Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг

Обстановка в русской литературе рубежа 1920-х – 30-х годов, как известно, отличается сложностью и противоречивостью, этот период можно назвать переходным в ее истории, следующей стадией которой стало насильственное объединение всех советских писателей в единый союз. Литературные процессы находили свое отражение в художественной прозе и публицистике того времени. Довольно ярко и разносторонне они были запечатлены в фельетонах выдающихся сатириков И. Ильфа и Е. Петрова. Жанр фельетона стоит на стыке художественной литературы и публицистики. Различные его модификации, изменчивость в истории его развития, формальные и содержательные признаки не позволяют определить его точную корреляцию с тем или иным видом литературного творчества. Тем не менее, исследователи сходятся в одном – критической (юмористической или сатирической) направленности фельетона. В первой половине 1920-х годов, период, который традиционно принято считать временем становления и расцвета советской сатиры, большинство фельетонов, основанных на конкретных фактах, тяготели к репортажу, производственному очерку, корреспонденции. Но эмоциональность, «игра с заглавием», склонность к иллюстрации анекдотом, сюжетная выразительность повествования становились типичными характеристиками фельетонного жанра. Помимо так называемого «публицистического фельетона», наиболее весомый вклад в развитие которого внес М. Кольцов, в сатире 1920-х годов значительное место занимал и основанный на фактах обобщенных, до определенной степени абстрагированных от конкретного случая, беллетризированный фельетон Образцом этой фельетонной разновидности являются произведения Ильфа и Петрова. Довольно часто этот знаменитый дуэт в своих фельетонах обращался к изображению и анализу литературной обстановки эпохи, что не удивительно, ввиду процессов, происходивших в советской культуре и искусстве на рубеже 1920-30-х годов.

Первыми опытами авторов «Двенадцати стульев» в этом русле были фельетоны 1929 года «Бледное дитя века» и «Великий лагерь драматургов». В первом поднимается актуальный для литературы того времени вопрос о подмене творчества «производством» – в более поздних фельетонах сатириков этот аспект критики станет одним из постоянных. Продолжает тему творчества, поставленного на поток, фельетон «Великий лагерь драматургов». В современном театре сатирики выделяют три типа создателей пьес: незадачливых, бесталанных, которых никто не ставит; перелицовывающих творения классиков – романы, повести, стихи (сатирики издевательски комментируют этот тип писак: они находятся под влиянием легенды о некоем портном, который перешил одному графу пиджак, то проносил его четырнадцать лет и передал в наследство сыну, а пиджак все как новый); и драматургов признанных, с высоким самомнением, убежденностью в своей гениальности, в квартирах которых «висят театральные афиши и пахнет супом. К концу 20-х годов, в противовес относительной свободе писателей в выборе тем и приемов их раскрытия, литература в значительной степени идеологизируется и унифицируется. Фактически исчезают все непролетарские писательские группы, попытки реанимировать (1929) всероссийский Союз писателей (он существовал еще в начале 1920-х), объединяющий «попутчиков», или создать Федерацию – Федеральное объединение советских писателей (ФОСП), куда наряду с ВАПП и «Кузницей» вошли «Перевал», ЛЕФ, конструктивисты, эффекта не дали. Требование политизировать литературу, исходившее от РАПП, приобретало все более императивный характер [14]. Этот процесс изменений, безусловно, коснулся и сатиры. Особенно резким критическим нападкам подверглось творчество М. Зощенко. В. Вешнев в 1927 году в рецензии на «Сентиментальные повести» пишет: «Значение юмориста определяется в большей степени тем, каким содержанием он наполняет свой юмор и какое общественное направление он дает своему художественному таланту» Многие фельетоны Ильфа и Петрова на литературные темы сосредоточены на состоянии критики. В них, прежде всего, сатирически изображаются методы оценивания художественной литературы представителями РАПП. В фельетонах И. Ильфа и Е. Петрова конца 1920-х – начала 30-х годов литературная ситуация периода нашла яркое отражение. Авторы подвергают беспощадной критике характерное для среды писателей явление «псевдотворчества», создание произведений на заказ и «злобу дня», засилье идеологии и бюрократизма в искусстве и культуре; иронизируют по поводу состояния сатиры и юмора в литературе; ополчаются против невежества и безапелляционности критиков, особенно представителей РАПП. Также ими освещаются, не без тенденциозности, явления, последовавшие за постановлением Политбюро «О перестройке литературно-художественных организаций». Перспективу дальнейшего исследования фельетонов И. Ильфа и Е. Петрова составляет анализ их стилевых особенностей.





фельетон (от франц. feuille - лист, листок) - жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газетах и журналах… Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет преимущественно сатирическую направленность". В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический: "Сатирический конфликт не может исчерпать своеобразия фельетонного жанра. Советский фельетон 20 - начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой русской фельетонной литературы (Ю.К. Олеша, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, В.П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М.Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г.Е. Рыклина, Л.С. Ленча, Д.И. Заславского, С.Д. Нариньяни, С.И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н.И. Ильиной, Л.И. Лиходеева, И.М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) советский обличительно-тенденциозный фельетон на международные политические темы (В. Маяковский, Д. Заславский, Я. Галан).

Таким образом, мы видим, что жанр фельетона, зародившийся во Франции, в России в связи с политическими особенностями страны претерпел значительные изменения. Результатом стала целая система разновидностей фельетонов. Фельетонное наследие Михаила Булгакова -- это более 100 выступлений публициста в "Гудке" и цикл фельетонов-очерков (некоторые исследователи называют их "московскими хрониками") в "Накануне".

Вопрос об идейно-тематическом своеобразии фельетонов М. Булгакова остается актуальным и по сей день. Общепризнанным является мнение, что художник освещал в основном внутренние темы. Но удивительное многообразие этих тем, отражавших многообразие явлений действительности 20-х годов XX века, которые подвергались глубокому обобщению в художественно-публицистических выступлениях писателя, до сих пор не исследовано.

Темы для фельетонов Булгаков не выискивал и не выдумывал. Все те, к примеру, что печатались в "Гудке", написаны по мотивам рабкоровских писем. И содержание их - подлинные эпизоды и сценки быта железнодорожников и их семей. Нехорошая квартира "Мастера и Маргариты" впервые появилась в фельетоне "День нашей жизни". Здесь передана скандальная атмосфера квартиры № 50 в доме 10 по Большой Садовой, где в то время проживал писатель со своей первой женой Т.Н. Лаппа. Упоминаемая в "День нашей жизни" Анна Тимофеевна имела общего прототипа с Аннушкой Пыляевой рассказа "№ 13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна" и Аннушкой-Чумой последнего булгаковского романа - соседку Булгаковых Анну Горячеву. О ней вспоминала Т.Н. Лаппа: "…На той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо, что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: "Спасите! Помогите!"… Ей лет шестьдесят было. Скандальная такая баба. Чем занималась - не знаю. Полы ходила мыть, ее нанимали…"

Жилищный кризис - главная тема и фельетонов "Московские сцены" и "Москва 20-х годов". В первом описана квартира московских знакомых Булгакова - бывшего помощника присяжного поверенного В.Е. Коморского и его жены. Здесь отразилось неприязненное отношение писателя к тем, кто преуспел при нэпе.

Наши рекомендации