Вклад Н.М. Карамзина (1766-1826) в отечественную культуру. «Письма русского путешественники» и повести. Проблематика и поэтика.

Литературная деятельность Карамзина (К.) протекала лишь 12 лет (последние 23 года жизни заполнила работа над «Историей Государства Российского»). Но за этот небольшой срок Карамзин справедливо заслужил славу крупного писателя. оказавшего сильное влияние на развитие русской литературы и русского языка. К. порвал с классицизмом окончательно и явился в России представителем нового литературного направления - сентиментализма. К. свел воедино некоторые новые элементы в языке и стиле, накоплявшиеся в жизни и литературе постепенно. В этом и заключались главные заслуги. «К впервый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества». - писал Белинский.. 1. К. отказался от торжественно-героического содержания «классических» од, поэм и трагедий. Он обратился к «трогательному» содержанию. 2. К. отказался от аристократических «героев» классицизма (царей, вельмож, полководцев) и стал писать о «среднем человеке» (о самом себе, о «бедной Лизе», о «поселянине» Фроле Силине и т.п.). 3. К. не стал продолжать ту линию в русской литературе 18 в., которая быта развитием реалистических тенденций классицизма. Свойственный сатирической журналистике и комедиям Сумарокова и Фонвизина обличительный и поучительный пафос был совершенно чужд К.. склонному примирять классовые противоречия. Порывая с классицизмом в области творческого метода, тематики и жанров литературы. К. в новом направлении продолжал прогрессивную, патриотическую традицию нашей лит-ры 18 в. Современное ему дворянское общество К. горячо упрекал в неразвитости национального чувства, но вместе с тем стремился обогатить русский язык достижениями общеевропейской культуры. Поэтому К. часто пользовался варваризмами и на первых порах даже предпочитал их соответствующим русским словам, засоряя ими свои произведения (натура, а не природа, феномен, а не явление). Впоследствии он освободился от этого \ влечения. К. ввел много неологизмов, которые привились; несмотря на искусственно-книжный характер их образования: занимательный, человечный, влюбленность и т.п. Многим старым словам К. дал новые оттенки смысла: образ (художественный), влияние (психол-е) и др. Главным достоинством стиля К. считал «изящность», естественную легкость. гибкость и разнообразие в передаче оттенков чувства и мысли. Таких качеств не было в языке даже лучших поэтов классицизма. К. создал слог, пригодный и для разговора, и для литературы.. Стилистическая реформа К. была прогрессивным явлением. Словарный состав литературного языка в известном направлении расширился, грамматический строй его усовершенствовался, стилистические средства обогатились. Но К. далеко не использовал всех богатств и возможностей общенародного языка, суживая и ограничивая их стремлением создать лишь литературный жаргон культурного дворянства. «Письма русского путешественника» (1791-1792). «Письма» («П»>- первое значительное произведение К. Цель путешествия автора была сентиментальной: «собрать некоторые приятные впечатления и обогатить свое воображение новыми образами». В содержании «Писем» следует отметить 2 особенности: с одной стороны, автор даст множество объективных, научно-образовательных сведений о странах, городах, знаменитых людях и т.п. Вместе с тем он отводит много места передаче чисто субъективных впечатлений и переживаний, чувств и идей. вызванных всем. что видел или слышал. К. ставит себе целью познать своеобразие национального характера и типичные условия его проявления. В «П» ярко сказалась личность автора. Образ путешественника выступает ухе в эпиграфе книги: «Кто в мире и любви умеет жить с собою, // Тот радость и любовь во всех странах найдет!» В письмах черты эти конкретизируются. Перед читателем предстает образ молодого человека с «беспокойным» и в то же время «миролюбивым», «чистым» сердцем. Таков сентименталист -мечтательный, меланхоличный, гуманный и прежде всего чувствительный юноша. Его «чувствительность» питается каждым внешним явлением, но она же мешает полноте наблюдения над объективным миром и правдивости его отражения. Много места в переживаниях путешественника занимает чувство природы. Рисует он главным образом пейзажи идиллические: «умильную рощицу», «кроткие лучи солнца» и т.д. Впечатления и чувства путешественника, вызванные явлениями общественной жизни Запада, еще более односторонни. В них особенно ярко сказывается классовая ограниченность К-на. который, с 1 стороны, идиаллизирует «счастливых швейцаров», а с другой - шаржирует революционный народ Парижа. изображая его в виде жестокой толпы. Уважение путешественника к западной культуре не охлаждает его любви к родине. Он часто вспоминает «любезное отечество». Да и в самом названии книги звучит патриотический мотив. Близость к виднейшим писателям;сентименталистам Запада не может заслонить своеобразие автора «П». Значение «Писем» К-на двоякое: общскультурное и литературное. Сообщая множество сведений о западноевропейской культуре. К, обогащал русских читателей знаниями. Но еще важнее значение «П» в истории художественной литературы. Оно заключается в типичности образа «русского путешественника», в новых принципах творчества и новом стиле. Говоря о самом себе и создавая, таким образом, автопортрет, К. рисовал вместе с тем типичного представителя дворянской молодежи к. 18 в. Излюбленным жанром К. была сентиментальная повесть. Условно его повести можно разделить на 3 группы: «крестьянские», исторические и романтические. К «крестьянским» повестям относятся «Фрол Силин» и «Бедная Лиза». «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791) – одно из ранних произведений К. Фрол щедро и безвозмездно помогает голодающим и погорельцам, выкупает из крепостной неволи двух девушек и вообще ведет себя, как «добрый гений человечества». Так идеализируется жизнь крепостной деревни, затушевываются классовые противоречия. «Бедная Лиза» (1792). Сюжет повести, преподносимый читателю как «печальная быль», крайне прост, но полон драматического напряжения. Рассказывая о любви бедной крестьянской девушки Лизы к аристократу Эрасту, который обманом своим привел ее к самоубийству, автор не подчеркивает классовой противоположности героя и героини. Он ясно видит эту противоположность, но не хочет признать, что именно ею вызвана гибель Лизы. Вся жизнь изображается в повести через светлый и мягкий покров сентиментальной идеали'$ации. Образы повести приукрашены, и более всех идеализирована говорит, но и думает. Тем не менее психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подобно и в естественной последовательности. В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина. Печорина и др. Не менее важнее место, чем рассказ о действующих лицах, занимают в повести описания природы. Все пейзажи «БЛ» окрашены лиризм»» Отчетливо выступает характерное для сентиментализма противопоставление деревни городу. Речь «БЛ» привлекала современников своей легкостью. Но черты сентиментализма делают язык К-на несколько слащавым: это слова и выражения из словаря идиллий, эклог и пасторалей (хижина, свирель, поселянин и др); затем - обилие. В речи действующих лиц К. не стремится к той индивиду альност. которая была известна русской литературе; и Лиза, и Эраст, и автор говорят одним и тем же языком. К историческим повестям относятся «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница». Повесть ««Марфа Посадница, или покорение Новгорода» (1803) в целях занимательности представлена как «старинный манускрипт. В отличие «и первой исторической повести К-на. построенной на любовной интриге, «Марфа» строится на острой обшествснно-политншаской коллизии. Рассказ о любви Ксении, дочери Марфы, и предводителя новгородцев Мирослава (лица вымышленного) здес ь решительно подчинен главной теме - теме борьбы Марфы за новгородскую «вольность» против единовластия Ивана III. По сравнению с первой ист-й повестью К-на. как главная тема и как основной материал сюжета; повесть насыщена значительным идейным со.гщржанисм. В исторических повестях К. положил начало русской исторической беллетристике, хотя сам он не .двбился художественно-правдивого воспроизведения родной старины. Некоторые рассказы К. имеют признаки раннего романтизма. « Трогательное» и «чувствитслияюс» переходит здесь в «страшное» и «ужасное». Одним и:; наиболее характерных произведений в этом роде является «Остров Борнгольм» (1793).





14. К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский и др. Основные мотивы и образы. Стилевое своеобразие.

Творчество К.Н. Батюшкова (Б.) (1787-1855) следует рассматривать в рамках романтического метода (Соколов, Ревякин). Для Б. романтизм - конкретные переживания личности, он стремится к ясности и строгости форм. Родился Б. в мае 1781 г. в старинной дворянской семье, воспитывался в петербургских частных пансионах, где получил отличное образование. Знал много ин. языков. Служил в министерстве ин.дел. в мин-ве народного просвещения, дружил с Гнедичевым, Радищевым, Жуковским, Пушкиным. В 1805 было опубликовано первое его произведение - «Послание к моим стихам». В к. 181.5 становится членом «Арзамаса», выступает с защитой реформы русского языка Карамзина. 1818-1821 - на дипломатической службе в Италии. Знакомится и сходится с будущими декабристами. Он ненавидел канцелярскую работу, мечтал о свободном творчестве. Судьба очень трагична: В 1834 г. - страшная душевная болезнь, лишается рассудка и в 1855 году умирает от тифа.Б. вошел в русскую литературу как представитель «легкой» поэзии. В основе ее лежит апокриотическая философия, стремление к чувственным наслаждениям. Основная тема - любовь, дружеские застолья, непринужденные беседы. I период творчества 1802-1812 проходит под знаком «легкой» поэзии. К апокриотическая лирике Б-ва можно отнести следующие его произведения: «Мечта» 1802 (1803) - «Главная ценность человеческой жизни - внутренняя свобода, чистая совесть, которые приносят человеку душевное спокойствие». В стихотворении «Друзья» 1805 звучит мотив наивного гедонизма. Основная мысль - «Наслаждайтесь, пока можно. \\ Умру, и все умрет со мной». В 1810 г. Б. пишет стих-е «Элизии». Элизии по Б-ву -загробный мир, рай, где все наполнено любовью и наслаждением. Стихотворения «Привидение», «Ложный страх» имеют подзаголовки «Из Парни», «Подражание Парни». Парни - основатель французской легкой поэзии, учитель Б-ва. Именно эти стихотворения принесли Б. славу. Легкая поэзия Б. была неоднородна. В 1809-1810 гг. она становится глубже и серьезнее. Причину нужно искать в наполеоновских войнах и в новых литературных источниках (Тибу). Появляется новая тема, несвойственная для легкой поэзии, - тема борьбы с судьбой, понимаемая, как разрушительная война, которая мешает человеку в его стремлении к счастью (стих. «Тибулова элегия 10»). «Легкая» поэзия для Б. не была поэзией безумной. В этих стихотворениях поэт утверждает право любого человека на счастье, на земные радости. И «легкая» поэзия была формой ухода от действительности. В I пер-д Б. работает и в жанре литературной сатиры («Видение на берегах Леты» 1809) и в жанре элегического послания («Мои Пенаты» 1812). В «Видении...» поэту снится сон: все современные ему поэты попадают в царство мертвых, и на берегах Леты происходит суд, который вершит Гермес. И река решает, кто из современных Б-ву поэтов достоин славы, а кто должен утонуть. В итоге Б. решает утопить Мерзлякова, топит шишковистов, но делает исключение для самого Шишкова. Не топит, напр, И.АКрылова. Идея: Б. противопоставляет официальному Олимпу свой пантеон. Для него существуют свои литературные Боги. Таким обр, он говорит о своих собственных лит-х вкусах и пристрастиях. «Мои Пенаты» - это условное приглашение Б. своих близких друзей Жуковского и Вяземского. Пенаты - боги очага. Б., рисуя деревенский дом, делает акцент на том, что это и есть тот самый угол, куда можно вернуться (этот угол есть в жизни каждого человека). Боги домашнего очага помогают, вдохновляют Б-ва. Он даже о смерти умудряется говорить возвышенно, и строки звучат скорее весело. П период - 1812-1814. Романтический период уступает место резкому отрезвлению. Это связано прежде всего со страшными впечатлениями о войне 1812 г. Французы всегда были для Б. образцом культуры, он считал их одним из образовсннейших народов. И в связи с этим, после войны, после столкновения Б. с варварством, у него происходит разочарование. Перелом этот отражает, напр, послание «К Дашкову» 1813, в котором воссозданы картины войны («Мой друг! Я видел море зла \\ И неба мстительного кары: // Врагов неистовых дела, // Войну и гибельны пожары»). Для Б. война была собранием жестокости. И ни в одном из последующих своих стихотворений он не восхвалял воинских подвигов. В этот период Б. разрабатывает жанр элегии. У него 2 разновидности элегии: историческая и лирическая (личная). События 1812 г. дали Б. толчок к созданию исторической элегии: «Переход русских войск через Неман» 1813, «Переход через Рейн» 1814, «На развалинах замка в Швеции». «Переход... через Неман». До нас дошел лишь отрывок. Сам Б. не принимал участие в этом. но он воссоздал картину военных действий с помощью условной лексики. Реальные детали здесь совмещаются с условными классическими образцами. В «Переходе через Рейн» более гибкая лексика. В I стих-и Б. предпринял попытку вернуться к классицизму, во II - следы батальной поэзии. Но в обоих стих-х одна мысль — скорбь по ушедшей эпохе героев. К лирическим элегиям относится лирический цикл 1815 г., включающий: «Таврида», «Разлука», «Мой гений», «Воспоминания. III период 1814-1816 - мистический реализм. Говоря о любви, Б. размышляет и о том, что все конечно в этой жизни, все кончается смертью. «К другу» 1815 -Б. говорит, что «вечное, чистое и непорочное - на небе». IV период 1817-1821. «Опыты», 3 части: 1. Проза: статьи о поэзии, живописи, философии. 2. Стихи: элегии, послания. 3. Разное. Б. создаст антологическую поэзию. Антология - стих-я др.греч-х поэтов. Особенности антологической поэзии Б.: скульптурность и пластичность образов, попытка передать стихами некий классический идеальный образ, «трепещущий слог»(Пушкин) - особый характер субъективности Б.: «Гесиод и Гомер - соперники» 1816-17, «Умирающий Тасс» 1818. «Умирающий Тасс» - сюжет о смерти Торквата Тассо. Б. считал х-ры Тассо и его схожими: страстность и нежная душа, склонность к увлечениям, отсутствие твердой воли. Обиды, перенесенные Тассо, довели его практически до безумия. И картина гибели Тассо соотносима с трагической судьбой Б. 1820-опубликована брошюра о греч. антологии (перевод стих-й др.греч. поэтов, 12 стих). 1821 г. - сб. «Подражание древним» (6 стих). Настроение стан-ся более мрачным, главенствует смерть. В прозе Б. развивает реалистические тенденции (очерк «Прогулка по Москве», статьи «Речь о влиянии «легкой» поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии» - манифест новой русской эстетики) Пишет статьи о Ломоносове, Кантемире. «Прогулка в Академию художеств» - один из первых образцов русской художественной критике.

Баратынский

Наши рекомендации