Работа по картине русского художника Н. В. Неврева «Торг».
– Что изобразил художник на своей картине? (Художник запечатлел одну из сцен помещичьего быта – продажу крепостных крестьян.)
– Какие краски использовал художник? Что он хотел передать, используя такие краски?
Вопросы учителя.
– Почему же царское правительство все-таки было вынуждено отменить крепостное право? (Восстания крепостных крестьян вспыхивали все чаще и чаще. Крестьяне не хотели больше терпеть издевательства господ. Помещики и царь боялись, что крестьяне восстанут по всей стране и уничтожат их. Крепостной труд, труд из-под палки, становился все более невыгодным.)
– В каком году было отменено крепостное право? Сколько примерно прошло лет с тех пор? (В 1861 году.)
– Как вы думаете, изменилась ли жизнь крестьян после отмены крепостного права?
– Почему большинство крестьян голодало?
– Где находили работу крестьяне, покинувшие деревню?
Слово учителя.
– Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, шахты, их отдавали в учение в мастерские к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам. О жизни одного из таких мальчиков написал А. П. Чехов – великий русский писатель.
5. Чтение текста учителем(учащиеся следят по учебнику).
Вопросы учителя.
– Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо Ваньки? Почему так думаете?
– Каким было положение Ваньки? (Безвыходное положение. Ваньке неоткуда ждать помощи.)
7. Чтение учащимися I и II частей рассказа вслух. По ходу чтения объяснение непонятных слов.
Темный убраз – икона, висевшая в мастерской, была покрыта пылью и копотью, краски ее потемнели.
Заутреня – утренняя служба в церкви.
Двурня – дворовые люди (конюхи, повара и другие).
Людская кухня – кухня, где готовили для дворовых. В помещичьем доме была еще барская кухня, где готовили для господ.
8. Ответ на задания 1, 2 к тексту.
IV. Подведение итогов урока.
– Какие чувства вызвал у вас рассказ А. П. Чехова?
Домашнее задание:прочитать рассказ до конца, рассмотреть иллюстрации к тексту, подготовить ответ на вопрос 6 учебника.
Урок 57
А. П. ЧЕХОВ. «ВАНЬКА»(окончание)
Цели:развивать речь учащихся, умение находить в тексте слова-доказательства; продолжить работу над содержанием рассказа, доводя до детей замысел автора; воспитывать у учащихся чувство сострадания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Кто является автором рассказа «Ванька»?
– О каком историческом периоде рассказывает нам Чехов?
– Каково отношение автора к мальчику? А ваше?
– К какому эпизоду рассказа относится иллюстрация? Докажите словами из текста.
– Как вы ответили на вопрос 6 учебника?
III. Работа по теме урока.
Повторное чтение рассказа учащимися по абзацам и беседа по его содержанию.
– Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника? Докажите свой ответ словами из текста.
– Расскажите, как с ним обращались хозяева и подмастерья. Можно ли предположить, что жизнь Ваньки у Алехина изменится, станет лучше?
– Зачитайте те отрывки из текста, которые показывают, как относилась к Ваньке барышня Ольга Игнатьевна, когда была жива его мать, и что сделали господа после смерти Ванькиной матери.
– Как автор рассказа дает понять, что господа в действительности были равнодушны к судьбе мальчика?
– Может ли Ванька ждать помощи от барышни Ольги Игнатьевны?
– Где живет дедушка Ваньки Константин Макарыч? Почему? Сколько лет деду? Какую работу он теперь выполняет? Найдите слова в тексте, в которых говорится о том, как выглядит Константин Макарыч.
Выборочное чтение.
1) Чтение учащимися письма Ваньки.
– Какие строки из Ванькиного письма деду говорят о полном отчаянии мальчика? («… увези меня отсюда, а то помру», «нету никакой моей возможности, просто смерть одна».)
2) Чтение отрывков из текста о прежней жизни Ваньки.
– Чем тяжелее жилось Ваньке, тем чаще он вспоминал свою прежнюю жизнь в деревне, воскрешая наиболее приятные и радостные моменты. Найдите в тексте места, подтверждающие это, и зачитайте их.
– Почему жизнь в деревне кажется ему счастливой и беззаботной? (Потому что он жил среди родных и знакомых ему людей, которые любили его. Это состояние счастья Ваньки как бы подтверждается и описанием деревенского пейзажа.)
3) Чтение учащимися вслух зарисовки морозной ночи в деревне.
– Разделите текст на смысловые части.
– Как правильно расставить логические паузы?