T-II Становление тоталитаризма и жанр антиутопии в литературе ХХ в.

Темы практических занятий по зарубежной литературе (3 курс, VI семестр)

Преподаватель: Сержант Н.Л.

Т-I Первая мировая война и её рецепция в литературе

(Романы Э.Хемингуэя «Прощай, оружие», Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен»,Р.Олдингтона «Смерть героя»)

1. Понятие литературы «потерянного поколения».

2. Писатели-представители «потерянного поколения».

3. Содержательные аспекты концепта «потерянности».

4. Герои, их идеалы, истории их «потерь» в романах Хемингуэя и Ремарка.

5. Пути формирования героя «потерянного поколения»: прошлое, настоящее, любовь и дружба на войне.

6. Поэтика, символика, художественные особенности романов.

Дополнительные задания:

Творческая работа (сочинение, доклад, сообщение, анонс) на тему: «Рецепция темы «потерянного поколения» в современном русском романе о войне (В.Моканин «Кавказский пленник», У. Проханов «Чеченский блюз», «Идущие в ночи»); «Первая мировая война в белорусской прозе (М.Горецкий «Записки на империалистической войне»).

Сочинение-эссе по роману Э.Хемингуэя «Прощай, оружие» на темы «Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора», «Война – способ самопознания и экзистенциальное событие внутреннего мира», «Концепция любви в контексте современного трагического мира», «Особенности поэтики Хемингуэя».

Глоссарий: тема, тип героя, мотив, рецепция, актуализация, принцип «айсберга».

T-II Становление тоталитаризма и жанр антиутопии в литературе ХХ в.

( Романы К. Чапека «Война с саламандрами», О.Хаксли «Дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984», сказка-памфлет «Скотный двор», Е.Замятин «Мы»)

1. Утопия и антиутопия (границы и параметры жанров)

2. Гротескно-философский, антифашистский роман К.Чапека: идея романа, способы её воплощения; форма романа-предупреждения.

3. Историко-политические предпосылки замысла художественных миров в романах- антиутопии.

4. Социальные и политические структуры общества в романах.

5. Принципы манипулирования общественным сознанием в романах.

6. Политический и социальный смысл романов.

7. Жанрово-стилистические особенности романа антиутопии (осуждение тоталитаризма, вождизма; принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии; гротеск, сатира, аллегория; способы выражения авторской позиции).

Дополнительные задания:

Составление словаря«тоталитарной», «массово-потребительской» терминологии, например: авторитаризм, роботизация, дегуманизация, стандартизация и т.п.

Семантико-лингвистический анализ оруэлловского «новояза».

Реферат на темы «Ф.Бэкон и его «Новая Атлантида», «Утопия» Т.Мора», «Город Солнца» Т. Компанеллы», «Сатира и утопия «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта», «Научно-фантастические предсказания Г.Уэллса».

Доклад (сообщение, анонс): «Утопии и антиутопии в современной литературе» (Р.Бредбери «451о по Фаренгейту», К.Воннегут «Бойня N5», Э.Берджес «Механический апельсин», Р.Мерль «Разумное животное», А. Кабаков «Невозвращенец», Л.Петрушевская «Новые Робинзоны», В. Аксенов «Остров Крым», В.Войнович «Москва 2042», Ф. Искандер «Кролики и удавы», Т.Толстая «Кысь» и др.); «Поиски утопии в белорусской литературе (К.Чорны «Пошуки будучыни»?).

Глоссарий: жанр, утопия, антиутопия, дистопия, жанровый канон, хронотоп, аллегория, аллюзия, реминисценция, гротеск, пародия, тоталитаризм, массовое общество (производство, потребление, сознание и т.д.).

T-III Философия экзистенциализма и французский экзистенциальный роман(Романы «Тошнота» Ж.Сартра, «Посторонний», «Чума» А.Камю)

1. Истоки экзистенциальной философии (Киркегор, Ницше). Экзистенциализм К.Ясперса и М. Хайдеггера. Русская «версия» Н.Бердяева, Л.Шестова.

2. Философско-эстетическая концепция французского экзистенциализма.

3. Философская и литературная деятельность французских писателей-экзистенциалистов Ж-П. Сартра и А. Камю.

4. Идеи свободы выбора, абсурда, смерти в эссе и трактатах писателей.

5. Роман «Тошнота» Ж.Сартра: герой как реальный персонаж и персонифицированная схема; идеи тотальной абсурдности бытия; художественные особенности экзистенциального романа-идеи.

6. Роман «Посторонний» А. Камю: образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда; смысл заглавия; композиция (принцип зеркальности и его функции в романе) и структура романа; метафизический и социальный смысл романа; семантика названия; художественное своеобразие экзистенциального романа).

Дополнительные задания:

Рефератна тему «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж-П. Сартра как манифест атеистического экзистенциализма».

Творческое сочинение (эссе, письмо-рассуждение) на темы: «Проблема нравственного выбора в романе А. Камю «Чума», «Историческая основа аллегоризма в романе А.Камю «Чума», «Метафизический и социальный смысл романа «Посторонний», «Образ Мерсо и способы его создания», «Казнить нельзя помиловать».

Глоссарий: антропология, феноменология, экзистенция, экзистенциализм, модус, идентификация, персонификация, роман-идея, герой-схема, стилистический минимализм.

T-IV-V (семинар – творческая мастерская) Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века(постмодернистские стили и направления в современном искусстве: от «театра абсурда», «вещизма», «тропизма», «черного юмора» к поп-арту, алеаторики, хеппенингу, ню, арт-инсталяции и т.п.; произведения Дж.Барта, Т.Пинчона, У.Берроуза,И, И. Кальвино, У. Эко, Дж.Фаулза, П.Зюскинда, Х.Кортасара, Х.Л.Борхеса, И.Уэлша, М.Уэльбека, Б. Бегбедера, М.Павича, М.Кундеры, Х.Мураками и др)

Часть 1 Постмодернизм как особая мировоззренческая концепция и форма художественного видения мира.

  1. Постмодернизм как историческая фаза развития культуры, доминанта современной культуры.
  2. Историко-идеологические предпосылки становления нового искусства в США и Западной Европе: бунтарские 60-е, битничество, хипстеризм, дзен-буддизм, пацефизм, контр-культура, рок, поп-арт, наркотический бум, сексуальная революция, массовое сознание и массовая культура второй половины ХХ века.
  3. Теоретики постмодернизма: от структурнаой антропологии Леви Стросса и структурной лингвистики Ф.де Соссюра к «Пражской школе» (Р. Барт, Ж. Женетт, Ю. Кристева и др.), Ж.Лакану, Ж. Деррида, М.Фу ко, М.-Ф. Лиотару, Ж.Бодрийяру, Ж.Делёзу и др.

Часть 2 Постмодернистская стилистика современной литературы

1. Постмодернизм как литературное направление и последняя стадия модернизма.

2. Этапы развития модернистских тенденций в литературе ХХ века от авангардизма к структурализму, постструктурализм, деконструктивизму.

3. Содержательные и формальные признаки постмодернизма: художественное произведение как коммуникативный акт (текст – автор – читатель); концепция игры, мифотворчество, стилизация, пародия, самоирония, нониерархия (жанровая и стилевая диффузия), «смерть автора», «смерть читателя» и др.

4. Семантический код постмодернистского письма: дискурс, интертекст, пермутация (смешение), симулякр, центон, мифема, эпистема («базовая структура мышления»), пастиш (самопародия), рефлексия, инвариант, код, имплицитный автор, «маска автора», «скриптор» (знаковое поле вместо автора) и др.

5. Характеристика и анализ современных постмодернистских явлений в культуре и литературе.

Часть 3Поэтика постмодернизма в романе Умберто Эко «Имя розы»

1. Жизнь и творчество У.Эко – философа, литературоведа, писателя.

2. Смысловые пласты романа «Имя розы» ( «экзотерический» - для непосвящённых, «эзотерический» - для посвященных).

3. Многожанровая природа романа (детективный, исторический, постмодернистский роман).

4. Культурные и литературные коды в романе и их «дешифровка» героем.

5. Композиционная структура «романа в романе», нарративный принцип.

6. Интертекстуальность, мистификация, стилизация, ирония, метаязыковая игра в романе «Имя розы».

7. Сопоставление исторических эпох и литературных традиций. «Смерть автора» (деперсонализация творчества) в романе.

8. Семантика названия романа: «исторический роман» о создании Истории, рождении Имени.

Часть 4 Поэтика постмодернизма в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»

1. П. Зюскинд и русскоязычный читатель: переводы, критика.

2. Интертекстуальность, аллюзии и реминисценции в романе.

3. Романтический код через стилизацию Гофмана, Новалиса, Шамиссо; другие стилистические модели в романе.

4. Жанровый синтез в романе (детективный, исторический, философский роман).

5. История как осознание проблем современности.

6. Гений и злодейство, кумир и толпа, коды массовой культуры и массового сознания в романе.

7.Роман и его экранная версия (фильм Тома Тыквера «Парфюмер»): принципы визуализации, кинематографический код и др.

Дополнительные задания презентациялюбого постмодернистского явления современного искусства, например: «Театр ню», «Психотерапия хеппенинга», «Ваш Фауст» А.Пуссера», «Творения» А.Кепроу», «Рекламная природа оп-арта», «Саморазрушающееся искусство: музыкальная пьеса Дж.Кейджа «4,33,,»; «Постмодернистская живопись» и др.; инсталяция, игра, постановка хеппенинга, например – «Экзамен», сонористики, например – «Цвет, свет, звук, стук…» и т.п.; эссе (исследование, статья, заметка)на свободную тему о постмодернизме и современной художественной и нехудожественной литературе, например: «Массовая культура и литература как питательная среда постмодерна», «Постмодернизм как эра необарокко», «Абсолютизация теории театра в постмодерне», «Интертекстуальность постмодернизма как «сохранение старых форм», «Сетература», «Реалитимедиатекст», «Киберлитература», «Язык чата», «Социальные сети», «Реалити-шоу», «Шоу-власть», «Психотехнологии личностного роста: театральность EST», «Глобализация и постмодерн», «Американизация современной культуры и постмодерн» и др.

Глоссарий: постмодерн, структурализм, деконструктивизм, деперсонализация, интертекст, симулякр, центон, мифема, эпистема, пастиш, рефлексия, нониерархия, инвариант, децентрация и др.

T- VI –VII (семинар) Массовое сознание и литература ХХ века.

  1. Определение понятий массовое сознание, массовое общество, массовая культура, массовая литература, понятие «бестселлера».
  2. История становления массовой литературы: средневековая смеховая культура (фаблио, городской анекдот); жанры басни, сказки, комедии как «низкие» в системе классицизма; комикс, вестерн, триллер как классика массовой литературы ХХ века.
  3. Жанровое многообразие массовой литературы.
  4. Сюжетообразующие коды, образы, темы и лейтмотивы в структуре детектива, фэнтези, хоррора, мистики, психологического триллера, фантастического и любовного романа.
  5. Стивен Кинг как законодатель мистического романа, психологического триллера. Расширение границ «массовой художественности» в творчестве писателя (романы «Мертвая зона», «Зеленая миля»).
  6. Кинематографический код в контексте массовой литературы (экранизация классики, современный кино-роман).
  7. Тематика и проблематика современной литературы для детей и юношества: определение «детских» жанров, основные жанры, герои, конфликты.
  8. Скандинавский «феномен» (Т. Янсон, А. Линдгрен, С. Лагерлёф).
  9. Детская книга, кино и анимация.

Литература

Андреев Л.Г. и другие. Зарубежная литература ХХ века. М. «Высшая школа», 2000.

Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М. «Высшая школа», 1984.

Гиленсон Б.А. Литература США. М., 2000.

Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. М. «Владос», 1999.

Андреев Л.Г. и другие. Зарубежная литература ХХ века. М. «Высшая школа», 2000.

Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М. «Высшая школа», 1984.

Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. М., «Советский писатель», 1989.

Шардыко С.М. Французский роман 40-50-ых гг., Мн., 2000.

Балашова Т. Французский роман 60-х гг. М., «Высшая школа», 1965.

Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. М. «Владос», 1999.

Андреев Л.Г. и другие. Зарубежная литература ХХ века. М. «Высшая школа», 2000.

Наши рекомендации