ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 10) Определите литературное течение рубежа XIX-X X веков, основными принципами эстетики

10) Определите литературное течение рубежа XIX-X X веков, основными принципами эстетики которого являются «тайнопись неизреченного», создание художественных образов – выразителей непостижимой сущности предметов и явлений. Назовите представителей этого течения.

11) Определите, кому из поэтов Серебряного века принадлежат следующие строки:

Юноша бледный со взором горящим!

Ныне даю я тебе три совета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

12) Определите способ стихосложения данного стихотворения. Назовите средства выразительности, использованные в данном отрывке.

13) Продолжите предложение: «Символ – это…»

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

14) Определите, какому поэту принадлежат следующие строки:

Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

15) Укажите средства художественной выразительности, способ стихосложения, использованные в данном отрывке.

16) Назовите фамилию поэта – автора стихотворений «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери». Укажите основные темы его творчества.

17) Назовите фамилию русского поэта ХХ века, отличительной чертой творчества которого, по мнению исследователей, является цветопись, например: «голубая Русь», «розовый конь», «белых яблонь дым. Продолжите «цветовой ряд».

М.А.БУЛГАКОВ

1)Укажите профессию М.А.Булгакова. Где родился писатель?

2)Назовите произведение М. А. Булгакова, героями которого являются профессор Преображенский, доктор Борменталь и пес Шарик. Где и в какое время происходит действие данного произведения?

3)Укажите, кто из героев М.Булгакова произносил загадочное слово «абырвалг».

4)Вспомните, каким было первое слово, произнесенное Шариком-человеком (повесть М.Булгакова «Собачье сердце»).

5)Укажите, где происходит действие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

6)Поясните, в чем своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита».

7)Расположите в хронологической последовательности следующие события романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова:

А) беседа Воланда и Берлиоза

Б) встреча Маргариты и Азазелло

В) прощение Пилата

Г) прощение Фриды

8)Поясните, какова роль фантастики в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

9)Что, по-вашему, означает «покой» в понимании автора романа «Мастер и Маргарита»?

10)Перечислите, кто из персонажей романа М.Булгакова входит в «свиту» Воланда.

11)Назовите имя персонажа романа «Мастер и Маргарита», имеющего следующую портретную характеристику: «Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость».

12)Поясните, как вы понимаете выражение Воланда, ставшее афоризмом: «Рукописи не горят».

13)Определите, какие приемы использует М.Булгаков в финале романа «Мастер и Маргарита»: «Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки».

14)Определите, какому герою романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежит следующий портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

15)Продолжите предложение: «Образ Москвы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - …»

16) «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Дайте аргументированный ответ на вопрос: какова роль образа Маргариты в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

М.М.ШОЛОХОВ

1) Укажите, как назывался первый сборник рассказов, сделавший имя М.Шолохова известным. Когда этот сборник был издан?

2) Укажите, чем смысл названия первого сборника рассказов М.А.Шолохова.

3) Поясните, как автор «Донских рассказов» относится к Гражданской войне.

4) Поясните, какой смысл заключен в названии романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».

5) Поясните, какое произведение какого писателя Х1Х века послужило М.Шолохову образцом для создания романа «Тихий Дон».

6) Назовите исторические события, ставшие предметом изображения в романе «Тихий Дон».

7) Герой романа М.Шолохова «Тихий Дон», возвращаясь домой после долгих лет войны, думает о том, «как дома снимет шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на теплую куртку домотканый зипун, поедет в поле…» Назовите героя.

8) Укажите, какой смысл заключен в названии рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

9) Укажите, какой тип композиции использовал М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека».

10) В каком году М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии.

11) Определите, какой художественный прием использует М.Шолохов в следующих

строках: «Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее

солнце».

12) Определите, какой художественный прием использует М.Шолохов в следующих

строках: «За розовеющим, веселым, как детская улыбка, облачком маячил в небе

тоненький-тоненький краешек месяца».

13) Определите, какой художественный прием использует М.Шолохов в следующих

строках: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли разметывали сон, как ветер копну сена».

14)Назовите литературоведческий термин, обозначающий образные определения, которыми М.Шолохов пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слезы».

15)Укажите, какой эпизод и из произведений М.Шолохова вам запомнился. Поясните, почему вас заинтересовал именно этот фрагмент.

16)Укажите, в каком году М.Шолохов был удостоен Нобелевской премии.

Анализ текста

Наши рекомендации