История русской литературы 20 века

Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм

1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?

2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?

3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?

4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?

5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.

6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.

Литература к занятию

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")

1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочиты­ваются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?

2.Какова созданная в произведении картина мира и концеп­ция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетер­минизм?

3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?

4.Что стоит за драматической развязкой романа?

5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?

6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провин­циально-декадентском вкусе"?

Петербург» А. Белого как роман-миф

Язык романа. Особенности повествования.

А. Почему Белый использует ритмическую прозу?

Б. В чем художественный смысл сокращений, неожиданных обрывов речи персонажей и повествователя?

В. Приведите примеры оксюморона и раскройте смысл широкого использования этого тропа в романе.

Г. Найдите в тексте метонимии и объясните их художественные функции.

Д. Покажите особенности сказа как формы повествования в романе «Петербург».

Литературные реминисценции в романе

А) Какие гоголевские образы можно найти в тексте романа?

Б) Какова функция эпиграфов в романе?

В) Почему в эпиграфах использованы цитаты из произведений позднего Пушкина?

Г) Как трансформируется в «Петербурге» мотив отцеубийства из романа Достоевского «Братья Карамазовы»?

Д) Кого из героев Достоевского напоминает Николай Аполлонович и почему?

Модель мира. Проблематика

А) Как можно охарактеризовать реальное время и место действия романа?

Б) Каковы художественное время и пространство романа?

В) Какие проблемы поставлены в романе «Петербург»?

Литература к занятию

Белый Андрей. Петербург. Л.: Наука, 1981 (Сер. «Литературные памятники»)

Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Тема 3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама

1.Какое место в кругу акмеистов занимал Мандельштам? К какой разновидности этого течения можно отнести мандельшта­мовскую поэзию?

2.Охарактеризуйте особенности понимания Мандельштамом акмеизма на примере его статьи "Утро акмеизма".

3.Каковы основные мотивы и темы стихотворений сборников "Камень" и "Tristia"?

4.В чем своеобразие историко-культурной темы в поэзии Мандельштама (стихотворения "Я ненавижу свет", "Notre Dame", "Нет, не луна, а светлый циферблат...")?

5.Каков художественный хронотоп в стихотворениях "Я не слыхал рассказов Оссиана", "Я не увижу знаменитой "Федры""?

6.Раскройте философию истории на примере цикла "Петер­бургские строфы". Близка ли она трактовке русской истории у А.Белого?

7.Охарактеризуйте образность лирики Мандельштама. Каков ее жанровый состав? Что можно сказать о стиле двух дорево­люционных сборников?

Литература к занятию

1. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.1-2.

2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С.5-64.

3. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О.Мандельштам – «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 138-141..

4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С.106-133.

5. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. М., 2004 (сер. «ЖЗЛ»).

Тема 4. Творчество В.В.Маяковского и футуризм

1. Какие стихотворения дооктябрьского периода творчества Маяковского тематически близки его поэме "Облако в штанах"? С какими частями поэмы они соотносятся?

2. Есть ли в произведении социальные и философские мотивы?

3. В чем своеобразие мифотворчества поэта?

4. Что представляет собой лирический герой поэмы?

5. Каков художественный хронотоп?

6. В чем состоит своеобразие языка «Облака в штанах»?

Литература к занятию

Шкловский В.Б. Вышла книга Маяковского «Облако в штанах» // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.42-45.

Самостоятельная письменная работа

Наши рекомендации