История русской литературы от начал до Золотого века (2 ч.).

Литература Древней Руси. Двоеверие, то есть компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, как характерная особенность древнерусской литературы после крещения Руси в 988 г. Русская волшебная сказка как эпическая сингулярность фольклорной мудрости: структурализм души, ума и тела в идейно-образной структуре сказки. «Голубиная книга» как таинственный первотекст двоеверия: синкретизм христианства и общеиндоевропейской протонауки. Мудрость «духовного стиха» и калики перехожие. Тайна Пуруши.

«Слово о законе и благодати» (1049) митрополита Иллариона как первое письменное произведение в мире русской литературы: сопоставление Ветхозаветного и Новозаветного принципов реальности, пастырская вера в христианское будущее Киевской Руси, похвала князю Владимиру.

«Повесть временных лет» (ок. 1113) Нестора-летописца: русская история как часть общего временного процесса. Начала русской истории. «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) как древнерусский шедевр, заключающий универсальный код русского культурного архетипа: знаки Судьбы и Доли в русского духа в «Слове». «Житие протопопа Аввакума» (1672 – 1675) как записки бесстрашия и стойкости русской духовной силы во времена церковного раскола XVII в.

Возникновение новой русской литературы в XVIII в.: творческая практика русского классицизма (А.Д.Кантемир (1708 – 1744), В.К.Тредиаковский (1703 – 1768), М.В.Ломоносов (1711 – 1765), Г.Р.Державин (1743 – 1816); развитие сентиментализма: новые жанры путешествия и чувствительной повести (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» (1791 – 1792).

Роль Н.М.Карамзина в литературном движении начала XIX в.: преобразователь русского национального языка, «История государства Российского», издатель «Вестника Европы». Развитие романтизма: В.А.Жуковский (1783 – 1852), К.Н.Батюшков (1787 – 1855) и др. Гражданская поэзия поэтов-декабристов (В.Ф.Раевский (1795 – 1872), К.Ф.Рылеев (1795 – 1826), В.К.Кюхельбекер (1797 – 1846) и др. Особое место А.С.Грибоедова в литературном процессе: «Горе от ума» (1824) и «Философические письма» П.Я.Чаадаева.

Феномен А.С.Пушкина: «жестокий век, жестокие сердца». Концепция творчества Пушкина В.Непомнящего. Демонизация пустоты в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тайна Н.В.Гоголя: «мертвые души» как причина «болезни бытия». Пророческая боль Золотого века.

Религиозно-философские и художественные искания в литературе 2-й половины XIX в.: идейно-мировоззренческий спор между славянофилами и западниками. Русский вопрос: «Кто виноват?» - среда или человек? Гении «натуральной школы» - И.А.Гончаров (1812 – 1891), И.С.Тургеньев, А.Ф.Писемский (1821 – 1881), М.Е.Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), А.Н.Островский (1823 – 1886), Н.А.Некрасов (1821 – 1877).

Художественные тексты:

Пушкин. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Лирика. Пиковая дама.

Гоголь. Шинель. Мертвые души.

Толстой. Анна Каренина.

Достоевский. Идиот. Братья Карамазовы.

Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода (2 ч.).

Феномен Ф.М.Достоевского (1821 – 1881): в поисках «последних ответов». «Коды смерти и жизни» в творчестве Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повести «Кроткая», «Сон смешного человека»). Речь о Пушкине (1880) как последнее завещание.

А.П.Чехов: попытка «лечения» русских болезней. Выход за «круг умеренности» самого умеренного из русских писателей: «страшные пьесы» Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».

Энциклопедия величия и муки в творчестве Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». «Уроки со дна» и революционный порыв в творчестве А.М.Горького: пьеса «На дне», легенда о Данке в рассказе «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике». «Эротическая мортирология» в «Темных аллеях» И.А.Бунина: «Митин код» русского архетипа.

Религиозно-философские мотивы в поэзии А.А.Блока: мистика Прекрасной Дамы, символика Судьбы в поэме «Двенадцать». «Мне нравится, что Вы больны не мной...» - поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой. «Диаволиада» советского периода в творчестве М.Булгакова.

Русские лауреаты Нобелевской премии по литературе:

1.Судьба и творчество И.А.Бунина (1870 – 1953): «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». Нобелевская премия в 1933 г.

2. Чудо «последних тем» в творчестве Б.Л.Пастернака (1890 – 1960): роман «Доктор Живаго» как исповедь «русского Фауста». Драма вокруг Нобелевской премии 1958 г.

3. Эпопея донского мифа в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1905 – 1984): «ничейная архетипика» образа Григория Мелихова. «Не-поклон» Шолохова Густаву Адольфу VI при получении Нобелевской премии в 1965 г.

4. Хронотоп «ракового корпуса» в творчестве А.И.Солженицына (1918 – 2008). «Архипелаг ГУЛАГ» как художественное исследование лагерно-тюремной системы. «Кванты жизни» в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Нобелевская премия 1970 г. «Вермонтский затворник» и его возвращение на Родину.

5. И.Бродский (1940 – 1996): «мир останется прежним». Стихи о «городе К.»: поэзия Бродского в литературной судьбе Калининграда. Нобелевская премия 1987 г.: «я еврей, русский поэт английский эссеист».

Феномен В.С.Высотского: «Я не люблю фатального исхода».

«Русская тайна» В.Набокова: «странствия русского Эроса» от «Машеньки» до «Лолиты».

Рекомендуемая литература:

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX в.. М., 1993. (УБ, ч. з. N 1, НА).

Художественные тексты:

Короленко «Слепой музыкант».

Чехов. Чайка. Вишневый сад. Рассказы.

Блок. Двенадцать.

Цветаева, Ахматова (лирика по выбору).

Литература ХХ в. (6 ч.).

«Новое искусство» как искусство зловещего парадокса: ощущение роковой взаимозависимости каждого от всех и одновременное усиление крайнего субъективизма как в восприятии, так и в интерпретации действительности.

Джеймс Джойс (1882 – 1941) в поисках «нового мифа» и новых форм художественной объективации тайн сознания: метод «потока сознания». Одиссея «дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс»: один день Леопольда Блума как универсальная модель «нового мира». Главный герой как один из самых кропотливо представленных характеров мировой литературы: никто или месса Сатаны освобожденного подсознания? Стивен Дедал в писках Отца. Тайна Молли как «плоти, все время говорящей «да». «Улисс» как миф ХХ века.

Марсель Пруст (1871 – 1922) и тайна Времени: цикл «В поисках утраченного времени» как грандиозный художественный проект Воспоминания. «Говорит то Я, которое не всегда то, кем является мое я». Искусство Пруста как попытка изучения взаимоотношения реальности сознания и не-линейного времени: художественный поиск Времени во флуктуациях вспоминающего сознания художника.

Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки (1883 – 1924): «вина» Йозефа К. в романе «Процесс», тайна «превращения в иное» в рассказе «Превращение».

Томас Манн (1875 - 1955) как исследователь фаустовской «болезни мира»: новелла «Смерть в Венеции», романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Связь «фаустовского духа» с идейно-психологическими основаниями немецкого национал-социализма. Томас Манн как политический писатель.

Герман Гессе (1877 – 1962) в поисках выхода из саморазрушительной субъектности. Связь художественных идей с аналитическим психоанализом К.-Г. Юнга и И.Б.Ланга. Болезнь собственного духа как объект художественного изображения в романе «Степной волк». Символическая партитура образа «степного волка»: дионисийское восстание против сдерживающих принципов христианской цивилизации. Разрушение традиционной действительности в отсутствии «кодов будущего».

Антуан де Сент-Экзюпери – последний сказочник ХХ века. «Маленький принц» как «Евангелие детства»: мир взрослых как свалка хронотопов безумия. Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан»: проблема одинокой чистоты и грязной «стайности».

Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух» (1954). Тайна «зверя» и хрупкая педагогика современной цивилизации. Образы-идеи в романе: Ральф – идея «здравого смысла» демократического социума, Джек Меридью – «ницшеанский» тип «воли к власти», Хрюша – идея доверительной сентиментальности, Саймон – «детский Христос».

Литература экзистенциального опустения. А.Камю (1913-1960) как философ-свидетель трагического надлома времени в ХХ веке. Роман «Посторонний» (1942) как манифест «последнего отчуждения»: «каждый умрет в одиночку».

Роман «Чума» (1947) и его идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия: абсурд как единственная экзистенциальная граница осознанности и ясности понимания бытия. Онтологизация бунта как состояния морального сознания в его сопротивлении против абсурда. Тайна смерти: неоконченная рукопись «Первый человек» и неиспользованный билет на поезд.

Жан-Поль Сартр(1905 – 1980) – философ и писатель экзистенциализма. Роман «Тошнота» как художественная форма философской теории «проекта»: индивид, не заданный самому себе, призван создать «проект» себя и «собрать» себя в новом качестве этого «проекта», полностью отвечая за себя и свои поступки. Образ Антуана Рокантена как человека в ситуации свободы, вызывающей тошноту: мир не имеет смысла, «Я» не имеет смысла. В акте «проекта» сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Выбор Ореста в пьесе-притче «Мухи»: принципиальное отличие исходного мифа («Бог не обманет. Твердо слово Локсия / Он приказал мне...» Эсхил) и концепции экзистенциального выбора у Сартра. Одиночество и свобода как судьба и «мучители». Максимум «проекта» - история, которая «должна быть прекрасной и твердой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования».

Дж.Д.Сэлинджер (1919 – 2008) и его роман «Над пропастью во ржи»: «Библия юности» для западной культуры. Исповедь героя (Холден Колфилд) посреди «вакуума человечности» мира взрослых. Метафора «пропасти» в романе. Конфликт «мира детства» и «анти-мира взрослых ценностей». «Стужа» и «вонь» как эмпирические признаки «анти-мира». «Тошнота» как доминантное состояние героя. Проблема «доверия детству»: мистика инфантилизма в убийстве Джона Леннона (убийца с романом Сэлинджера).

Идейный изоморфизм романа Сэлинджера с романом Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959).

Роман «Сто лет одиночества» (1967) Г.Г.Маркеса как «краткая история времени»: притча о человечестве от грехопадения («перволюди» Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула Игуаран) до Апокалипсиса. Макондо как «топос проклятия» и хронотоп одиночества. Неспособность к любви как Рок-проклятие Макондо. Творчество Маркеса как антиутопия «магического реализма» против великих иллюзий ХХ века.

Современная эпоха как процессуальность «после времени»: культура «постмодерна» и ее «метафорика руин». Признаки «завершенности» истории в литературе: «смерть автора» (Р.Барт), нарратив, интертекстуальность, игра, коллаж и др. Творчество Джона Фаулза (1926 – 2005). Постмодернистская игра в романе «Коллекционер» (1963): мотивы-аллюзии пьесы Шекспира «Буря». Роман «Волхв»: между «игрой в бога» и живой любовью к Алисон.

Художественные тексты:

Джойс. Улисс.

Кафка. Превращение.

Булгаков. Мастер и Маргарита.

Гессе. Степной волк.

Манн Т. Смерть в Венеции. Доктор Фаустус.

Сартр. Тошнота.

Камю. Посторонний.

Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Голдинг. Повелитель мух.

Фаулз. Коллекционер. Волхв.

Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.

Практикум

План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется обсуждение заявленных тем – отдельных произведений различных периодов истории литературы. Студенты должны увидеть рассмотренные в лекционном курсе черты литературной эпохи в произведении и одновременно проанализировать конкретный текст. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами.

Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать литературоведческие проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи.

Первый семестр

2.1. Основные категории художественного текста (на примере пьес Чехова «Чайка» и «Вишневый сад») (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Тема.

2. Система образов.

3. Система хронотопов.

4. Основной тип авторской эмоциональности.

5. Идея.

Рекомендуемая литература:

1. Афанасьев, Э. С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. (Ч. з. N 4 (1)).

2. Гречнев, В. О прозе и поэзии XIX - XX вв. Лев Толстой. Антон Чехов. Иван Бунин. Леонид Андреев. Максим Горький. Федор Тютчев. Георгий Иванов. Александр Твардовский. - СПб.: Соларт, 2009. (Ч. з. N 4 (1)).

3. Доманский, Ю. В. Вариативность драматургии А. П. Чехова. - Тверь: Лилия Принт, 2005. (НА (1)).

4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. - М.: РГГУ, 2007. (НА (1)).

5. Ивлева, Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2001. (НА (1)).

6. О поэтике А.П.Чехова: Сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. (Ч. з. N 1 (1)).

7. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 т. - М.: Худож. лит., 1989. Т. 1 (Статьи по теории литературы; Гоголь. Пушкин. Тургенев. Чехов). (НА (1), ч. з. N 1 (1)).

8. Одиноков, В. Г. Пьесы А. П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три Сестры», «Вишнёвый сад». Поэтика и эволюция жанра. - Новосибирск: РИЦ НГУ, 2006. (Ч. з. N 4 (1)).

9. Полоцкая, Э.А. О поэтике Чехова. - М.: Наследие, 2001. (НА (1), ч. з. N 4 (1)).

10. Судьба жанра в литературном процессе: сб. науч. ст. - Иркутск: Иркут. гос. ун-т. Вып. 2. - 2005. (НА (1)).

11. Фадеева, Н.И. Новаторство драматургии А.П.Чехова: Пособие по спецкурсу. - Тверь: ТГУ, 1991. (НА (1)).

12. Философия Чехова: междунар. науч. конф.: материалы. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2008. (НА (1)).

13. Чеховские чтения в Твери: Сб. науч. тр. - Тверь, 1999, 2000. (НА (2)).

14. Чеховский сборник. - М.: Изд-во лит. ин-та им. А. М. Горького, 1999. (НА (1)).

2.2. Античность. Эпос (4 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Идея универсального космизма в образе Ахиллеса в «Илиаде» Гомера.

2. Космология Эроса в эпическом сознании.

3. Идея возвращения в образе Одиссея.

4. Женские образы в поэмах Гомера.

Рекомендуемая литература:

1. Антипенко, А. Л. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера. - М.: Ладомир, 2002. (НА (1)).

2. Голинкевич, Н. Т. Читаем Гомера: Одиссея : Песнь первая : Комментарий с переводом и словарем (Учебное пособие). - М.: Высш. шк., 1996. (НА (1)).

3. История греческой литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. Т. 1 (Эпос, лирика, драма классического периода). (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)).

4. Клейн, Л. С. Анатомия «Илиады». - СПб., 1998. (НА (1)).

5. Сахарный, Н. Л. «Илиада»: Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. - Архангельск, 1957. (НА (2), ч. з. N 1 (1)).

6. Сахарный, Н.Л. Гомеровский эпос. - М.: Худож. лит., 1976. (НА (2), ч. з. N 1 (1))

7. Шталь, И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстол. Анализа «Илиады»: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. - М.: Высш. шк., 1975. (НА (4), ч. з. N 1 (1)).

8. Шталь, И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. - М.: Наука, 1978. (НА (1), ч. з. N 1 (1)).

9. Шталь, И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М.: Наука, 1983. (Ч. з. N 1 (1)).

10. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика: Собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2001. (Ч. з. N 4 (1)).

2.3. Античная трагедия (4 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа.

2. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клетемнестры, Федры.

Рекомендуемая литература:

1. Анненский, И. Ф. Античная трагедия (публ. лекция). - М.: Лабиринт, 2000. (НА (1)).

2. Гордон, А. Г. Древнегреческая трагедия (учеб. пособие для вузов). - Душанбе: Дониш, 1974. (НА (1)).

3. Греческая трагедия: учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Учпедгиз, 1958. (НА (3)).

4. Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» (Учеб. пособие для филолог. спец. вузов). - М.: Высш. шк., 1986. (Ч. з. N 4 (1)).

5. Ярхо, В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. - М.: Худож. лит., 1978. (Ч. з. N 1 (1)).

6. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: Лабиринт, 2000. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1), НА (1)).

2.4. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский» (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский» как вершина Золотого века испанской культуры. Конфликт замысла и идеи.

2. Архетип «безумца во имя добра».

3. «Максимум идеала» в системе главных образов.

Рекомендуемая литература:

1. Iberika. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». - СПб.: Наука, 2005. (Ч. з. N 1 (1), НА (1)).

2. Бочаров, С. Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. - М.: Сов. Россия, 1985. (Ч. з. N 1 (1)).

3. Набоков, В. В. Лекции о «Дон Кихоте». - М.: Независимая газ., 2002. (НА (1)).

4. Светлакова, О.А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. (Ч. з. N 4 (1)).

2.5. Шекспир (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Сонеты Шекспира.

2. «Гамлет». Новая архетипика европейского героя.

3. «Отелло», «Ромео и Джульетта». Тема любви.

Рекомендуемая литература:

1. Азимов, А. Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы. - М.: Центрполиграф, 2007. (Ч. з. N 4 (1)).

2. Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: лит. коммент. - М.: Просвещение, 1986. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)).

3. Бартошевич, А. В. Шекспир. Англия. XX век. - М.: Искусство, 1994. (НА (1)).

4. Верцман, И. Е. «Гамлет» Шекспира. - М.: Худож. лит., 1964. (НА (1)).

5. Комарова, В. П. Творчество Шекспира. - СПб.: СПбГУ, Филол. фак., 2001. (Ч. з. N 4 (1)).

6. Пинский, Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. - М.: Худож. лит., 1971. (Ч. з. N 1 (1), НА (1), ч. з. N 4 (1)).

7. Шведов, Ю. Ф. Трагедия Шекспира «Отелло». - М.: Высш. шк., 1969. (НА (2), ч. з. N 4 (1)).

8. Шведов, Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. - М.: Искусство, 1975. (НА (1), ч. з. N 4 (1)).

9. Шведов, Ю.Ф. Вильям Шекспир: Исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1977. (НА (1), ч. з. N 1 (1)).

10. Шекспировская энциклопедия. - М.: Радуга, 2002. (Ч. з. N 4 (1)).

2.6. Барокко и классицизм (4 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Специфика барокко в драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

2. Конфликт между чувством и разумом в трагедии Корнеля «Гораций» и Расина «Федра».

3. Сгущенные пороки в комедиях Мольера «Тартюф» и «Дон Жуан».

Рекомендуемая литература:

1. Iberica. Кальдерон и мировая культура: cб. ст. - Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1986. (Ч. з. N 1 (1)).

2. Большаков, В. П. Жан Расин. - М.: Знание, 1989. (НА (1)).

3. Бояджиев, Г. Н. Мольер: Истрические пути формирования жанра высокой комедии. - М.: Искусство, 1967. (НА (1), ч. з. N 4 (1)).

4. Гликман, И. Д. Мольер: критико-биогр. очерк. - М.; Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1966. (НА (2)).

5. Кадышев, В. С. Расин. - М.: Наука, 1990. (НА (1)).

6. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм: очерки. - М.: Наука, 1968. (НА (1)).

2.7. Век Просвещения (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Образы-идеи в философской повести Вольтера «Кандид».

2. Философия «естественного человека» в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

3. Объекты философской сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера».

Рекомендуемая литература:

1. Артамонов, С. Д. Вольтер и его век. - М.: Просвещение, 1980. (НА (1)).

2. Артамонов, С. Д. Вольтер: критико-биогр. очерк. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1954. (НА (1)).

3. Длугач, Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). - М.: ИФ РАН, 2006. (НА (1)).

4. Дубашинский, И. А. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. - М.: Высш. шк., 1969. (НА (2)).

5. Занин, С. В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. - СПб.: Мiръ, 2007. (НА (1)).

6. Кузнецов, В. Н. Франсуа Мари Вольтер. - М.: Мысль, 1978. (Ч. з. N 2 (1)).

Второй семестр

2.8. Н.В. Гоголь (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Архетип маленького человека в повести Гоголя «Шинель».

2. Анатомия душевного омертвения в поэме Гоголя «Мертвые души».

Рекомендуемая литература:

1. Машинский, С. И. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. - М.: Худож. лит., 1966. (НА (1)).

2. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. (Ч. з. N 4 (1)).

3. Никишов, Ю. М. Святогор. Гоголь и его «Мертвые души». - Тверь: Науч. кн., 2006. (Ч. з. N 4 (1)).

4. Смирнова-Чикина, Е. С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»: Комментарий. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1974. (Ч. з. N 1 (1), НА (2), ч. з. N 4 (1)).

5. Соколов, Б. В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. - М.: Эксмо: Яуза, 2007. (Ч. з. N 4 (1)).

6. Творчество Н. В. Гоголя в контексте современности (к 200-летию со дня рождения писателя). - Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. (НА (1)).

2.9. Л.Н. Толстой (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Эротомания гибели в романе Толстого «Анна Каренина» и «Крейцерова соната».

2. Тайна лошади в «Холстомере».

Рекомендуемая литература:

1. Бурсов, Б. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. - Л.: Гослитиздат, 1960. (НА (1)).

2. Гречнев, В. О прозе и поэзии XIX - XX вв. Лев Толстой. Антон Чехов. Иван Бунин. Леонид Андреев. Максим Горький. Федор Тютчев. Георгий Иванов. Александр Твардовский. - СПб.: Соларт, 2009. (Ч. з. N 4 (1)).

3. Ермилов, В. В. Толстой-романист. «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение». - М.: Худож. лит., 1965. (НА (1)).

4. Жданов, В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». - М.: Книга, 1967. (НА (1)).

5. Хизанишвили Т. В. Функция евангельского текста в повести Л. Толстого «Крейцерова соната»: к вопросу о концепции брака // Калининград 750: прошлое, настоящее, будущее: сб. тезисов и докладов. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. Вып. 3: Филология и гуманитарные науки. - 2005. Стр. 43 – 44. (СБО (1), ч. з. N 1 (1), НА (7), ч. з. N 4 (1)).

2.10. Ф.М. Достоевский (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Картина разрушающегося мира в поздних романах Достоевского. Диалог как спасение.

2. «Код смерти» в повести «Кроткая».

Рекомендуемая литература:

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: «Сов. Россия», 1979. (НА (2), ч. з. N 4 (1)).

2. Достоевский и XX век. - М.: ИМПЛИ РАН, 2007. (НА (1)).

3. Касаткина, Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М.Достевского как основа «реализма в высшем смысле». - М.: ИМЛИ РАН, 2004. (НА (2)).

4. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. (Ч. з. N 4 (1)).

5. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М.: Наследие, 2001. (Ч. з. N 4 (1)).

6. Степанян, К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. - СПб.: Крига, 2010. (Ч. з. N 4 (1)).

2.11. Русская литература «Серебряного века». Литература советского периода (роман-антиутопия) (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. «Двенадцать» как поэтическое «евангелие» о Судьбе.

2. «Откровение от женщины»: поэзия Ахматовой и Цветаевой.

3. Хронотоп тоталитаризма в романе Е. Замятина «Мы».

4. Механизм убийства «Я» в «Мы».

Рекомендуемая литература:

1. А. С. Пушкин - М. И. Цветаева: Седьмая цветаевская междунар. науч.-темат. конференция. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. (НА (1)).

2. Александр Блок: pro et contra. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. (НА (1), ч. з. N 4 (1)).

3. Александр Блок: исследования и материалы. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. (НА (1)).

4. Ахматовские чтения: А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века: сб. науч. тр. - Тверь, 1995. (НА (1)).

5. Бурдина, С. В. Поэмы Анны Ахматовой. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. (Ч. з. N 4 (1)).

6. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)).

7. Маслова, В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. (Ч. з. N 4 (1)).

8. Осипова, Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. - Киров, 2000. (Ч. з. N 4 (1)).

9. Милорадович Г. Роман Замятина «Мы» // Русский сборник. Исследования по истории России. - М.: Модест Колеров, 2004.
Т. 4. - 2007. Стр. 170-197. (НА (1)).

10. Русская литература XIX - XX веков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. Т. 2. Стр. 206-232. (Ч. з. N 4 (1)).

11. Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы: учеб. для студ. вузов. - СПб.: Логос; М.: Высш. шк., 2002. (Ч. з. N 4 (1), НА (1)).

12. Салайчик Я. Сигнал об опасности, угрожающей человечеству. О романе «Мы» Евгения Замятина // Десять лучших русских романов XX века: сб. ст. - М.: Луч, 2004. Стр. 24-37. (Ч. з. N 4 (1)).

13. Шмид У. «Мы» Замятина. Опыт аполитического прочтения // Sub specie tolerantiae. - СПб.: Наука, 2008. Стр. 479-493. (НА (1)).

14. Эткинд, Е. Г. «Мы – лирика» и роман Е. Замятина «Мы» / Эткинд, Е. Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. Статьи и исследования. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. Стр. 568-588. (Ч. з. N 4 (1)).

2.12. Жанр «интеллектуального романа» (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Символика «Степного волка» в «магическом театре» жизни: роман Гессе «Степной волк».

2. Философия игры у Гессе.

3. «Гениальность смерти» в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции» и романе «Доктор Фаустус».

Рекомендуемая литература:

1. Апт, С. К. Над страницами Томаса Манна: очерки. - М.: Советский писатель, 1980. (НА (2)).

2. Апт, С. К. Томас Манн. - М.: Молодая гвардия, 1972. (НА (1)).

3. Березина, А. Г. Герман Гессе. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. (НА (1)).

4. Дирзен, И. Эпическое искусство Томаса Манна: мировоззрение и жизнь. - М.: Прогресс, 1981. (НА (1)).

5. Кургинян, М.С. Романы Томаса Манна. Формы и метод. - М.: Худож. лит., 1975. (НА (2)).

6. Малащенко, В. В. Проза Германа Гессе 1910-х годов: трансформация поэтики: учеб. пособие. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2010. (Ч. з. N 4 (1), СБО (1), НА (2)).

7. Малащенко, В. В. Феномен игры в прозе Германа Гессе («Демиан», «Кляйн и Вагнер», «Последнее лето Клингзора»): автореферат дис. ... канд. филол. наук, Рос. гос. ун-т им. И. Канта. - Б.м., 2008. (Ч. з. N 1 (2)).

2.13. Экзистенциализм. Философский роман (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Дж. Фаулз «Коллекционер»: душа в «Коллекции Смерти».

2. Признаки постмодернистской нарратологии в романе Фаулза «Волхв».

3. Генеалогия зла в романе Голдинга «Повелитель мух».

Рекомендуемая литература:

1. Акатова А. А. Универсальные семантические фреймы в метатексте Дж. Фаулза // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты): междунар. науч.-практ. конф. - М.; Кострома: Элпис, 2006. Стр. 165-168. (НА (1)).

2. Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. - 1999. N 12. - С. 217-221.

3. Антипенко Е. Интертекстуальный характер романов Дж. Фаулза // Балтийский филологический курьер. - 2003. N 2. - С. 227-236.

4. Ермолин Е. По направлению к Фаулзу // Дружба народов. - 2003. N 11. - С. 192-196.

5. Чамеев А. Уильям Голдинг - сочинитель притч // Голдинг У. Пирамида: Романы, повести. - СПб. - С. 805-827.

2.14. Американская литература. Латиноамериканский роман (2 ч.).

Темы для обсуждения:

1. Топография детства и пропасти в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

2. Хронотоп апокалипсиса в романе Маркеса «Сто лет одиночества».

Рекомендуемая литература:

1. Вирхилио Лопес Лемус. Неисчерпаемый талант Гарсиа Маркеса. - Гавана: Хосе Марти, 1990. (НА (1)).

2. Галинская, И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д. Сэлинджера. - М.: Наука, 1975. (НА (1)).

3. Гирин Ю. Н. Габриэль Гарсиа Маркес // История литератур Латинской Америки. Очерки творчества писателей XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. Стр. 542-621. (НА (1)).

4. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес: очерк творчества. - М.: Худож. лит., 1986. (НА (2)).

5. Иткина, Н.Л. Поэтика Сэлинджера. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. (НА (1)).

3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

3.1. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

Наши рекомендации