Вищий навчальний комунальний заклад
«ОДЕСЬКЕ ПЕДАГОГИЧНЕ УЧИЛИЩЕ»
КУРСОВА РОБОТА
На тему: «Приёмы умственного и нравственного развития
детей на уроках чтения в начальной школе»
Виконала:
студентка групи Ш-43
Щелкунова О.О.
Методист:
Сергієва Н.Н.
ПРИЁМЫ УМСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Содержание
Введение: Актуальность вопроса умственного и нравственного развития детей на уроках чтения……………………………………………………………..……с.3.
Основная часть.Теоретические основы умственного и нравственного развития детей на уроках чтения в начальной школе.
1. Сущность и задачи умственного и нравственного развития младших школьников ………………………………………………………………………с.6.
2. Особенности умственного и нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………с.10.
3. Организация уроков литературного чтения по развитию умственных и нравственных качеств у младших школьников……………………………с.17.
4. Практическое обоснование проблемы исследования ………………….....с.22.
5. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения………...с.26.
Выводы…………………………………………………………………………...с.27
Список использованной литературы…............................................................с.29
Введение
На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.
Нынешний нравственный и идеологический кризис приводит к постепенному размыванию духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Н.Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.
Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С.Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания».
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Умственное и нравственное развитие младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на умственное и нравственное развитие в формировании учебной деятельности.
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях, А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.
Исходя их вышесказанного тема «Умственное и нравственное развитие детей на уроках чтения в младшей школе» является актуальной.
Цельисследования – выявить потенциал уроков чтения в умственном и нравственном развитии младших школьников.
Объектисследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения.
Предметисследования – особенности умственного и нравственного развития младших школьников на уроках чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность умственного и нравственного развития в психолого-педагогической литературе.
2. Определить место умственного и нравственного развития в общей структуре содержания образования на современном этапе.
3. Проанализировать учебные программы по чтению для начальных школ в контексте умственного и нравственного развития.
4. Провести диагностику по определению умственного и нравственного развития младших школьников.
5. Дать методические рекомендации по умственному и нравственному развитию на уроках чтения в начальной школе.
В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:
а) изучение научной, педагогической и методической литературы;
б) наблюдение;
в) экспериментальное исследование;
г) беседа.
Теоретической базойисследования являются труды ученых-педагогов: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина, В.В. Зень-ковского, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, B.C. Леднева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов умственного и нравственного развития.