Чтение басни заранее подготовленными учащимися.
Беседа по вопросам.
– Какой способ высказывания правды придумали мудрецы? (Басню.)
– Как мудрецы называли басню? (Чудесным зеркалом.)
– Почему чудесным зеркалом? Найдите слова подтверждения в тексте басни. («…зрелище сколь занимательное, столь и поучительное…»)
– Почему люди не могли рассердиться на басню?
Чтение текста учащимися про себя.
– Как же можно ответить на вопросы Г.-Х. Андерсена, заданные в последнем абзаце текста?
Работа над басней Эзопа «Лисица и Козёл».
Название басни записано на доске: «Лисица и Козёл».
сведения об эзопе
Создателем басни как самостоятельного жанра литературы считается Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец.
Словесный портрет Эзопа, данный его современниками.
Эзоп – баснописец, величайший благодетель человечества, – по доле своей был раб, а по роду – фригиец из самой Фригии (географическая область в центральной части Малой Азии. В древности на этой территории располагалось Фригийское царство. В данном случае подчеркивается, что Эзоп – чужеземец). С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.
– Внимательно рассмотрите все подробности описания Эзопа и попробуйте доказать, что в этом описании он весь в отметинах чужого мира, мира «наоборот».
– Ну а теперь прочитайте басни, которые написал не сказочный персонаж, но реальный великий Эзоп.
– Что вы заметили при чтении басни? (Названия животных написаны с большой буквы.)
– Почему?
Чтение басни учащимися по абзацам.
Беседа по содержанию басни.
– Какие мысли у вас возникли после прочтения этой басни?
– Какой изображена Лисица? (Хитрой.)
– А каким изображен Козел? (Глупым.)
– Что же высмеивает Эзоп? (Глупость.)
– В каких строках заключена мораль басни? (Умный человек не должен браться за дело, не подумав прежде, к чему это может привести.)
Работа с пословицей.
– Есть такая народная пословица: «Не за бороду – за ум жалуют». Как вы ее понимаете?
– Подходит ли эта пословица к басне «Лисица и Козел»?
III. Подведение итогов урока.
– Что такое басня?
– Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)
Домашнее задание: прочитать выразительно басни Г.-Х. Андерсена и Эзопа; выполнить задание 2 учебника, ч. 2 (с. 9).
Урок 31
И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Цели:развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; пробуждать у детей добрые чувства; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; «волшебная» шкатулка; карточки с выдержками из изученных басен.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были сочинить свою историю к морали басни «Лисица и Козел». Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.
Несколько учащихся рассказывают свои истории.
III. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя.
– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
На доске написаны слова М. Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Дети читают текст с доски.
Повторение изученных басен.
– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.
Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.
Карточки:
1) Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный?
(«Стрекоза и Муравей».)
Выразительное чтение наизусть или по книге.
2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу
клонит.
(«Мартышка и Очки».)
Чтение по ролям по книге.
3) Проказница Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли играть Квартет.
(«Квартет».)
Вспомните действующих лиц и назовите их.
4) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
(«Зеркало и Обезьяна».)
Вспомните действующих лиц и объясните выдержку.
5) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Ворона и Лисица».)
Инсценирование басни.