Поэзия начала XX века. Характеристика основных поэтических течений рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Чтение наизусть одного стихотворения.
Условность термина. Исходная граница «серебряного века» дискуссионной не является (она примерно совпадает с хронологическим рубежом веков, или относится к 1892, 1894,1895 года), а финал исследователями определяется по-разному Так, Ин.Анненский ушёл из жизни в 1909 году, а И.Бунин – в 1953-м, притом, что и тот, и другой не могут быть изъяты из общего контекста «серебряного века». Вадим Крейд трактует конечную границу явления в историческом плане: «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас не хотели уверить. В 20-ые годы ещё продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться… Каждый её активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы – и творческой индивидуальности – каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались ещё некоторые объединения… Но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел сразивший Гумилёва».
Наибольший расцвет поэзия серебряного ссека получила в 1910-ые годы.
В это время на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады.
Модернистскими в литературоведении принято называть, прежде всего, три течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
(Хронологический промежуток) (Направление)
1890-1917 годы МОДЕРНИЗМ
Серебряный век
Символизм Акмеизм Футуризм (течения)
Модернистское течение, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы, где символ – многозначное иносказание («Символ – окно в «бесконечность» Ф.Сологуб)
Модернистское течение (от греч. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларирующее конкретно чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Модернистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Серебряный век, по сути, является суммой модернистских литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм) и фигур, не вписывающихся ни в одно из этих течений. Параллельно с утверждение поэтических школ для этого времени характерно нарастание личностного начала. Литературная школа и творческая индивидуальность – две ключевые категории поэтического процесса того времени.
21. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».