Чтение статьи учащимися «цепочкой».
Беседа по содержанию статьи.
– Какие слова употребляет автор в своей статье для описания мрачности царства Аида? (Неумолимый, печальное, бездонные, леденящая, безрадостная и др.)
– Какие имена богов вам уже встречались, а какие – встретились впервые?
– Кто служит Аиду? Зачитайте, как автор описывает их.
– Кто является судьями царства умерших?
– Кто такой Тбнат? Зачитайте, как автор описывает его.
– Какова роль Гипноса в этом царстве?
4. Повторное чтение статьи учащимися про себя и подготовка к ответу на вопрос учебника 2, с. 12.
Работа с иллюстрацией учебника (с. 11).
– Какой момент изобразил на своем рисунке художник? А что нарисовали бы вы?
– Какие краски использовали бы? Почему?
IV. Подведение итогов урока.
Игра «Ты мне – я тебе».
– Какие вопросы по содержанию статей Куна вы хотели бы задать друг другу?
Внимательный читатель».
Один из учеников выступает в роли учителя. Он начинает зачитывать любое предложение, а задача учеников – определить, из какой статьи Куна это предложение, найти и зачитать его.
Оценивание работы учащихся на уроке.
– Кто из учеников был самым активным сегодня на уроке? Все ли согласны с этим мнением?
Домашнее задание:прочитать статью «О нашей Родине» Ю. Яковлева, каждому подготовить вопросы по её содержанию.
Урок 50
ю. яковлев. «о нашей родине».
м. пришвин. «моя родина»
Цели:развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом; работать над вдумчивым правильным чтением, воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: грамзапись песни «С чего начинается Родина».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа-размышление по теме «С чего начинается Родина».
– Что такое Родина? Отечество? Отчизна?
Поговорить о смысле и связи слов: родной, родственник, род, родина, Родина – мать, Отечество – отец.
– С чего начинается Родина?
Прослушивается запись песни «С чего начинается Родина».
– Почему автор не дает ни одного ответа на этот вопрос?
– Я прочитаю вам отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето», а вы попробуйте ответить на вопросы, которые задает автор, и представить картины, нарисованные им.
«Хорошо иметь дом-дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…
Где она, родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урожденный.
Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…»
– Что вы представляли себе при прослушивании этого отрывка из произведения А. Беляева?
– Где вы стремитесь бывать чаще? Какое место вызывает у вас приятные воспоминания? Это и есть ваша маленькая родина.
– Может ли быть человек без Родины? Почему вы так думаете?
III. Проверка домашнего задания.
Чтение статьи Ю. Яковлева «О нашей Родине» учащимися вслух, сменяя друг друга.
Игра «Ты мне – я тебе».
Заслушиваются, обсуждаются и оцениваются учащимися вопросы, придуманные ими; «авторы» наиболее удачных вопросов задают их классу, вызывая для ответа по своему усмотрению любого ученика.
IV. Работа над новым материалом.
Вступительное слово учителя.
– Природа нашей страны прекрасна и богата, но богатства ее не бесконечны, а потому человек должен умело и экономно пользоваться ими.
В нашей стране существует Закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней. Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний человека, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для ее охраны. Это известный писатель М. Пришвин. У него было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-нибудь новое в природе и умел передавать свои чувства читателям.
Чтение текста «Моя Родина» учащимися по абзацам.
Словарная работа.
– Какие слова были вам непонятны?
– Выражение «кладовая солнца» имеет переносное значение. Знаток русского языка М. Пришвин создал много метких изречений и словосочетаний. Ему принадлежат выражения «весна света» (о необычайно светлых мартовских днях), «глаза земли» (лесные озера, отражающие небо). «Кладовая солнца» – так образно автор называет природу. Солнце дает свет, тепло, жизнь; природа – хранительница жизни, земных богатств.
4. Работа над содержанием статьипроводится в соответствии с вопросами учебника 1, 2, 3, с. 15.