
20-21 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | Познакомить с жанром баллады | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, проблемные задания | Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций | Базовый: знать особенности жанра баллады (К.). Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.). Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.) | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс | Подг. выразительное чтение баллады, выучить отрывок наизусть | 18.10. 19.10. | ||
А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения | Репродуктивный | Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов | Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога | Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.). Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.) | Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила” | Подг. выразит. чтение | 22.10. | |||
23-25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки | Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа | Базовый: знать содержание сказки | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа | Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского | Индивидуальная: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского | Русский язык: словарная работа Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс | Подг. выразительное чтение, выучить отрывок наизусть, отв. на вопросы (с.109-110) | 25.10. 26.10. | ||
Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Р. р. Обучение домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина | Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина | Исследовательская | Самостоятельное планирование и проведение исследования | Индивидуальная: раскрыть одну из тем : – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок). – В чем превосходство царевны над царицей? – Что помогло Елисею в поисках невесты? | Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) | Сборники литературных и народных сказок Мультимедийная презентация | Написать сочинение | 29.10. 8.11. | |||
Тестирование | Контроль знаний учащихся | Репродуктивный | Самостоятельная работа | Индивидуальный | Базовый: знать содержание сказки | 9.11. | |||||
29-31 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, показать соотношение реального и фантастического в сказке | Исследовательская | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа | Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение | Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) | Сборники литературных и народных сказок | Читать статью учебника о Гаршине, нарисовать иллюстрации к сказке | 12.11. 15.11. 16.11. | ||
32-33 | В. М. Гаршин «Attalеa princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | Развить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа текста | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение, беседа | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение | Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс | Задание: подг. развернутый ответ на вопросы (с.163) | 19.11. 22.11. | ||
УВЧ Сказки А. С. Пушкина, А. П. Платонов «Умная внучка» | 23.11. | ||||||||||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен | Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть | Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) | З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963), презентация | Задание на с. 170-171 | 26.11. | |||
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения | Познакомить со средствами художественной выразительности, особенностями поэтических интонаций стихотворения | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть | Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) | З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) ), презентация | Выучить наизусть отрывок из стихотворения | 29.11. | |||
УВЧ Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 30.11. | ||||||||||
38-39 | Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести | Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения | Объяснительная иллюстрация | Рассказ, чтение текста произведения, комментирование | Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.) | А. Полторац. Детство Гоголя Мультимедийная презентация | Отв. на вопросы 1-4 (с. 184), подготовить пересказ преданий, легенд фантастического содержания | 3.12. 6.12. | ||
Р. р. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | Показать характер изображения писателем народной жизни, выявить соотношение реального и фантастического, трагического и комического в повести Гоголя, развивать навыки анализа текста | Объяснительная иллюстрация | Рассказ, чтение текста произведения, комментирование | Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.) | Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе | Найти примеры использования в повести эпитетов, сравнений, гипербол, определить их роль в тексте. | 7.12. | |||
УВЧ Н. В. Гоголь. Избранные повести | 10.12. | ||||||||||
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете | Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения; | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания | Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть | Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.) Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, его символическое значение (КУЛЬТ., Я.) | В. А. Никольская. Преподавание литературы в школе. (М., 1985) | Отв. на вопрос 3 на с. 192, подг. рассказ по картине Репина с использованием цитат | 13.12. | |||
43-44 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному | Исследовательская | Самостоятельное планирование и проведение исследования | Индивидуальная: раскрыть одну из тем: – Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”; – Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос” | Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.) Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Мультимедийная презентация | Выучить наизусть отрывок, отв. на вопросы на с.205-206 | 14.12. 17.12. | ||
УВЧ Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | 20.12. | ||||||||||
46-47 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму» | Объяснительно-иллюстративный | Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве Тургенева | Базовый: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс | Отв. на вопросы | 21.12. 24.12. | ||
48-49 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми | Объяснительно-иллюстративная | Работа с главами повести, беседа | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов | Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001) | Отв. на вопросы, подготовить краткий пересказ всего текста | 27.12. 28.12. | ||
Р. р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?» | Показать роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе | Объяснительно-иллюстративная | Работа с главами повести, беседа | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов | Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001) | Написать сочинение | 14.01.2011. | |||
УВЧ И. С. Тургенев. Избранные рассказы | 17.01. | ||||||||||
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева (тестирование) | Контроль знаний учащихся | Репродуктивный | Самостоятельная работа | Индивидуальный | Базовый: знать содержание произведений | 18.01. | |||||
А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия “лирический герой”; учить выразительному чтению стихов | Исследовательская | Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями | Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования. Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов. Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета | Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов. Продуктивный: Я., Р. | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Мультимедийная презентация | Подг. выразительное чтение | 21.01. | |||
54-55 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | Познакомить с биографией и творчеством писателя, показать гуманистическую направленность рассказа Толстого, развивать навыки анализа текста | Рецептивная, репродуктивная, исследовательская | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление | Коллективная: Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине. Инд. задания: подготовить устный рассказ о Костылине, дружбе Жилина с Диной | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. | Литература: сопоставление с рассказом-былью Н.В.Гоголя «Заколдованное место». История: Историческая справка о Кавказской войне | Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. | 24.01. 25.01. | ||
Р. р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник» | Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни | Продуктивная, творческая, поисковая | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина | Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы. Коллективная: комментирование глав | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев | Русский язык: план (простой, сложный), работа с Толковым словарем: определение значений слов «жила» и «костыль» | Составить сравнительную характеристику героев | 28.01. | |||
57-58 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литер. деятельности). «Хирургия» как юмористическмй рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе | Рецептивная, репродуктив- ная: творческая:чтение по ролям; поисковая | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы. | Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы. Коллективная: комментирование | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | ИЗО: иллюстрация худ. Кукрыни |