Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия
Урок развития речи. Итоговый урок
Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму» — это первый опыт сочинения по литературному произведению. От него во многом зависит формирование умения, говоря терминологией психолингвистов, порождать тексты — размышления на заданную тему. Учитель со всей серьезностью отнесется к анализу сочинений учащихся по рассказу «Муму». Анализ будет доброжелательным и побуждающим учеников к работе над собой.
Работа над ошибками в классе часто сводится только к работе над орфографическими ошибками, что происходит от желания учителя упростить свою задачу. Выберем такой путь, который будет более соответствовать интересам учеников. Проанализируем удачные и неудачные случаи построения сочинения, отметим удачно приведенные примеры. Напомним, что переход к раскрытию нового пункта плана отмечаем новым абзацем.
Выделим в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок. Из текстов школьных сочинений выпишем несколько примеров, нуждающихся в литературном редактировании, и выберем оптимальный вариант построения предложений.
Важно, чтобы такая работа проводилась систематически. Это побудит учеников более ответственно относиться к работе со словом.
Отработку орфографических ошибок можно будет провести на уроке русского языка.
Закончив анализ сочинений, учитель подведет итоги работы класса в течение полугодия.
А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии А. А. Фета
В учебник по литературе для 5 класса, переработанный в 2006 г., в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А. А. Фета, причем в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение.
Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как канву, и как толчок к собственному поиску.
Желательно, чтобы учитель заранее сделал отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений: «Чудная картина...» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.
I.Артикуляционная разминка
Учим и коллективно проговариваем новую скороговорку, повторяем скороговорки, разученные ранее.
II. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения
Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации.
Работа с ассоциациями
— Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.
— Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трех-четырех предложений).
На зарисовку-ассоциацию отводится около трех минут. После этого дети читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.
Выразительное чтение и анализ стихотворения
— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.
Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то следует их раздать в этот момент. Учебник в таком случае пока не нужен.
Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели почувствовать текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации детей и картину, нарисованную Фетом.
При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике (с. 246).
— Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?
«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать четкие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.
— Сколько предложений в стихотворении?
— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу. Есть ли в предложении глаголы?
Грамматические основы подчеркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).
Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением ты, сказуемое — кратким прилагательным родна. Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) — равнина, луна, свет, снег, бег, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим словно застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.
— Какие элементы пейзажа описывает поэт?
Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далекие, бег одинокий. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.
— Обратим внимание на звукопись. Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?
Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.
— В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причем некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.
— Перед нами была зимняя картина, а теперь попробуем перенестись в весенний день.
III. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия
Выразительное чтение и анализ стихотворения
Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.
— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.
— Стихотворение «Чудная картина...» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?
По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют «кадры» в тексте ксерокопии.)
1. Окно, за окном — свет.
2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).
3. Воробей купается в песке (крупный план).
4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план).
5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).
6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).
7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.
— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?
Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит), мы чувствуем движение, видим изменения в природе.
— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?
Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его что-то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.
К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине...» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы на одну и ту же тему рисовали два-три ребенка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.
Если остается время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.
IV. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора
Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.
— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?
Подведем детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры; все стихотворение построено на этом скрытом сравнении (потребуется вспомнить понятие метафора). Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл противопоставления в стихотворении А. А. Фета.
V. Страницы биографии А. А. Фета
Дети читают и пересказывают текст учебника (с. 245). Особое внимание уделим последнему абзацу:
«Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове».
Самым сложным из этих трех предложений будет второе, попросим детей прокомментировать его, объяснить, что значат слова: «Фет научил русскую поэзию...»
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина...» и «Весенний дождь» (или одного из них, по усмотрению учителя, в зависимости от уровня литературного развития класса).
Нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям.
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник» — рассказ-быль
I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль
Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого дети уже читали в школе, о какихпроизведениях для взрослых они слышали и что знают о жизни писателя.
Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
Свяжем воедино то, что дети уже знают, с новой информацией о великом писателе.
Учитель может рассказать о Толстом, отобрав факты, которые будут интересны детям.
Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике (с. 248—249). Дети прочитают статью, а учитель сделает необходимые комментарии.
23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.
— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?
— Как вы думаете, что такое рассказ-быль?
Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» (с. 249—251). Возможен и другой подход к этой работе: узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением.
II. «Кавказский пленник».Комментированное чтение
Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще.
Рассказ начинает читать учитель. Если рассказ И. С. Тургенева «Муму» должен быть целиком прочитан учителем, то рассказ Толстого может и должен прозвучать в чтении ребят после того, как они самостоятельно дочитают его дома. Учитель начинает, давая образец выразительного чтения рассказа.
Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы ученикам. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.
Домашнее задание
Дочитать рассказ до конца.
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
I.Артикуляционная разминка
II. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.
Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
Качество | Жилин | Костылин |
Смысл фамилии | Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами | Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги |
Внешность | «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» | «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» |
Предусмотрительность | «— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку) | |
Отношение к лошади | «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» | «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого» |
Храбрость — трусость | «— ...Не дамся же живой...» «— ...С ними что робеть, то хуже» | «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху» |
Поведение в плену | «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» | «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» |
Мнение татар о пленниках | «Джигит» | «Смирный» |
Наблюдательность, любознательность | «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» | |
Выносливость, мужество | «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» | «Костылин все отстает и охает» |
Верность, преданность | «...не годится товарища бросать» | Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе
I.Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.
II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
— Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
— Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
— Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
— Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.
III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» — до слов: «И так думается ему, что это самое — крепость русская».
— В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
— Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» — до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.
Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения
Урок развития речи
I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.
Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.
Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.
Глава вторая
Распояской — без пояса.
Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый — морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.
Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.
Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.
Глава пятая
Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.
Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.
Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.
II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод. Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.
Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.
— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?
Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.
— Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция — явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
Развязка — Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника):
— Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.
Идея— главная мысль произведения.
Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.
Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?