Тема: Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев»)
1. Проблематика трагедий А.П. Сумарокова первого периода трагедийного творчества (на примере трагедии «Хорев»).
2. Национально-героическая, историческая тематика трагедий А.П.Сумарокова, своеобразие историзма в его трагедиях.
3. Тираноборческий характер трагедии «Дмитрий Самозванец». Проследить, как последовательно проводятся идеи просвещенного абсолютизма. Определить основу конфликта и в связи с этим значение монологов в идейно-художественной структуре «Дмитрия Самозванца», указать на эволюцию, которую претерпела в этом отношении трагедия от «Хорева» до «Дмитрия Самозванца».
Дать анализ системы героев с позиций их постоянных функций в трагедии классицизма. Определить, укладываются ли все герои в заранее определенную схему. Связать данный вопрос с особенностями трагедий классицизма – с теорией трех единств.
4. Подробно проанализировать образ Дмитрия Самозванца и указать на принципы изображения его характера. Доказать анализом текста а) однолинейность характера; б) отсутствие внутреннего движения характера в результате движения сюжета; в) нормативность, заданность характера как отражение теории трех единств; г) соотношение в характере общего и индивидуального, социального и психологического (в связи с этим – мотивированность и немотивированность речей и поступков героя).
5. Определить особенности стиля и стиха трагедии.
Литература
1. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988.
2. История русской литературы: В 3-х т. Т.1. М.;Л., 1958.
3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.
4. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. Л., 1981.
5. Сумароков А.П. «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Читать полные тексты трагедий по любому изданию.
Практическое занятие № 5
Тема: Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1. История создания, проблематика комедии (проблема воспитания; проблема крепостничества; проблема государственного надзора за деятельностью помещиков; проблема положительного героя).
2. Сюжет и система образов в комедии:
а) группировка персонажей по моральному принципу; «говорящие» имена; роль второстепенных персонажей в комедии;
б) многотемность пьесы; основной конфликт в ней; особенности организации сюжета;
в) «Правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности в «Недоросле».
3. Споры о характере реализма в комедии. Значение «Недоросля» для становления реализма в русской литературе.
Задание
1. Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире. Какой сатирической традиции следует Фонвизин?
2. Сравнить принципы создания сатирического образа и способы изображения характеров в сатирах А.Д. Кантемира и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
3. Пользуясь рекомендованной литературой, установить, какие ведутся споры о характере реализма в комедии «Недоросль». Каково ваше решение этой проблемы? Подумайте и аргументируйте свой ответ.
Литература
Тексты
1. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. М.; Л., 1959. С.105-178 (или любое издание комедии).
Исследования
- Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
- Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.
- Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: К спорам о художественной природе пьесы // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1988. С.19-35.
- Искович И.В. «Бригадир» и «Недоросль». Л., 1979.
- Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.
- Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.
- Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: творческий путь. М.; Л., 1961.
- Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
- Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1986.
- Фонвизин в русской критике. М., 1958.
Практическое занятие № 6
Тема: Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина (на примере од «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «Фелица»)
Вопросы к обсуждению:
- Русская ода на пути от М.В. Ломоносова к Г.Р. Державину.
- «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» - начало «особого пути» Державина-поэта. Выявить жанровое своеобразие произведения, определить авторскую позицию, приемы и способы создания художественных образов.
- Ода «Фелица» как результат трансформации жанра оды в поэзии Г.Р. Державина. Проанализировать оду «Фелица» в соотнесении с «Одой на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова, указав на то новое, что появилось у Державина.
Литература
- Западов А.В. Державин. М., 1958.
- Западов А.В. Поэты 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.
- Западов А.В. Державин и Муравьев // 18 век: Сб. 7. М.; Л., 1966.
- Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы 18 в. Л., 1983.
- Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.
- Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли 18 века. Л., 1968.
- Кондрашов С.Н. О мастерстве Державина-одописца: субъектно-объектная организация одического текста // Старинные мастера русского слова. М.; Самара, 1993. С. 109-124.
- Кондрашов С.Н. Ода «Изображение Фелицы» - шедевр державинского классицизма. Куйбышев, 1990. С. 41-52.
- Серман И.З. Державин. Л., 1967.
- Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988
Практическое занятие № 7