Путь м. булгакова. булгаков-сатирик. традиции и новаторство драматургии булгакова.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) родился в семье профессора Киевской духовной академии. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием".1920-1921 – написал: пьесы «Самооборона», «Братья Турбины», «Сыновья муллы», 1922-1924 работа в газете «Гудок», 1923-1924 работа над романом «Белая гвардия», 1925 опублик. Повесть «Роковые яйца», написана повесть «Собачье сердце». 1928 начало работы над романом «Мастер и Маргарита». 1929 Публикация постановления Главреперткома о запрещении постановки всех пьес Булгакова. 1932 закончена первая редакция романа «МиМ», над которым Булгаков работал до последних дней. 1940 10 марта писатель скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Главной мишенью Булгакова-сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце". По жанру эта повесть – антиутопия, фантастическая повесть с сатирической направленностью. (Сатира – обличение социально-нравственных пороков, скрытых за явлением, изображенным в смешной, часто в гиперболизировано-искаженнойформе). В выборе центрального сюжетного события отразились общее настроение, дух времени, побеждающего «сказку сделать былью». Имелись в виду не только достижения физиологии 1920 годов, но и попытка советской власти сделать «всем» человека, бывшего «ничем» как в социальном, так и в интеллектуальном и этическом плане. В повести детально изображалась современная московская действительность, на фоне которой развивался фантастико-приключенческий сюжет.
Драматургия Булгакова не менее емка и разнообразна, чем его проза, - и по содержанию, и по приемам построения конфликта, развития сценического действия и индивидуализации героев, создания ярких типов.
Булгакову, как отмечал К. Станиславский, было свойственно поразительное чувство сцены, общего развития действия пьесы, особого состояния героя в данную минуту возникающей коллизии, ситуации. А главное - он интуитивно чувствовал внутреннюю драматическую силу слова. А слово в пьесе несет в себе значительно большую энергию, чем в прозе. Оно не терпит пояснений. Оно действенно: раскрывает одновременно и характер героя (его психологическое состояние в данную минуту и цель его действия, намерения), и движет сюжет, меняет ситуацию, накаляет общую атмосферу, а главное - развивает коллизию, содержит в себе ту энергию, которая в конце-то концов и определяет драматическую силу всего произведения как цельной картины, куска жизни, дающего представление о характерном явлении эпохи - недавнего прошлого (как в "Днях Турбиных" и "Беге"), настоящего (как в "Зойкиной квартире"), далекого прошлого, но обжигающего зрителя своим неугасимым огнем великих идей (пьеса о Мольере "Кабала святош", пьеса о Пушкине "Последние дни", трагедия "Дон Кихот") или - будущего, с его тревогой о судьбе человечества ("Адам и Ева").
Юмористические ситуации, гротеск, меткие остроты, комические типы (Лариосик, Бунша, Пончик) тоже придавали пьесам Булгакова особую тональность, создавали в них особую атмосферу. Превращаясь в драматургический принцип, гротеск оказывал особенно сильное влияние на жанровое своеобразие произведения, превращал комедию в острейшую сатиру, бичующую уродливые явления при нэпе ("Зойкина квартира").
Булгаков оказался новатором в создании особого жанра трагедии, наполненной глубокими, имеющими общечеловеческое значение мыслями, нравственными коллизиями. Вершинами являются его произведения, показывающие столкновение гения с самовластием ("Кабала святош" - трагедия Мольера, "Последние дни" - трагедия Пушкина). Они, несомненно, проникнуты личным чувством. В этих трагедиях - особая напряженная тональность. Композиция в них многообразная, со сложнейшими перипетиями; развитие действия динамически убыстряется, происходит быстрая смена сцен, планов изображения (как в кинокартине).
Не следует недооценивать значение работы Булгакова с мхатовцами над пьесой "Дни Турбиных" в его формировании как драматурга13. Впервые Булгаков познал настоящее творческое содружество. Мхатовцы были внимательны к творческой индивидуальности писателя. (Отличие от романа – Алексей Турбин стал полковником, а был врачом, смерть его оказалась не мнимой, что заостряло развитие основного конфликта.
Сюжет разворачивается в Киеве зимой 1918-19г. Родной город автора во время гражд. войны.
Революция и гражд. война превращают людей в непримиримых противников.
68. Жанр романа в твор-ве Булгакова. Проблематика и поэтика романа «Мастер и Маргарита». Работа над ним началась едва ли не в 1928 году и продолжалась до февраля 40-го, менее чем за месяц до смерти. Полный текст книги вышел отдельным изданием в 1967г в Париже, в СССР - в 1973г. Отправной точкой к написанию романа послужила идея о том, что Б. захотел написать роман о дьяволе. Б. использует множество источников. среди которых можно отметить 1) литературные (Гете «Фауст», энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона и др.), 2) опора не на канонические тексты, а на апокрифы. Проблемы, поднимаемые в романе: 1. Мир - человек - истина, т.е. никто не может знать истины. 2. Истина - правда, т.е. правда - вера в идеал. 3. Добро и зло - вечная тема, которая в разное время решается по-разному. Манихейская ересь, еретическое учение, главная идея которого заключается в том, что в мире происходит вечная борьба Бога и дьявола, т.е. добра и зла. И добро невозможно без зла, т.к. они двуедины. Эта двуединая проблема добра и зла ставится уже в эпиграфе: «...так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте, «Фауст»). В романе доминирует идея вечного поиска - эпилог венчается образом «нового Ивана» и мотивом дороги. Подлинно положительный смысл имеет здесь свет не солнечный, а лунный -отраженный свет вечного пути истины по голубой дороге. Это не значит, что истины не существует, по свидетельствует о невозможности для человека «овладеть» ею в рамках исторического времени, оставаясь в пределах «земного» пространственно-временного континуума. Сам Б. называл «М. и М.» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что в «М. и М.» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления» (отмечал Соколов, автор «Булгаковской энциклопедии»). Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «М. и М.» - роман в романе или двойной роман. Используя композиционный прием «текст в тексте», Б. контаминирует в пределах одной художественной реальности два хронотопа («московская» и «ершалаимская» линия фабулы), находящихся в отношениях структурного подобия. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени библейское и современное Б., т.е. 30-е гг. XX в. и 1 в. Повой эры. Многие события, описанные в ершаламеких главах, в пародийном, сниженном виде, повторяются ровно через 1900 лет в Москве. Три сюжетные линии «М. и М.» (философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком па земле», если Бога нет Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого сознания, предопределённость жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтий Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в вечности. Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке - в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа. В булгаковском художественном мире «сверхъестественные» ситуации связаны с изменением привычного хода времени. Принцип «уподобления», определяющий взаимоотношения двух фабульных линии, касается и структуры художественного времени, о которой доминирует принцип изохронии (эпохальной, годовой, месячной, суточной). События в Москве и Ершалаиме функционально «тождественны» с точки зрения главенствующего места: в соответствующих эпохах они обозначают момент открытия новой культурной парадигмы. Действие двух фабул -«ершалаимской» и «московской» - относится соответственно к 29 и 1929 гг. и, т.о., совершается как бы одновременно. Очевидна и годовая изохрония - «привязка» событий к одному и тому же астрономически-фенологическому периоду (весеннее полнолуние, сопряженное с сильной жарой) и определённому религиозному празднику.
69. Творческий путь Пастернака. Худ. своеобразие лирики Пастернака. Концепция личности в романе Пастернака «Доктор Живаго». Своеобразие поэтического мира П предопределено историей его творческого становления Будучи сыном известного художника, он увлекался не только рисованием, но и музыкой. С самого своего рождения П был связан с обществом московской элиты. В университете П изучал философию. В становлении его как поэта сыграли роль личные события - несчастная любовь, что отразилось в стих «Марбург». П вступил в круг футуристов, состоял в «Центрифуге», но при этом с самого начала не разделял пафос футуристов преклонения перед технократическими вещами. У И появляется сквозная тема творчества - природоцентризм. Главную тему бытия поэт видит именно в природе, которая не просто одухотворена, а которая равновелика человеку. В природе П все полно драматизма, и в этом и заключается гармония внутренней борьбы. Отличительная черта П - сложность поэтического образа, которая достигается за счет свернутой метафоризации. Поэт признает полное единение человека и природы. У П природа является составной частью быта, она одомашнена.
Философия П построена не на отвлеченных понятиях. Главная опора, путь спасения мира - душевное здоровье, из чего проистекает идея врачующей стабильности бытия. Его стихи рождаются из хаоса бытия Философичность стихов II заключается в том, что они разрешают самую важную проблему XX века - проблему трагического разлада человека - и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла. У П природа не остается равнодушной к человеку. Окружающий мир пронизан человеческой эмоцией, и уже поэтому не может быть чуждым человеку. Поэтическое сравнение и метафора оказываются превосходным средством сближать человеческое и природное, одухотворять внешний мир и растворять в природе - внутренний. Первый сборник стихов П - «Поверх барьеров» (1916), где представлены его ранние стихи Второй сборник ; «Сестра моя - жизнь» (1922). который определяется событиями 1917-1922 гг. - революция, гражданская война. В сборнике отразились события, полные драматизма. П воспринимает революцию как неотвратимый разгул стихии. Он чувствует родство с революцией только в романтическом аспекте: поэт - носитель высшего смысла и ему противопоставлен обыватель. Наметившаяся в его стихах романтическая коллизия быстро исчезает и возвращается в прежний мир гармоничного хаоса. В 20-40 гг. творчество продолжается, но, начиная с 20-х гг., П находит свою жизненную, философскую и литературную позицию, которая сознательно восходит к античной, средневековой философии. Главная суть - неучастие, своеобразный уход от мира людей. В этом у него был предшественник - Лермонтов - и П это четко обозначил. Он посвятил ему свой сборник «Сестра моя - жизнь». Важным событием для П становится его второе рождение, которое связано с его второй женой. Причем, его женский идеал ближе всего к Наташе Ростовой Л Толстого. Продолжаются темы любви, природы и творчества. П создает цикл стихов «Темы и вариации» (1923). Позднее тв-во. Меняется творческая манера, жизненная позиция. У П появляется образ авторского «я» -вместо поэта, погруженного в стихию, являющегося частью этой стихии, предстает умудренный жизнью человек. Появляется нарочитая простота, дидактичность. У П появляются стихи, где он обобщает опыт веков Цикл «Стихи из романа», где в одном из стихов происходит сопряжение двух образов - Христос и Гамлет. Философия жертвенного начала во враждебном злом человеческом мире. Тема творчества в этом стихотворении разрастается до проблемы смысла жизни. В это время у П возникает иной художественный мир, иная структура образа, у него почти исчезают метафоры, возникает особая интонация, которая изменяется от интонации исповеди к интонации проповеди - то, от чего предостерегал русскую литературу Н. Гумилев. Тема творчества звучит как тема искупительной жертвы. Роман «Доктор Живаго» (охватывает 40 лет: 1902-1946 гг.) Окончательный текст романа, учитывающий последнюю авторскую поправку, был впервые опубликован в журнале «Новый мир» (1988 г., № 1-4). Первое зарубежное издание (в Италии) на русском языке - в августе 1958 г. Роман хронологически охватывает почти полвека с 1903 по 1929, а с эпилогом - до начала 50-х гг. - густо «населен» множеством крупных и эпизодических характеров. Создавая роман, П опирался на традиции русской литературы XIX в. (Толстой , Достоевский), при этом считая роман своим творческим завещанием. Название романа соответствует имени главного героя (Живаго, т е «животворящий»). Крупным планом даны портреты историка и философа Веденяпина, ученого-химика Громеко, промышленника и мецената Кологривова, беспринципного адвоката Комаровского и т.д. Перед нами «роман тайн», где все нуждается в дешифровке Комаровский - Маяковский -Стрельников; Лара - Ольга Ивинская и жены П. При этом все персонажи так или иначе группируются вокруг главного героя, описываются и оцениваются его глазами, «подчинены» его сознанию. Художественный мир «ДЖ» предстает как единый монолог «автора-героя», объединяющий и растворяющий в себе «голоса» отдельных характеров. Сознание «автора-героя» является самодовлеющим. Юрий Живаго - целитель душ - аналогия с Христом. Живаго не творит свою судьбу, но это лишь чисто внешне. Возникает образ искупительной жертвы русской интеллигенции. Лишь один персонаж является «внешним» по отношению к герою: «сводный брат» Евграф Живаго, таинственным образом приходящий на помощь в сложные минуты и затем исчезающий, он может рассматриваться как «двойник» самого автора, связывающий его с собственным героем. Неслучайно, поэтому Евграф выступает в качестве наследника и биографа Юрия. Образ Юрия Ж.., при всей его конкретности и самостоятельности, как «субъект» познания и в то же самое время - «объект», творимый жизнью, имел для П. значение образного «инструмента», служащего процессу постижения смысла бытия во всей его глубине и противоречивости. Что же касается физической «бездеятельности» героя, то она многократно искупается его нравственным подвижничеством. Подобно князю Мышкину в романе Достоевского «Идиот», герой стал своеобразно «проекцией» личности Христа, отражением его духовного подвига и евангельской идеи спасительной жертвы. Символический аспект романа находит свое подкрепление, в частности, в поэтике имен собственных. Так, имя Юрий - древнерусский вариант имени Георгий (т.е. ангел-хранитель героя Георгий Победоносец), река Рыньва, на которой стоит город Юрятин («город Юрия»), переводится с одного из уральских языков как «река, открытая жизни» и т.д. Профессия главного героя содержит не только намек на Чехова, либо героя трагедии Гете доктора Фауста. Живаго -диагност и врачеватель нравственной боли, боли за судьбу России. Рассмотрение романа под углом зрения житийной традиции выдвигает на первый план тему трагического пути русского интеллигента, в образе которого, в частности, воплотились судьбы многих поэтов - Гумилева, Маяковского, Есенина, и в особенности. Блока с его идеей «тайной свободы». Смерть поэта Юрия Живаго (как у Пушкина - в 37 лет) от «удушья» в вагоне едущего трамвая наполняется символическим смыслом, словно бы иллюстрируя и расширяя значение блоковских слов, сказанных о Пушкине в 1921 г.: «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл». «ДЖ» внес новые акценты в раскрытие любовной темы. Любовь Живаго и Лары, земная и возвышенная одновременно, порой достигает уровня трагически-театрального накала, и тогда роман словно превращается в сцену, где их диалоги звучат без позерства, а вполне в духе театральной условности. В романе возникает тема вечной жизни. Неслучайно, одним из ранних вариантов названия романа был «Смерти не будет». Суть финала - тема Востока и Запада. Цель романа - текст как прозрение, которое должно было соединить порванную нить времени, соединить старую Россию с новой. Свеча - мотив искупления. Концепция личности: человек должен преодолеть разрыв между временем и вечностью, а это дано не каждому: «Ты вечности заложник / У времени в плену» («Ночь»); жизнь «вне блеска выставочной витрины»:Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте» Быть знаменитым некрасиво, Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства Услышать будущего зов. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. 1956 год Концепция «всеединства», слитости человека с душой природы, восходящая к философии Вл. Соловьёва + тема бессмертия («Философия общего дела « Фёдорова, единственный портрет которого написал отец Пастернака.